Косметология против пластики?

Косметология против пластики?

Пластическая хирургия – одна из самых динамично развивающихся областей медицины. Неудивительно, что вокруг нее растет число спекуляций, возникают скандалы и громкие сенсации. Как разобраться в потоках информации и понять, что вам действительно нужно? Консультирует пластический хирург, заведующий отделением косметологии и пластической хирургии ФГУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Росмедтехнологии» в Москве Александр Анатольевич Соколов.

 

– Сегодня многие косметологические клиники рекламируют безоперационные методики и называют их альтернативой пластической хирургии. Это действительно так?

– Как правило, такие заявления не соответствуют действительности. Любая методика, хирургическая или консервативная, имеет свои показания. И в каждом конкретном случае, исходя из проблемы своего пациента, врач делает выбор в пользу того или иного пути.

Скажем, если у человека есть заметные избытки кожи на лице или образовался так называемый фартук на животе, ему не поможет ни одна новомодная аппаратная методика. Здесь не обойтись без помощи хирурга. В то же время 30-летней женщине, у которой возникли первые морщинки и снизилась упругость кожи, операция совершенно не нужна. Ей как раз следует искать помощи у косметологов.

Говорить о том, что некий новый неоперационный метод даст результат, сопоставимый с эффектом операции, но при этом без наркоза и разрезов, просто некорректно.

– Но если пациента не удовлетворил эффект, всегда можно подать в суд или заявить претензии клинике, разве не так?

– Это не всегда можно сделать, и вот почему. Эффект от многих процедур складывается постепенно и становится заметным через 3–6 месяцев. Если курс делался по показаниям, пациент будет этому только рад. Он получит то, на что рассчитывает. Но, если процедура была назначена неправильно, даже через полгода человек будет выглядеть почти так же, как и до ее проведения.

А доказать что-то сложно – прошло много времени. Кроме того, косметолог всегда может сослаться на индивидуальные особенности организма пациента, которые не дали эффекту проявиться в полной мере. Или «заподозрит», что пациент не выполнял все указания по домашнему уходу.

– Но ведь точно так же дела обстоят и в пластической хирургии – окончательный результат можно оценить через несколько месяцев, и он во многом зависит от особенностей тканей.

– Это не совсем верно. Эффект, хоть и скрытый синяками, повязками и отеками, виден сразу. В хорошей клинике перед операцией вас обязательно сфотографируют в нескольких ракурсах. После операции будет сделано еще несколько снимков с разным временным интервалом. И в случае возникновения проблем эти фотографии будут служить официальным документом для компетентных органов.

Если пациент будет недоволен результатом, снимки отправят к независимым экспертам. Последние оценят результаты согласно принятым нормам эстетики и вынесут свое решение. Но обычно подобные вопросы рассматриваются в клинике и врач вместе с пациентом ищут компромисс.

– Как же все-таки понять, что тебе нужно – операция или курс косметологических процедур?

– Здесь есть два аспекта. В первую очередь, при существующем разнообразии предложений пациенту самому стоит хоть немного разбираться в этой сфере. Здесь важно правильно выбирать источники информации: авторитетные сайты, журналы.

В последнее время в «желтых» СМИ не раз появлялись «сенсации» и раздувались скандалы, которые дискредитируют пластическую хирургию и косметологию. Из-за них у многих людей сложилось резко негативное мнение об этой области медицины.

Разумеется, ошибки могут быть у любого врача. Но нередко начинается игра на чувствах неудовлетворенного пациента, подгонка фактов. Те, кто хоть немного разбирается в проблеме, всегда обнаружат нестыковки и сделают для себя правильные выводы.

Второй момент – это выбор клиники и врача. В солидном учреждении, где работают и косметологи, и пластические хирурги, вас направят именно туда, куда нужно. Если это заведение действительно следит за своей репутацией, оно будет заинтересовано в том, чтобы вы были довольны эффектом и в будущем вернулись, а в идеале – порекомендовали клинику знакомым.

– Выбор клиники – дело важное, но ведь общаться пациенту предстоит непосредственно с врачом. Как не ошибиться в выборе специалиста?

– Многие здесь ориентируются на чувство личной симпатии, которое возникло к тому или иному врачу. Но главное, чтобы у вас  возникло доверие к этому доктору как к профессионалу.

Хороший врач будет терпеливо отвечать на ваши вопросы и объяснит все тонкости процедуры буквально «на пальцах», добившись полного вашего понимания. Если вам не нужно хирургическое вмешательство, ответственный специалист без колебаний отправит вас к косметологу, четко объяснив при этом причины такого положения вещей.

Если операция все же нужна, вам должны рассказать о ее особенностях, ожидаемом результате и обязательно – о побочных эффектах и осложнениях. Хирург не должен преподносить все в розовом свете – если человеку предстоит операция, он должен знать о возможных проблемах. Сам пациент должен не стесняться задавать вопросы, даже если они кажутся ему глупыми. Речь идет о вашем здоровье и красоте, поэтому важно все.

– А вас не раздражают слишком уж подкованные пациенты, которые сами знают, что им нужно сделать?

– Совсем нет. Именно с такими людьми легче всего работать. Они адекватно реагируют на объяснения, хирургу проще убедить их, почему им лучше сделать ту или иную операцию. Такие люди готовы к тому, что после операции может быть синяк или отек, они не пугаются этого и готовы спокойно ждать появления результата.

Именно поэтому я призываю пациентов пластических хирургов изучать интересующую их информацию, быть въедливыми и любопытными. Это нормально, когда пациент просит показать ему палаты или операционные или хочет ознакомиться с сертификатами клиники и доктора.

Сертификаты говорят о том, что клиника прошла необходимые проверки и была допущена к оказанию данного вида медицинской помощи. Оснащенность операционных и палат тоже о многом говорит – поверьте, важнее обратить внимание именно на них, нежели на дороговизну ремонта в клинике. Кстати, там должна быть палата интенсивной терапии, а на операции обязан присутствовать анестезиолог-реаниматолог – это важно для безопасности пациента.

– Какие документы должны быть оформлены перед пластической операцией?

– Их всего два. Сначала заключается договор на оказание медицинской помощи. Затем пациент подписывает информированное согласие. В нем описаны все осложнения, возможные после данной операции. Но это, вопреки распространенному мнению, совершенно не освобождает клинику от ответственности за здоровье пациента и результат операции. По каждому пункту любого из этих документов человек может получить подробный комментарий от врача.

Еще один момент, который строго регламентируется соответствующими распоряжениями Росздрава, – это перечень необходимых анализов и инструментальных обследований. Без их прохождения ни один человек на операцию не попадет.

Последний документ, с которым сталкивается пациент, – это чек, который он должен получить в клинике после оплаты операции. На этом формальности заканчиваются.

– Допустим, пациент тщательно выбирал клинику и доктора, а результатом операции все равно недоволен. Как здесь быть?

– Такое часто происходит, если врач и пациент друг друга не поняли или просто не успели понять – все обговаривалось в спешке.

Итак, если у пациента есть некое недовольство полученным эффектом, то он должен высказать его своему хирургу. А обязанность врача – предложить адекватное решение проблемы. Есть операции, например ринопластика, когда повторное вмешательство часто оговаривается заранее, так как добиться нужного эффекта за один раз сложно. Коррекция, даже если она не предусматривалась заранее, должна быть сделана за счет клиники.

Ирина ЛИ