Этикетка – это «паспорт» продукта. Однако она может не только помочь сделать правильный выбор, но и ввести в заблуждение. О чем нужно знать, чтобы не попасть впросак и купить действительно качественный продукт?
Консультирует эксперт комиссии Московской городской думы по здравоохранению и охране общественного здоровья Вероника Сергеевна Кочетова.
Как называть сухое молоко?
Правила
Любой продукт должен иметь свое название. Однозначное, понятное, написанное на русском языке. В названии обязательно отражаются характеристики продукта. Например, рядом со словом «молоко» обязательно должно стоять слово «пастеризованное» или «стерилизованное».
Рядом со словом «масло» – «коровье сладкосливочное». Необязательно, чтобы эта надпись умещалась в одну строку, но все слова должны быть расположены близко друг от друга. В ином случае вы имеете дело либо с недобросовестным производителем, либо с откровенной подделкой.
Подводные камни
Одна из главных проблем заключается в том, что название многих продуктов не соответ-ствует их сути. Например, шоколадные батончики сложно считать по-настоящему шоколадными. Глазурь в них сделана отчасти из сои, отчасти из растительных жиров, а они уж точно не входят в традиционную рецептуру шоколада.
Другой пример – еще недавно «блиставшее» на прилавках «мягкое масло». К настоящему коровьему оно не имело никакого отношения, в нем было очень много растительных жиров. Поэтому вышел новый стандарт, по которому такой продукт называется спредом.
Органы законодательной власти сейчас активно борются с подобного рода подменами. Неслучайно на этикетках появились надписи «растительно-молочное мороженое» или «квасной напиток». Они более точно сообщают покупателю, что именно он собрался приобрести. В планах переименовать все восстановленное из порошка молоко в «молокосодержащий напиток». Длинно, зато честно.
Другая «заморочка» связана с тем, что разные по сути продукты могут называться очень похоже. Лучший пример – йогурт и йогуртер. Первый полезен для здоровья, второй – не более чем молочный десерт.
Но перепутать их совсем несложно, тем более что упакованы они в очень похожие пластиковые стаканчики. Выход один – не спешить, внимательно читать название и, конечно, изучать состав продукта.
Из чего котлетка?
Правила
Информация об ингредиентах, из которых приготовлена колбаска или салатик, пожалуй, самая важная для здоровья. Необходимо запомнить одно: компоненты блюда перечисляются в порядке убывания. То есть чем ближе ингредиент к началу списка, тем больше его содержится в продукте.
Для примера возьмем состав плавленого сыра: «сыры твердые, масло сливочное, молоко сухое, вода питьевая, сыворотка молочная сухая, творог, соль». Больше всего в этом продукте сыра, меньше всего соли.
А творога меньше, чем сухого молока.
Графы «состав» на этикетке не может быть только в том случае, если вы покупаете продукт, состоящий из одного ингредиента. Название «рис» или «крупа гречневая» уже дает исчерпывающую информацию. А вот сведения о входящих в продукт биоактивных веществах, ГМО, ГМИ, консервантах, ароматизаторах и других добавках должны быть на этикетке обязательно.
Подводные камни
Первая проблема заключается в том, что всевозможные консерванты, ароматизаторы, добавки и другие вспомогательные вещества называются на этикетках своим промышленным «именем». Покупателю эти названия зачастую трудно даже прочесть, не то что разобраться в них. «Гуаровая камедь», «сорбат калия», «нитрит натрия» – все это звучит для обычного человека одинаково непонятно.
Между тем свойства у этих веществ разные. Одни из них вредят здоровью, другие – почти не оказывают влияния на организм.
Самое распространенное заблуждение, кстати, связано с гораздо более простой для восприятия на слух добавкой – модифицированным крахмалом. Его, пожалуй, половина нашей страны считает генетически измененным. Между тем «модифицированный» и «полученный из генно-модифицированных источников» крахмал – это абсолютно разные вещества. Первый для здоровья безвреден, второй может повлиять на него не лучшим образом.
Самый разумный выход из ситуации – больше читать про всевозможные добавки. В справочниках, Интернете, журналах.
Вторая проблема может возникнуть у тех, кто любит сосиски, колбасу и всевозможные полуфабрикаты. Уже было сказано, что ингредиенты перечисляются в порядке убывания их объема. Следует сделать одну поправку – объема на момент приготовления. Разница с уже готовым продуктом бывает незначительной. За исключением тех случаев, когда в состав продукта входит соя.
Во время приготовления она способна разбухать и увеличиваться в шесть раз, впитывая воду. И в составе купленных котлет на первом и втором месте, конечно, могут стоять говядина и свинина. Но если следом за ними идет соя – будьте уверены: ее в полуфабрикате больше, чем мяса.
Третий подводный камень связан с тем, что ингредиент можно не указывать в составе, если его доля в готовом продукте меньше 2%. Казалось бы, мелочь. Но если речь идет о сое или арахисе, даже столь небольшое содержание их в продукте может вызвать реакцию у аллергиков. Поэтому за рубежом на этикетке пишут, что продукт содержит «следы» этих компонентов. У нас это пока большая редкость.
Кружочки вместо букв
Правила
Помимо состава на этикетке обязательно должна быть отражена информация о пищевой ценности продукта. В первую очередь о содержании белков, жиров и углеводов и о калорийности. Также производитель может указать, что в продукте есть витамины, макро- и микроэлементы. Содержание указывается, как правило, на 100 граммов продукта или на 100 миллилитров напитка. Сколько килокалорий и жира содержится в конкретном куске сыра, мы при надобности должны высчитывать самостоятельно.
Подводные камни
Есть правило, по которому указывать содержание белков, жиров и углеводов следует лишь в том случае, если в 100 граммах продукта их больше чем 2% от рекомендованной суточной нормы. Тем не менее на российских прилавках можно увидеть минеральную воду с надписью «0 калорий». Это такой же рекламный ход, как и растительное масло «без холестерина». Калорий в обычной воде не бывает по определению.
Есть и еще одна уловка, которая может привести нас в недоумение. Сейчас стало модным указывать содержание питательных веществ не только в граммах, но и в процентах от суточной нормы. Казалось бы, отличное нововведение. Смотришь этикетку и сразу понимаешь, сколько жира ты уже съел, а сколько съесть еще можно. Но во-первых, суточные нормы потребления разные для мужчин и женщин, для взрослых и детей, для людей с сидячей работой и занятых физическим трудом. На этикетке же пишут некие усредненные данные, рассчитанные непонятно на кого. А во-вторых, само по себе указание этих норм не всегда корректно.
Простой пример.
На упаковке майонеза мы видим, что содержание витамина В6 – 1,24 миллиграмма на 100 граммов. Рядом в скобках стоит «60%» –
это процент от суточной нормы. Но ведь ни один человек не съедает за день 100 граммов майонеза! Получается, что количество полученного витамина надо пересчитывать. А это только еще больше нас запутывает. К тому же на деле оказывается, что витамина вместе с майонезом мы съели очень-очень мало.
А вот всемирно известная компания «Макдоналдс» указывает на этикетках своих продуктов тот процент пищевых элементов, который содержится в конкретном чизбургере. Только пользы от этого немного. Потому что, чтобы расшифровать процент чего именно от суточной нормы вы съели, надо обладать талантами Джеймса Бонда.
На обертке все того же чизбургера видим пять значков в кружочках. Из них с ходу распознается только один: «kkal» –
калорийность. Остальные представляют собой условные обозначения – почти как на географической карте.
Хитрость здесь налицо. В последние годы борьба за здоровый образ жизни заставила фаст-фуд-заведения хоть немного учитывать интересы клиентов. На этикетках появилась информация о пищевой ценности. Но вряд ли голодный и спешащий человек будет пытаться вникнуть в непонятные значки. Будь на этикетках вместо кружочков обычные слова: «белки», «углеводы», «жиры», желающих наесться картошки фри наверняка было бы меньше.
Годен или реализован?
Правила
На упаковке любого продукта в супермаркете обязательно должен стоять срок годности. Он может исчисляться сутками, а может – месяцами. Но обязательно должен быть проставлен четко и на видном месте.
Подводные камни
Уважающие себя магазины следят за тем, чтобы у них не было просроченного товара. Но нам все же нужно быть внимательными. Зачастую на одной полке лежат два одинаковых продукта. Только один произведен два дня назад, а у другого срок годности через два дня истекает. Это маркетинговый ход, позволяющий распродать «залежалый» товар. Поэтому проверять срок годности следует на каждой пачке масла, а не хватать сразу пять, посмотрев лишь на одну.
Гораздо сложнее разобраться с другим. Помимо срока годности на этикетке могут быть указаны другие даты – срок хранения и срок реализации. Многие думают, что отличий между ними нет. А они серьезные. Если у продукта истек срок годности, ему место в мусорном ведре. Он испортился, и, съев его, мы рискуем отравиться. Если истек срок хранения, столь грустные последствия нам не грозят. Это значит, что качество продукта изменилось: он мог загустеть, изменить цвет, в нем мог образоваться осадок. Но продукт безопасен для здоровья.
Правда, он уже не полезен. Большинство лечебных и функциональных продуктов следует съесть до истечения именно срока хранения. Количество полезных бактерий в биойогурте после этой даты начинает быстро сокращаться. А витамины из обогащенных напитков – потихоньку исчезать.
Со сроком реализации проблем еще больше. По идее, его устанавливает производитель, учитывая, в каких среднестатистических условиях продукт хранится у нас дома. Однако многие магазины используют эту дату в своих интересах. Например, остатки колбасы, уже дня два-три пролежавшей на прилавке, превращают в нарезку. На нее наклеивают новую, магазинную этикетку с датой упаковки. Таким образом выигрывают два-три дня. А мы едим некачественный товар. Именно поэтому продукты в магазинной расфасовке лучше не покупать.
Изучаем упаковку
Способ приготовления. Этот пункт обязателен только для полуфабрикатов, концентратов и блюд быстрого приготовления. Другой случай – если без подобной информации приготовить блюдо сложно или его неправильное приготовление может нанести вред здоровью. Впрочем, многие производители описывают способ готовки и без столь явных причин, просто чтобы получилось вкусно.
Состав. Ингредиенты перечисляются в порядке убывания, это сразу же дает представление о продукте.
«… получен на основе генетически модифицированных источников» – на этикетке обязательно должна присутствовать информация о ГМО и ГМИ.
Витамины (перечень) – указывать не обязательно, но многие компании это делают, потому что это дает их продукту преимущества на рынке.
Питательная и энергетическая ценность – содержание белков, жиров и углеводов, а также калорийность. Указывается обычно на 100 г продукта.
Процент веществ от суточной нормы – указывается для нашего удобства. Посмотрев на такую шкалу, в идеале можно не высчитывать калории и процент съеденных жиров.
Адрес фирмы-производителя – обязательно отражается на упаковке. Если его нет, перед вами не что иное, как подделка. Многие компании также указывают адрес своей интернет-страницы – скорее в рекламных целях. И телефон горячей линии – для отзывов покупателей.
Товарный знак – ставится для того, чтобы товар было легче отличить от других.
Е – наиболее пугающий покупателей знак на самом деле не несет в себе ничего страшного. Это просто условное обозначение «Европейской цифровой системы», которая расставила по номерам все пищевые добавки.
– зарубежное обозначение массы нетто.
А или В в кружочке – буква указывает, в каком конкретно филиале был произведен продукт. Это достаточно важно, потому что даже продукты одной марки, произведенные у нас и за рубежом, могут иметь разный вкус.
Продукт предназначен – назначение и условия применения указывают только на упаковках детского питания, диетических продуктах и БАДах.
Продукт противопоказан – обязательно указывается перечень заболеваний, при которых тот или иной продукт есть нельзя.
ТУ 123-456-789 – 012 – Обозначение технических условий, в которых произведен продукт. Разобраться в таких кодах без специальной подготовки трудно, да и не нужно. Главное, знать, что ТУ – это примерный аналог советских ГОСТов. Но в отличие от стандартов ТУ принимаются не государством, а самой компанией-производителем. Это не значит, что продукт с таким знаком хуже. В некоторых компаниях техусловия бывают даже строже ГОСТов.
«годен до»
«срок хранения до …»;
«реализовать до…»
«изготовлен(о) …»
«упакован(о) …».
Штрих-код – указывает на страну-производителя. Обязательно должен стоять на упаковке, иначе перед вами подделка. А вот знать штрих-коды всех стран совсем не нужно: они не несут информации о влиянии продукта на здоровье.
Галина КОЛОСЕНКО