Женское здоровье

Перец против рака

В результате двадцатилетней работы в Китае крупнейший специалист по биохимии Колин Кэмпбелл выявил прямую связь питания и смертности от рака. Его книга «Китайское исследование» вышла недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Как надо правильно питаться, чтоб не заболеть раком?

— Кто был инициатором проведения столь масштабного исследования в Китае?

— Этот проект был осуществлен по инициативе китайского премьер-министра Чжоу Эньлая, заболевшего раком. Еще раньше он организовал исследование, чтобы собрать информацию о недуге, который тогда был плохо изучен. В результате возник уникальный атлас, показывающий, в каких районах страны наблюдалась высокая частота заболеваемости разными видами рака, а в каких он почти не встречался.

Данные были поразительны, они не укладывались в общепринятые рамки. Поскольку население Китая однородно с генетической точки зрения, возникали вопросы: могло ли это быть связано с окружающей средой и образом жизни? И почему даже в сельских районах Китая частота заболеваний раком была разная?

Была собрана международная команда ученых из Китайской Академии Превентивной Медицины, Корнельского (США) и Оксфордского Университетов (Великобритания). Я стал директором этого проекта, стартовавший в 1983 году. Проект был действительно грандиозным, он проводился в 65 районах Китая на протяжении 20 лет.

— И вы нашли ответы на свои вопросы?

— Все болезни — это биологические процессы, которые пошли неправильно. Важно понять, почему. Когда мы составили перекрестный список самых распространенных заболеваний, получилось две группы: болезни богатых и болезни бедных.

Первые возникают от излишеств в питании: это ишемическая болезнь сердца, рак и диабет. Это основные факторы смертности в развитых странах Запада. Чем выше благосостояние, тем больше людей умирают от этих проблем со здоровьем. Болезни же бедных возникают от недостатка питания и антисанитарии.

Мы сравнили преобладание западных болезней в каждом округе Китая с показателями питания и образа жизни. И обнаружили, что один из их предвестников — это уровень холестерина в крови. Чем ниже уровень холестерина в крови, тем меньше вероятность возникновения болезней богатых. В среднем, этот показатель в Китае оказался ниже, чем мы ожидали.

Но мы даже не предполагали, что будет обнаружена взаимосвязь между холестерином и частотой возникновения болезней богатых. Как выяснилось, при снижении уровня холестерина до 2,3 ммоль/л снижалась и частота возникновения рака печени, прямой кишки, кишечника, желудка и молочной железы! Большинству людей известно, что при высоком уровне холестерина стоит опасаться болезней сердца. Но никто не знал, что в этом случае стоит опасаться и рака.

— Очевидно, после ваших исследований и возник холестериновый бум — люди начали проверять свой уровень холестерина, а производители продуктов стали даже на этикетках растительного масла писать — «Без холестерина»?

— Про производителей продуктов сейчас не будем говорить, это отдельная и очень тяжелая тема. Поговорим о стереотипах даже в медицинской среде. Зайдите в кабинет любого врача и спросите, какие компоненты питания влияют на уровень холестерина в крови. И доктор наверняка ответит, что это насыщенные жиры и пищевой холестерин. Никто не желает признавать, что главную опасность представляют животные белки.

— Вы считаете, что уровень холестерина можно снизить растительной диетой, без лекарств?

— Свидетельств о том, что это именно так, немало и в исследованиях других ученых, просто эти данные не всегда доходят до широкой публики. Как только вы ограничите употребление животной пищи, вы заметите сдвиги и в уровне холестерина. Не верите, проведите эксперимент.

— В вашем исследовании есть данные о том, что употребление в пищу животных белков влияет и на частоту заболевания раком груди?

— Да, и я бы советовал всем, кто находится в группе риска, забыть о существовании животных белков и жиров и перейти на растительную диету. У нас есть данные о том, что низкобелковая растительная диета препятствует развитию рака.

— Узнав обо всем этом, вы изменили свой личный взгляд на питание?

— Крамольные мысли о том, что животный белок не так полезен, как мы думаем, зародились у меня еще в начале научной карьеры. Я работал тогда на Филиппинах в научном проекте обеспечения питанием недоедающих детей. Главный источник белка в этой стране — арахис. А основные потребители арахисового масла на Филиппинах — дети. Они же больше всего страдали раком печени.

Я был потрясен. Как такое могло быть? В то время считалось, что рак печени — следствие дефицита белка в организме. Но и это еще не все. Оказалось, что рак печени чаще всего наблюдался у детей из зажиточных семей, с лучшим питанием.

В детстве я выпивал не менее двух литров молока в день. В начале своей карьеры насмехался над вегетарианцами. А теперь коренным образом изменил свой образ жизни. Я перестал есть мясо 15 лет назад, а последние 6-8 лет отказался почти от всех продуктов животного происхождения, включая молочные.

Несмотря на мой возраст, а мне 70 , уровень холестерина в крови снизился и мой вес сейчас на 20 кг меньше, чем в 30 лет. И я сейчас в лучшей физической форме, чем в 25 лет.

— Можно ли, став вегетарианцем, побороть ожирение?

В совокупности с физической активностью можно. Но с ожирением невозможно справиться за несколько недель или месяцев, это долгосрочный проект на всю жизнь. Я не раз выступал с критикой диеты Аткинса и других популярных монодиет с пониженным содержанием углеводов и обещающих быстрый и краткосрочный эффект.

Вегетарианство — вот правильный путь. Замечено, что в Китае и некоторых странах Средиземноморья люди употребляют больше калорий в виде углеводов, но остаются стройным. В чем секрет? Один из факторов — процесс выделения телом тепла в результате обмена веществ. У вегетарианцев скорость метаболизма в состоянии покоя чуть выше, их организм сжигает больше калорий в виде тепла, а не откладывает их в виде жира.

— С чего начать? Дайте советы тем, кто хочет изменить свои привычки питания.

— Попробуйте соблюдать растительную диету всего один месяц. Этого недостаточно, чтобы проявились все эффекты правильного питания, но довольно для того, чтобы вы убедились, что растительная пища включает в себя множество замечательных продуктов, которые вы раньше не пробовали. И что кроме мяса есть много отличной и вкусной еды.

Некоторые быстро привыкают к такой диете, многим требуются несколько месяцев. Но почти каждый ощутит, что это легче, чем казалось.

Впрочем, вы будете лучше себя чувствовать, даже спустя месяц, станете бодрее и сбросите часть веса. Сдайте анализ крови перед началом диеты и в конце месяца, и вы заметите улучшения даже за такой короткий срок.

— Но переход на растительную пищу — это же такой стресс для организма…

— Да, вначале вас могут ждать некоторые сюрпризы. Например, диеты может возникнуть расстройство желудка, ведь ваша пищеварительная система будет приспосабливаться к изменениям. Вам придется освоить рецепты новых блюд, прислушаться к незнакомым вкусовым ощущениям и понять, какие продукты вам нравятся. Возможно, придется отказаться от походов в привычные рестораны или искать вегетарианские.

Вполне вероятно, что вас не поддержат ваши родственники и друзья, потому, что в глубине души они понимают, что их питание не слишком здоровое. И их беспокоит, что кто-то сумел отказаться от такой пищи.

Не исключено, что растительная пища покажется вам дороже привычной. Но не жалейте об этом. В долгосрочной перспективе растительное питание обойдется дешевле. А главное — вы сохраните здоровье, его не купишь ни за какие деньги.