Корпоративное напряжение
Мне, как руководителю небольшой фирмы, перед праздниками приходится думать о подарках, премиях для сотрудников. Говорят, они укрепляют лояльность специалистов. Не знаю как насчет лояльности, а вот сил и денег на это уходит масса. Как быть?
Ирина Павлова
Отвечает специалист по бизнес-отношениям, руководитель тренинговой фирмы из Санкт-Петербурга «Вектор» Василий Иванович Стамов.
Для начала интересная история. Мне как-то довелось лететь на самолете, и соседями оказалась компания молодых людей с женами. Как водится, они выпили, языки развязались, и я узнал, что они летят на один из лучших горнолыжных курортов. Это награда фирмы своим лучшим продавцам. Пятизвездочный отель. Срок – неделя. Мечта. А в прошлом году фирма посылала своих лучших «сейлзов» в путешествие по всей Мексике.
Что бы вы подумали о таком месте работы и чувствах, которые должны испытывать к фирме ее специалисты?
К удивлению, слов восторга и благодарности из уст ее лучших представителей я не услышал. Напротив. Большинство тяготилось и мексиканской поездкой, и предстоящими горными лыжами. Почему такая черная неблагодарность?
Оказалось, интересы у всех сейлзов были абсолютно разные. И как я понял, лучше бы им конверт с деньгами дали на руки и неделю отпуска. А кому и как отдыхать, они сами бы разобрались. Кстати, речь идет о всемирно известной фирме. Значит, и там многочисленные специалисты по воспитанию лояльности сотрудников чего-то не понимают.
А вот мой личный опыт. Когда я организовал в начале 90-х свою консалтинговую фирму, то тоже старался всячески укреплять лояльность сотрудников с помощью разнообразных корпоративных мероприятий. За неделю перед праздником уже начинала мучить мысль: «Что придумать? Чем удивить? Шашлыки были, на теплоходе катались, караоке пели…».
Со временем поднакопились наблюдения и выводы по поводу этих корпоративных вечеринок. Оказывается, народ постарше и одинокие принимают в вечеринках более активное участие. Молодежь стремится отметиться и побыстрее убежать с теми, кто им ближе по возрасту и интересам. Со «старичками» им неинтересно. К концу празднества кто остался, разбиваются по кучкам и терпеливо ждут, когда все это окончится.
Кому весело в таких служебных компаниях? Тем, кто теряет над собой контроль и начинает активно заливать за ворот. Осадок остается всегда: человеку неудобно, что он потерял лицо, а коллектив открывает для себя новые черты характера своего коллеги.
Кстати, с точки зрения служебных отношений руководитель должен держать определенную дистанцию с подчиненными. Ведь завтра придется кого-то ругать, кого-то увольнять, кого-то понижать. А как это сделать, если еще вчера ты дружно укреплял с ним лояльность за чашкой чая?
Теперь самое главное. Если вы спросите себя – хоть одна ваша корпоративная вечеринка помогла поднять производительность труда, улучшила отношения в коллективе, приподняла ваш авторитет, или так укрепила лояльность сотрудников, что теперь они, за какие бы деньги ни переманивали конкуренты, будут с вами до последнего вздоха?
Мой личный опыт, опыт моих клиентов и коллег по бизнесу говорит, что это, увы, совсем не так. Ну а раз не так, и вам не нужно, и вашим подчиненным – чего ради ломать над этим голову?
Сегодня, кстати, в статьях, книгах по бизнесу, если вы заметили, руководителям фирм упорно навязывают роль эдакой няньки по отношению к своим сотрудникам. Надо повышать их лояльность, беспрерывно мотивировать, стимулировать, обеспечивать карьерный рост и прочее, прочее.
Но ведь руководитель – не нянька, сотрудник – не бестолковый школьник-третьеклассник, а работа – не благотворительная организация. Вместе собираются взрослые люди, как правило, с хорошим образованием, чтобы делать общее дело. Почему кто-то должен с кем-то нянчиться?
Задача руководителя – предоставить своим правильно подобранным сотрудникам все возможности для творческой реализации их потенциала. А интерес сотрудников в том, чтобы полностью реализовать свой потенциал. Если он, конечно, у них есть и они занимаются своим делом.
Ведь это так естественно, что люди на работе должны «гореть». Таких и подбирайте. Ну а тлеющие полена, сколько их ни мотивируй, стимулируй и бонусируй, все равно не загорятся. Не тратьте на них силы.
Выводы. Я не знаю случаев, чтобы корпоративные вечеринки как-то ощутимо укрепили компанию. В период кризиса самое время от них отказаться, если они вас тяготят. Раз и навсегда.
Интересы у всех людей абсолютно разные, и самый универсальный способ отметить человека – денежная премия. Кто лучше него знает, на что ее потратить?
Поощрять людей надо, но понятными им и вам способами: повышение зарплаты, продвижение по службе, постановка новых интересных задач.
И последнее. Работа – дело общее, а отдых – сугубо личное. Зачем их смешивать?