Секреты общения

Язык наш… Продолжение все знают. Вот правила, которые помогут превратить язык в вашего тонкого, умного, все понимающего помощника.
Советует москвичка, психолог, преподаватель кафедры управления ГАСИС Елена Владимировна ДОБРОБАБЕНКО.

Слова, слова
В повседневной жизни мы редко задумываемся над тем, КАК мы говорим то, что хотим сказать. Предел многих – это говорить более-менее грамотно, с нужным ударением и без нецензурных выражений. Однако не менее важна и психологическая грамотность. Вы никого не хотели задеть или обмануть, но вас, как вам кажется, неправильно поняли. И вот уже собеседник введен в заблуждение, отношения с друзьями совершенно неожиданно для вас стали конфликтными, муж глубоко обижен, а собственный горячо любимый ребенок оказался на грани депрессии Не правда ли, с подобными ситуациями вы не раз сталкивались в жизни? В чем тут дело?

Скорее всего, недоразумение – результат того, что вы просто неточно сформулировали свою мысль или даже просто неправильно составили фразу, использовали не самые удачные слова. Чтобы избежать непонимания, зачастую достаточно научиться нехитрым приемам. Сегодня мы поговорим о том, как избегать ненужных ошибок в общении с друзьями, близкими и, главное, с детьми. Почему главное? Дело в том, что муж, привыкнув к вашим постоянным жалобам и недовольствам, может пропустить очередную вашу тираду мимо ушей, друзья из любви к вам и приятельской снисходительности, возможно, не придадут значения психологически неграмотной фразе. А вот ребенок очень внимательно относится к вашим словам, воспринимает их буквально и слышит вас всегда. Да-да, не удивляйтесь: даже если малыш, казалось бы, весь ушел в себя, он все равно услышит ваши "нехорошие" слова, а то и интерпретирует их самым нежелательным образом.

Чего детям говорить категорически нельзя:
l "Ты дурак". Вы забудете об этой фразе через пять минут, ребенок не забудет и через пять лет. В данном случае стоит сказать: "Ты не прав в данной ситуации".
l "Я тебя не люблю", "Не буду с тобой дружить". Сообщая ребенку о своей нелюбви к нему, вы наносите его психике почти непоправимый урон. К тому же это неправда, ведь на самом деле вы его любите, что бы он ни сделал! Поэтому гораздо лучше сказать искренне, показав, что вы чувствуете: "Я очень сильно расстроена тем, как ты поступил. Мне не хочется сейчас общаться с тобой".

Все мы знаем, что с детьми необходимо разговаривать спокойно, четко и ровным голосом, иногда стоит лишний раз повторить сказанное. Для того чтобы правильно общаться со своими детьми, прибавьте к этому еще несколько правил:
l Старайтесь говорить с ребенком не с высоты прожитых лет, а на правах чуть более старшего товарища.
l Если вы рассержены так, что скрыть это от ребенка нереально, да и не хочется, то расскажите ребенку о своей злости. Не кричите: "Я же просила не снимать перчатки, теперь одна из них в луже, делай что хочешь!!!". Скажите лучше, пусть даже на повышенных тонах и раздраженным голосом: "Я очень рассержена тем, что ты уронил в лужу перчатку, я зла на тебя и ничего сейчас не могу с этим поделать".
l Не прибегайте в пылу гнева к неосуществимым или неконкретным угрозам. В ответ на ваше "если ты не будешь слушаться, я та-а-акое сделаю!" – чадо вполне может полюбопытствовать, что именно вы собираетесь сделать.
l Разговаривая с подростком, не учите, не поучайте, а обсуждайте варианты.
l Если ребенок поделился с вами чем-то сокровенным, ни в коем случае не смейтесь, не ищите слабые стороны его поступка и не ругайте. Вы рискуете навсегда лишиться его доверия. Последнее правило, кстати, в не меньшей мере касается и общения с мужем.

Если вы хотите "достучаться" до мужа, то:
l Почаще его хвалите.
l Жалуясь на что-то, подскажите, чем конкретно он может помочь вам в данной ситуации. Мужчины, как правило, болезненно реагируют на "пустые жалобы". "А я чем виноват?", "Чего ты от меня хочешь?" – вот нормальная мужская реакция. Если хочется просто поплакаться, идите к ближайшей подруге – она и выслушает, и поймет, и сочувственно покивает. Что и требовалось.
l Никогда ни при каких обстоятельствах не унижайте его мужское достоинство. Ссора затихнет и забудется, но глубокая обида от ваших слов очень надолго останется в его душе.
l Если вы недовольны его поведением, скажите ему об этом, не держите в себе. Только сделайте это в спокойной обстановке и спокойным голосом.
l Уважайте его.

Теперь о друзьях
Как пел Окуджава, давайте говорить друг другу комплименты. Ведь так важно лишний раз сказать человеку приятное, похвалить, поддержать. Уж, казалось бы, чем можно испортить искренний комплимент? Ан нет, и тут свои подводные камни: желая сказать другу приятное, вы можете ненароком больно задеть его. Чтобы этого не случилось:
1. Нельзя делать комплимент по поводу качеств, от которых человек стремится избавиться. Даже если вы сами считаете, что он в данном случае более чем уместен. Например: "У тебя такие очаровательные пухленькие щечки". А подруга только и мечтает, чтобы похудеть.
2. Не превращайте комплимент в лесть. Будьте уверены, неискренность человек почувствует сразу.
3. Не преувеличивайте то качество, которым восхищаетесь. Вы и не заметите, как ваш комплимент превратится в издевательство.
4. Позаботьтесь о том, чтобы комплимент не звучал двусмысленно. Например: "Я восхищаюсь тобой, просидеть 10 лет дома с ребенком и даже не порываться выйти на работу".
5. А вот комплимент, в котором сразу три ошибки: "Ты прелестна, не зря сменила стиль, как я тебе советовала. Ты будешь выглядеть фантастически, если забудешь о молодежной моде навсегда". Его автор одновременно и хвалит себя, и поучает подругу, и намекает на ее возраст. Ничего себе, сделала приятное. Мы выяснили, как правильно говорить добрые слова, но ведь иногда приходится и критиковать человека.

Как сделать так, чтобы он услышал вас, а не просто затаил обиду:
1. Самое главное правило – никогда не критикуйте самого человека, подвергайте критике только его действие. То есть не стоит говорить: "Ты – плохой", скажите: "Ты поступил плохо".
2. Десять раз подумайте, прежде чем критиковать качество вымытой в первый раз в жизни вашим ребенком посуды, так как в результате этот раз может стать и последним.
3. Совмещайте критику с вещами, приятными человеку, и он с удовольствием выслушает вас: горькое лекарство легче проглотить вместе с ложкой варенья.
4. Если вы критикуете какое-то действие, почему бы не предложить свой вариант? Конструктивная критика чаще воспринимается с благодарностью, чем с обидой.
5. Если это возможно, постарайтесь показать критикуемому, что ему самому выгодно исправиться.
6. Если, критикуя поступок ребенка, как, впрочем, и взрослого, вы не побоитесь рассказать об аналогичном собственном промахе, вас выслушают с максимальным вниманием и минимальным неудовольствием.
7. Если человек сам говорит о своих ошибках, этого вполне достаточно, и вам незачем вносить свою лепту.
8. Представьте доказательство вины критикуемого, а ему дайте возможность защититься: даже в суде обвиняемому положен адвокат.
9. Учитывайте эмоциональное состояние человека в момент, когда он совершил проступок. Находясь под влиянием трагедии или сильного стресса, иногда можно совершить то, в чем сам потом жестоко раскаешься.
10. Выражая свое недовольство или несогласие, тщательно подбирайте слова.

Предлагаем вам наиболее часто встречающиеся "неправильные" возражения и их разумные аналоги.

Не стоит говорить

Лучше сказать

Я сейчас докажу тебе, что ты не прав

У меня есть несколько замечаний по этому поводу

Ты что! Ни за что на свете!

К сожалению, это вряд ли можно сделать, потому что

То, что ты говоришь, полная ерунда

Я сожалею, но вынуждена с тобой не согласиться

Ничего не поняла, кроме того, что ты вечно всем недоволен

Позволь уточнить, если я тебя правильно поняла, то

Да что ты твердишь все время одно и то же!

Давай взглянем на проблему по-другому

Ты считаешь, что я назло с тобой не соглашаюсь

Ты, наверное, считаешь, что я критически настроена

Ты не должен был так поступать

Ты мог бы поступить по-другому

Я с тобой совершенно не согласна

Ты абсолютно прав в том, что (всегда можно согласиться с чем-то менее важным, второстепенным), однако (и вот тут вы аккуратно добиваетесь противоположного тому, что сказал или сделал собеседник)

NULL