Чечевица, ива и маслины
О свойствах растений, которые упоминаются в Ветхом и Новом Заветах, рассказывает интереснейшая книга кандидата фармацевтических наук москвича Игоря Николаевича Сокольского «Прекрасные растения Библии», уже ставшая библиографической редкостью.
– Как возникла идея написать книгу о растениях, упоминающихся в Библии? Чего в ней больше – интереса к ботанике, древней медицине или желания точнее понять текст Священного писания?
– Можно сказать, что всего понемногу. Растения играют важную роль в Библии. Они упоминаются уже в самом начале Ветхого Завета, в Первой Книге Моисея: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод…».
Растения выступают и как символы тех или иных качеств отдельных людей и целых народов. Они служили человеку пищей, материалом для строительства, лекарством, а также были знаками, отмечающими то или иное священное событие.
Поэтому для того, чтобы лучше понять Библию, нужно хотя бы немного знать, о каких растениях идет речь в текстах Ветхого и Нового Заветов. Иначе полный смысл этого текста будет неясен для нас. А то и вовсе противоположен тому, что изначально предполагалось. Не лишними будут и сведения о полезных и лечебных свойствах некоторых плодов и семян – ведь нередко мы употребляем их в пищу, ничего о них не зная. Другие растения можем найти в супермаркетах, но они не пользуются особым успехом, потому что люди о них забыли.
– О каких растениях идет речь?
– Например, чечевица. В Библии она упоминается как символ сиюминутной выгоды: Исав променял на похлебку из чечевицы свое первородство. Продал его Исааку, чтобы скорее насытиться. Действительно, семена чечевицы очень питательны, они содержат легкоусвояемый растительный белок. В питании современного русского человека это растение почти не представлено. А ведь до революции Россия была мировым лидером по производству этой культуры, вывозила на внешний рынок более 4 миллиардов пудов.
Чечевицу считали монастырским растением. Ее выращивали на огромных площадях и употребляли во время поста. Хотя называли ее «крупой бедняков», готовили из чечевицы кушанья и в дорогих ресторанах. Из чечевицы можно варить супы, каши, делать пюре, котлеты, начинку для пирожков. Она разваривается легче, чем другие бобовые. А по питательности мало чем отличается от мяса, только не содержит холестерина. Это идеальная пища во время поста. Отличная каша получается из смеси риса с чечевицей.
– Если чечевица – символ быстропреходящей выгоды, то, наверное, есть растения, которые являются символом истинного благочестия и тоже служат на пользу человеку?
– Конечно. И в первую очередь это оливковое дерево. Вопреки распространенному мнению, выращивать маслины и получать оливковое масло первыми научились вовсе не древние греки. За 2–3 тысячи лет до них народы, населявшие Святую Землю и Египет, уже культивировали оливковые деревья и умели использовать их плоды и масло. Олива упоминается в Ветхом и Новом Заветах, пожалуй, гораздо чаще, чем все другие растения.
Оливковый лист приносит голубь Ною, чтобы возвестить об окончании потопа, оливковую ветвь держит архангел Гавриил, явившийся Деве Марии с благой вестью. На Масличной горе располагается дом святого Лазаря и Гефсиманский сад. Само его название произошло от слова, которое в переводе с иврита означает «масличная давильня». До наших дней сохранились восемь старых олив, возраст которых насчитывает более 2 тысяч лет. Под одной из них, возможно, молился Христос перед тем, как принять крестные страдания. Олива в Ветхом и Новом Заветах – символ благоволения Божия, долголетия, щедрости.
Плоды оливкового дерева с древнейших времен были одним из основных продуктов питания южных народов, поскольку они были не только вкусны и питательны, но и выдерживали длительное хранение. Их и сегодня употребляют в пищу свежими, солеными, консервированными разными способами. Не менее полезно и оливковое масло. Его употребляли в пищу, использовали для лечения и религиозных обрядов, заправляли им светильники. В России оливковое масло продавалось двух видов – прованское для пищи и деревянное для лампад.
– Как выбрать самое полезное оливковое масло?
– Наиболее качественное масло получают из белых маслин холодным отжимом: после первого холодного прессования из образовавшегося масла удаляют твердые остатки и получают чистое бесцветное масло. При более высоком давлении – чуть желтоватое масло первого сорта – Oleum optimum, иногда такую пометку делают на этикетке. При втором прессовании получают масло второго сорта с чуть зеленоватым оттенком. При третьем – столовое масло более низкого качества.
Однако любое натуральное оливковое масло обладает лечебными свойствами. Его регулярное употребление в пищу снижает риск атеросклероза и болезней сердца и сосудов, оно оказывает обволакивающее, желчегонное и легкое слабительное действие, применяется для лечения желудка и кишечника, чтобы уменьшить воспаление слизистой оболочки пищеварительного тракта. Применяют оливковое масло и для лечения ран, и в косметических целях.
Масло же, применяемое для светильников, возжигаемых перед Творцом, согласно Библии, должно быть «елеем чистым». Этому определению и отвечало в полной мере деревянное масло, употреблявшееся в дореволюционной России для заправки лампад. Сейчас же люди часто покупают для лампад масло подешевле. Главное, чтобы оно не имело неприятного запаха и было прозрачным. Тем самым забывают, что елей, горящий в лампаде перед иконой, означает желание человека быть угодным Богу верою, делами и своей жизнью.
– Какие еще «библейские растения» мы используем в пищу, не замечая того и не зная об их исключительных качествах?
– Это, к примеру, каперсы. В книге Екклезиаста сказано: «И отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой…». Можно в полной мере понять, что имеется в виду, если знать о свойствах каперса колючего – кустарника, обладающего исключительной жизнеспособностью. Он растет и в горах Иудеи, и на известняковых возвышенностях Галилеи, и на пустырях и каменных стенах Иерусалима и Назарета.
Растение это настолько живуче, что ни постоянная обрезка, ни даже сжигание куста не помогают от него избавиться. Каперс буквально возрождается из огня: из обуглившихся остатков ветвей скоро появляются свежие зеленые веточки. Зная о таких свойствах растения, можно понять, что слова «рассыплется каперс» утверждают недолговечность всего земного, даже самого жизнестойкого.
Каперс к тому же обладает способностью быть ловушкой для каждого, кто решится его тронуть: его колючки, загнутые к центру кустарника, серпами впиваются в руку того, кто решил к ним прикоснуться.
Однако высшая мудрость Бога заключается в том, что в каждое творение он вкладывает несколько свойств и качеств – «наказывая» человека за любопытство и опрометчивые поступки, растение служит ему и лекарством, и пищей. Отвар коры каперса с древности считается действенным средством от ипохондрии – угнетенного состояния духа. А свежая кора способствует очищению и заживлению ран. Но особенно популярны цветочные бутоны каперсов: засоленные особым образом, они продаются в качестве специи, улучшающей вкус изысканных блюд. К тому же они благотворно действуют на нервную систему.
– В вашей книге речь идет в основном об экзотических растениях, произрастающих на Святой Земле, что естественно. А можем ли мы узнать что-то новое о тех растениях, которые нам хорошо известны?
– Да, конечно, ведь некоторые растения распространены повсеместно: тмин, мята, чертополох и другие. А также дерево, которое у нас в России считается в каком-то смысле символом родины, – ива, или верба. И такое отношение не случайно, оно идет из глубины веков: в Книге пророка Иезекииля в стихах, повествующих о переселении царя Иехонии в Вавилон, сказано: «поместил у больших вод, как сажают иву». Еврейское слово «kakh», переведенное как «ива», – символ, означающий и дерево, и родину. Смысл этого стиха в том, что евреи обрели новую родину там, где посадили иву.
Растения из рода ивовых растут повсеместно, их можно найти и в Израиле, и в России. Их кора и листья обладают кровоостанавливающим и противовоспалительным действием, отвары из них лечат нарывы, раны, язвочки, применяются для полоскания рта при зубной боли, при заболеваниях кишечника.
Вербой называют иву белую, которая при цветении образует ярко-желтые сережки. Для нас это символ весны, телесного и духовного обновления. Недаром именно ветви вербы приносят для освящения в храм в один из двунадесятых праздников – вход Господень в Иерусалим. В западных странах этот день называется Пальмовым воскресеньем, а у нас – Вербным, в знак того, что учение Христа обрело в России свою новую родину.
Екатерина Каликинская