Юридические консультации

На вопросы читателей "Женского здоровья" продолжает отвечать адвокат московской консультации "Адвокат потребителя" Лада ОРЛОВА.

"Мы с подругой купили в магазине краску для волос. В инструкции было написано, что она предназначена для окрашивания в белый цвет. И у меня, и у подруги после использования этой краски волосы стали синими. Можем ли мы возместить моральный вред и вернуть деньги, потраченные на покупку?

Оксана М.,

Московская обл."

– Если приобретенный товар не обладает необходимыми потребителю свойствами, то в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" вы вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. В данном случае под убытками подразумевается не только стоимость самой краски, которую магазин обязан вернуть, но и возможные расходы на "исправление" цвета волос.

Чтобы предъявить претензии магазину, нужно иметь чек на покупку и документы, подтверждающие прочие расходы, связанные с неудачной покупкой. К тому же магазин может засомневаться в наличии причинной связи между применением купленной у них краски и окрашиванием волос в столь экстравагантный цвет. Тогда он должен будет провести за свой счет независимую экспертизу качества краски (ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если же выяснится, что к синему цвету волос краска не имеет никакого отношения, то вы будете обязаны возместить магазину расходы, причем немалые, на проведение экспертизы. Следует, конечно, учесть, что независимой признается только та экспертиза, которая проведена соответствующими специалистами, не имеющими ни прямого, ни косвенного отношения к магазину.

Для решения вопроса о возмещении морального вреда придется обращаться в суд, который может взыскать с магазина компенсацию, если будет установлена вина магазина в причинении вам физических или нравственных страданий.

***

"Болею сахарным диабетом. В поликлинике мне выдают бесплатно одну из форм инсулина. Однажды нужного лекарства не оказалось, и взамен его мне выдали другой инсулин. Из-за плохого самочувствия несколько дней не вставала с постели. Поскольку мне 86 лет, врачи "махнули рукой" на меня. Мол, виновата старость. Оказалось, что мои недомогания явились последствием применения другого препарата. У него были такие побочные эффекты! После его отмены мне стало легче. Могу ли я потребовать с поликлиники возмещения вреда? Ведь меня не предупредили, что от этого инсулина возможны такие побочные действия.

Анна Семеновна,

Москва".

– Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина (ст. 32 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан?). Это означает, что поликлиника была обязана проинформировать вас о возможных побочных эффектах от препарата, который вам выдали. Если препарат действительно оказывает негативное влияние на состояние больного и он вам противопоказан, то, безусловно, должен быть назначен другой препарат. Тем более что он реально существует и вы его успешно применяли. За соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан призваны следить государственные органы – Комитет здравоохранения г. Москвы (Оружейный пер., 43) и аналогичные местные органы в других городах и областях РФ, Минздрав России. Граждане вправе обращаться в эти органы с жалобами и за получением разъяснений.

Что касается возмещения вреда. Поскольку расстройство вашего здоровья из-за применения данного препарата носило кратковременный характер и не повлекло ни стойкой утраты трудоспособности, ни необходимости дополнительного лечения, ни других расходов, права на какую-либо компенсацию вы не имеете. Речь может идти только о компенсации морального вреда. И только в том случае, если будет установлено, что применение препарата повлекло расстройство здоровья, что было возможно предположить и избежать путем назначения другого препарата.

***

"У моего ребенка был тяжелый порок сердца. Предстояла дорогостоящая операция. Можно сказать, всем миром собирали на нее деньги. К сожалению, сын умер. Его, конечно, не вернуть. Но могу ли рассчитывать на возврат мне денег? Ведь мне надо расплатиться с долгами. Что предусматривает в таких случаях законодательство?

Ирина Т.,

Санкт-Петербург".

– Ни одна хирургическая операция не гарантирована от всякого рода осложнений, которые могут возникнуть у пациента независимо от воли и действий врачей. Поэтому в соответствии с действующим законодательством медучреждение обязано возвратить сумму, уплаченную за операцию. Но только в том случае, если при ее проведении были допущены ошибки, повлекшие неблагоприятный исход.

Обязанность возмещения убытков возлагается на медицинское учреждение и в том случае, если пациент либо его законные представители не были надлежащим образом проинформированы о сути операции, ее необходимости, о сопряженном с ней риске, о возможных последствиях, а также о возможности эффективного лечения нехирургическим путем (ст. ст. 29, 12 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если ситуация такова, что деньги за операцию были внесены, но она не была проведена из-за того, что больной скончался до поступления в больницу, то законные представители вправе требовать расторжения договора на основании ст. 451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств.

Кроме того, в соответствии со ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части выполненной работы (оказанной услуги), а также возместив исполнителю убытки, причиненные расторжением договора, – в пределах разницы между ценой всей работы или услуги и частью цены, выплаченной за уже выполненную работу до получения извещения о расторжении договора. Так что, если операция не выполнялась, деньги должны быть возвращены родителям ребенка. Если летальный исход наступил в результате неправильных действий врачей, то медицинское учреждение обязано не просто вернуть все полученные деньги, но и возместить родителям моральный вред, причиненный смертью ребенка (ст. 151 ГК РФ).

***

"Сделала пластическую операцию. То, на что я рассчитывала и о чем договаривалась с доктором, не получилось. Врач посоветовал через некоторое время за дополнительные деньги сделать еще одну операцию. Должна ли я на самом деле вторично это оплачивать?

Анна А.,

Екатеринбург".

– Если результат платной медицинской услуги, в том числе косметической, отличается от условий договора, то заказчик услуги вправе требовать от исполнителя по своему выбору: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы; соответствующего уменьшения цены выполненной работы; возмещения понесенных расходов по устранению недостатков другими врачами. Если недостатки существенные, то потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков (ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей"). И уж, конечно, речи быть не может о каких-либо доплатах за повторную операцию. Если вы не заключили до операции письменный договор, то вы при обращении в суд не сможете доказать, о чем вы договаривались с доктором. То есть каков должен быть результат услуги.

В консультацию "Адвокат потребителя" периодически обращаются женщины, проводившие операции по увеличению груди, но недовольные результатом. Ни у одной из них не оказалось доказательств, какого именно размера они "заказывали" грудь. В результате безнадежно предъявлять какие-либо претензии по поводу нового размера бюста.

Прежде чем позволить медикам "наводить красоту" на вашем теле, тщательно оговорите с ними все условия лечения, включая и возможные осложнения (риск побочных эффектов, неблагоприятного результата), срок нахождения в стационаре. Все это должно быть отражено в письменном договоре, заверенном печатью медицинского учреждения. Один экземпляр договора должен остаться у вас.

***

"В поликлинике запломбировали зубы. Через месяц все пломбы вылетели. Врач сказал, что у них некачественный материал и что если он вторично поставит мне пломбы, то они вылетят снова. Должен ли был доктор предупредить о том, что так будет? Быть может, я нашла бы средства и поставила более качественные пломбы в платной поликлинике. Выходит, что столько времени я потратила впустую. Несет ли стоматолог в этом случае хоть какую-то ответственность?

Клавдия И., Курск".

– Дело не в том, что врач должен был предупредить вас о плохом качестве пломбировочного материала. Он вообще не вправе использовать материал, не соответствующий стандарту, при лечении пациентов. Ответственность за такие действия может не ограничиваться простым возмещением убытков. Можно даже ставить вопрос о лишении этого учреждения лицензии. Вам следует обратиться с письменным заявлением в Комитет здравоохранения города. Если факты подтвердятся, то у вас будут все основания для обращения в суд с иском о возмещении материальных расходов, если вы понесли их на перелечивание зубов, и о возмещении морального вреда. Если же поликлиника "замела следы" и некачественный материал больше не применяется при лечении пациентов, доказывать свою правоту будет сложнее. Придется проводить судебно-медицинскую экспертизу качества проведенного лечения зубов. Но по прошествии времени экспертиза может и не установить факт некачественного пломбирования зубов.

Юридическая консультация "Адвокат потребителя" находится по адресу: Москва, ул. Варварка, 14. Тел. (095) 298-4965.

NULL