Проблемные вундеркинды

Стремление родителей сделать из малыша вундеркинда опасно, – считает врач детского сада "Оазис", педиатр московской поликлиники № 67 Вера Филипповна Барбарина. И объясняет почему.

– Родителям, как правило, советуют побольше разговаривать с малышом, пораньше начинать учить его читать, тренировать память. Вы же, наоборот, призываете "не растить ребенка вундеркиндом". В чем опасность раннего развития?

– Давайте определимся. Тренировка мышц речевого аппарата, разговоры с малышом, заучивание стихов имеют очень большое значение для предотвращения проблем с речью в более старшем возрасте. В последнее время специалисты стали уделять большое внимание и развитию мелкой моторики пальцев. Всем этим необходимо регулярно заниматься, развивая речь ребенка и тренируя его память.

Но мы ведь говорим о другом. Речь идет о том, что зачастую родители торопят события, загружая мозг ребенка информацией, которую он не в состоянии воспринять и обработать. И последствия этого не столь безобидны. Например, заикание чаще всего встречается у рано заговоривших детей. Причина – в неустойчивости нервной системы ребенка. Хороший логопед поэтому порекомендует не перегружать память ребенка сложными стихами и хитрыми оборотами речи.

Основная опасность излишней поспешности родителей заключается в том, что они требуют от ребенка больше того, на что он способен на данном этапе развития. И не важно, формулируются ли эти требования – ребенок, даже самый маленький, всегда почувствует родительский настрой и будет остро переживать свое несоответствие ожиданиям. А результат таких переживаний – стресс и, возможно, вызванный им невроз.

– Вы считаете, что стремление "бежать впереди паровоза" – это тенденция времени? А разве раньше родители не хотели видеть своих детей самыми умными и талантливыми?

– Конечно, всегда хотели. Ведь взрослые пытаются через своих детей реализовать собственные неосуществленные амбиции. Но раньше не было такого количества разнообразных методик, отвечающих этой родительской потребности. Методики Монтессори, Никитина, Зайцева, бесспорно, интересны, полезны, способствуют развитию ребенка, но считать их истиной в последней инстанции нельзя. Однажды мне пришлось долго успокаивать маму, испугавшуюся за умственные способности своего ребенка, после того как она услышала от подруги, что ее сын в год и 8 месяцев знает почти все буквы алфавита. Так получилось, что я знала обе семьи и могла с уверенностью сказать, что девочка обеспокоенной мамы развивалась гораздо быстрее и лучше, чем знаток алфавита, вызубренного в ходе ежевечерних занятий.

– Кстати, о модных системах обучения. Что вы можете сказать о методе Г. Домана?

– Я оцениваю эту методику очень и очень высоко. Эта система хорошо подходит для работы с отстающими детьми, благодаря ей обычный ребенок может научиться читать к двум годам. Вроде все чудесно, если бы не одно "но". Чтобы следовать указаниям авторов, а следовать им надо обязательно, дабы добиться какого-то результата, от вас потребуется большое терпение и масса свободного времени. Увы, это как раз то, чем редко обладает мама маленького ребенка. Изготовить трафарет и надписать слова не так уж сложно, особенно если подключить к этому делу домашних. Но вот показывать карточки ребенку изо дня в день по пять раз пять наборов из пяти слов…

– А что вы скажете по поводу развивающих игрушек?

– Скажу, что очень рада их появлению в продаже. Раньше вместо них приходилось рекомендовать родителям игры с коробочками, крупами, прищепками. Играя в развивающую игру, не навязывайте ребенку своих или данных в инструкции правил. Пусть он сам сначала придумает, для чего надо использовать эту "штуку".

– Выбирая ребенку какую-либо игрушку, я подчас не могу удержаться от покупки "не по возрасту". Недавно мой полуторагодовалый малыш получил головоломку с надписью "От двух лет" и вроде бы неплохо с ней справляется.

– Можно, хотя тоже нежелательно, одеть ребенка в костюмчик на три размера больше, но нельзя поступать так с развивающими играми. Либо вы отобьете у малыша интерес к этой игрушке, либо перегрузите его нервную систему.

ИТОГ БЕСЕДЫ: Не перегружайте ребенка, но и не забывайте помочь ему в развитии.

Не требуйте слишком много от малыша, но и не забывайте, что есть дети, которых надо "подтолкнуть".

Любите ребенка таким, какой он есть, и радуйтесь любым его маленьким достижениям.

Елена ДОБРОБАБЕНКО