Будь здоров, малыш!

Мама иногда с удивлением вдруг обнаруживает, что перестала понимать своего ребенка. Почему он капризничает, отказывается выполнять ее просьбы, топает ножками? Почему он не похож на соседского малыша – тот спокойный, может подолгу играть в песочнице, улыбается незнакомым.
На эти вопросы отвечает организатор московского Центра соционики Валерия КОЛБИКОВА.

Не каждой маме удается даже с годами разгадать характер собственного ребенка – его мироощущение, мотивы поступков, сильные и слабые стороны. Тут легко растеряться, начать применять давление, и тогда дело может закончиться конфликтами, неуспеваемостью, букетом детских болезней, а вопрос: "как же понять своего ребенка?" – станет сродни гамлетовскому. Чтобы не доводить до этого, надо начать поиски ответа на этот вопрос гораздо раньше, когда ребенку еще 4 года или 5 лет, чтобы не воспитывать его по собственному образцу, не ломать его психику, а раскрыть то, что заложено в нем природой.
И большую помощь может в этом оказать интереснейшая наука о психологических типах и отношениях между людьми – соционика. Она возникла в 70-х годах в Литве и опирается на исследования Карла Юнга, Зигмунда Фрейда и других психологов и психиатров начала века. Соционика утверждает, что люди часто не понимают друг друга, поскольку общаются на разных языках, что связано с типом нашего интеллекта. Именно от него зависят наш характер, привычки, склонности к определенному виду деятельности, наши сильные стороны и уязвимые места. И таких интеллектов 16. Все вместе они образуют единый организм, который является единицей человеческого разума и напоминает большой шестнадцатигранный дом, каждая сторона которого "видит" мир по-своему. Вот почему то, что годится для одного человека, может совершенно не подходить для другого.
Соционика дает нам не только психологические портреты всех шестнадцати типов характеров, но описание шестнадцати типов отношений между ними: от самого комфортного, "дополняющего" – до "конфликтного". Существует уникальная таблица – с четкой информацией о возможностях людей и их психологической совместимости.
Таким образом, благодаря соционике вы сможете не только понять внутренний мир и характер вашего ребенка, но и узнать, как строить с ним отношения, что можно спрашивать с него и в чем нужно ему помочь, какие слова нежелательно говорить ему, потому что они задевают его за живое, и как раскрыть его способности. Ведь ребенок, которого понимают, сможет потом найти себя, влиться в социум, создать полноценную семью. И зависит это во многом от вас.

Поскольку ребенок в возрасте 4-5 лет не может еще четко отвечать на вопросы, то мы предлагаем вам понаблюдать за ним во время несложных игровых заданий, отмечая ведущие элементы, из которых состоит "каркас" его личности.
Эти элементы открыл и описал Карл Юнг, а именно:
1. Рациональность – организованность и последовательность в любом деле, постоянство в увлечениях.
2. Иррациональность – спонтанность, умение легко приспосабливаться к новой ситуации, стремление к смене впечатлений.
3. Логика – ориентация на здравый смысл, логику, на законы объективного мира и порядок.
4. Этика – умение строить отношения с другими, выражать чувства, понимать настроение людей и сопереживать.
5. Интуиция – умение фантазировать, выдвигать необычные идеи, гипотезы, улавливать скрытые мотивы процессов и людей, абстрактно мыслить.
6. Сенсорика – практичность и реалистичность, умение хорошо владеть своим телом, пространством, вещами, людьми и ощущениями, данными нам от природы.
7. Экстраверсия – ориентация на внешний мир и на объективные факты, общительность.
8. Интроверсия – обращенность в себя, стремление к уединению, к субъективной оценке происходящего.

Вы должны будете выбрать из двух противоположных признаков один и записать его порядковый номер, чтобы получилась четырехзначная цифра. Например, 1458. Это будет и своеобразная игра, и небольшое психологическое исследование вашего ребенка, во время которого вы сможете проанализировать и свой характер. Итак, опишем более подробно первую пару признаков, которые делят людей на две большие категории.

1. Рациональность. Эта группа детей более устойчива в своем поведении. Их настроение не меняется без веских причин, и они могут долго сохранять работоспособность во время занятий или игры. Они любят все делать последовательно, не спеша и не откладывая "на потом". Стараются доводить начатое до конца – дочитать книжку, доделать игрушку. Бывают упрямы – рационального ребенка трудно переубедить в чем-то, заставить изменить свое мнение. Они с трудом подстраиваются под изменившуюся ситуацию. Сердятся, когда их отвлекают от занятия каким-нибудь неожиданным поручением. Им удобнее жить по четкому временному графику.

2. Иррациональность. Дети этого типа обладают подвижной нервной системой, они живут периодами подъемов и спадов, активность их очень зависит от настроения. Такие дети чаще склонны отвлекаться на новые занятия, не закончив прежних. Они могут легко менять свои убеждения по ходу игры или урока, могут заниматься сразу несколькими делами: учить стих и помогать по дому. Эмоции и поступки их импульсивны, непредсказуемы. Им трудно укладываться в сроки, подчиняться определенному распорядку. А теперь подумайте, какой из следующих двух признаков выражен ярче у вашего ребенка, и не забудьте записать цифру "3" или "4".

3. Логика. Такой ребенок производит впечатление рассудительного человека, может прямо сказать, что думает, даже если это кому-то не нравится. Свою правоту обычно доказывает, употребляя слова "правильно – неправильно". Быть правым для него важнее, чем быть приятным. Свои эмоции старается не показывать и не особенно вникает в переживания других. Любит считать, решать разные задачки и головоломки, стремится к любознательности. Умеет искать и исправлять ошибки в тексте, задачах и рисунках. Любит технические устройства. Старается все делать сам.

4. Этика. Такие дети часто улыбаются, свободно выражая эмоции, и хорошо разбираются в отношениях между людьми. Они умеют мирить людей, уговаривать их, успокаивать, поднимать настроение, сопереживать. Могут уступить другому, чтобы сохранить дружбу, или наобещать многое, чтобы не испортить отношения. Они любят оказывать услуги, дарить подарки, любят заниматься с маленькими детьми, воспитывая их. Очень переживают обиды, могут легко расплакаться, но вскоре об этом забыть. Часто возмущаются по поводу "нехороших" или "нечестных" поступков других ребят. Однако сами могут что-то утаить, где-то слукавить, поскольку этично для них то, что улучшает отношения.

Ну а теперь приступаем к следующим двум психологическим характеристикам. Понаблюдайте, какая из них от природы сильнее у вашего ребенка, – ту и выберите.

5. Сенсорика. Дети этого типа прекрасно разбираются в своих ощущениях. Они легко могут подсказать, как навести уют, красиво одеться, какое из блюд самое вкусное. Они не витают в облаках, практичны. Могут многие вещи делать своими руками: например, пришить пуговицу, починить игрушку, сделать украшение для дома. Их можно быстро научить пользоваться инструментами, правильно их содержать. Они любят красивые предметы, одежду, стараются их не испачкать. Очень внимательны к своей внешности. Часто играют в докторов, а научившись, действительно, могут оказать первую медицинскую помощь. Они активны, хорошо ориентируются в пространстве, умеют отстаивать свою территорию и свои интересы. Обладают хорошей реакцией, предпочитают больше действовать, чем рассуждать.

6. Интуиция. У ребят этого типа хорошо развито воображение. Мечты и фантазии для них важнее, чем реальность. Они любят придумывать новые игры, сочинять рассказы (причем самые невероятные), стихи. Могут написать музыкальную пьесу, сконструировать новую машину или дом. Дать описание не существующего на Земле животного с самым необычным названием. В повседневной жизни они довольно рассеянны, не обладают быстрой реакцией и расторопностью. Отличаются неуверенностью в себе, не уделяют должного внимания своей внешности и одежде. Такой ребенок может уступить свои позиции более активным и напористым сверстникам. Он иногда с трудом ориентируется в пространстве, может путать "право и лево". Интуитивно дети могут чувствовать скрытые намерения других людей, предсказывать развитие событий. Они живут не столько сегодняшним днем, сколько будущим. Интерес к новому для них важнее, чем польза или выгода.

И последние два признака – это наверняка многим известные экстраверсия и интроверсия.
7. Экстраверсия. Такие дети легко знакомятся с другими ребятами, доверчивы, общительны, любят брать на себя ответственность, быть капитанами в играх. Могут при всех прочесть стихи, спеть, станцевать. В обществе чувствуют себя лучше, чем в одиночестве, дома. Они с готовностью общаются со всеми, желая быть значимыми для всех, а не только для избранных. При этом тратят большое количество энергии, так как им трудно вовремя остановиться. Экстравертам свойственны импульсивность, гибкость поведения, социальная адаптированность. Однако им труднее разобраться в себе, чем в окружающих.

8. Интроверсия. Интровертные дети обычно более замкнуты, не лезут "на сцену", труднее приспосабливаются к новым условиям и новым людям. Они сдержанны, осторожны в поступках и высказываниях, предпочитают скрывать свое внутреннее состояние и стараются не выделяться. Новым знакомым они предпочитают привычный круг людей, для которых хотят быть значимыми. Стараются избегать неудач, действуют лишь при крайней необходимости. Внешне выглядят погруженными в себя. Ситуацию, в отличие от экстравертов, видят более субъективно.

Теперь, когда вы выбрали нужные признаки и соединили цифры, следует отыскать нужное число в таблице. Именно этот тип личности присущ вашему ребенку.

1357 – Инспектор
1358 – Управляющий
1367 – Аналитик
1368 – Экспериментатор
1457 – Хранитель
1458 – Коммуникатор
1467 – Гуманист
1468 – Наставник
2357 – Мастер
2358 – Лидер
2367 – Критик
2368 – Новатор
2457 – Посредник
2458 – Политик
2467 – Лирик
2468 – Вдохновитель

Конечно, не все признаки детского характера можно легко и просто определить в этом возрасте, ведь логика и интуиция проявляют себя отчетливо в более позднее время – годам к 12-14. Но это не значит, что нужно ждать. Ведь, наломав дров, гораздо труднее исправить ситуацию. Так что дерзайте! Не торопитесь с выводами – понаблюдайте за ребенком не в одной, а в нескольких ситуациях. Чтобы он был обязательно здоров, в хорошем настроении. Интерес к личности вашего ребенка и ваше любящее сердце помогут вам понять его!

Алиса ЕРЕМИНА