Чулки из лука

На какие только ухищрения не пускались наши мамы и бабушки для того, чтобы выглядеть красиво. Диву даешься – чего только не придумывали.


40–50-е годы: вилка для завитков

Ирина Михайловна Аверина, пенсионерка:

– Когда я вернулась с войны, мне было 25 лет. Как и все остальные девушки, я очень соскучилась по гражданской одежде. Быстро перешила свои старые платья, из запылившихся коробок достала туфли на каблуках. Не было только чулок. Поэтому на улице частенько можно было увидеть женщин с нарисованными на ногах чулками.

Обычно изображался только шов. Некоторые умелицы могли нарисовать даже спущенные петли. Самые отчаянные красили все ноги. В кожу втирался отвар луковой шелухи, цвет которого напоминал нейлон. А потом по линейке выводился шов.

Еще одной проблемой были волосы. Тогда была мода на крупные завитки, которые укладывались в сложные прически. Волосы завивались с помощью папильоток или вилок. Да-да, обычных вилок с четырьмя зубцами. Их клали в духовку или на газовую горелку и ждали, пока металл раскалится докрасна.

Потом через полотенце брали столовый прибор, втыкали его себе в волосы и начинали крутить – как будто макароны на зубцы наматывали. В результате получался упругий завиток.

Многие думают, что наше поколение никакого понятия не имело о депиляции. Это не так. Одни обесцвечивали перекисью водорода, другие брили, третьи –

выдергивали волоски пинцетом.

Многие шли на еще большие жертвы. Экономилась мука, получаемая по карточкам. Из нее делалось густое тесто, которое небольшой колбаской раскатывалось по ноге. Боль была невероятная – на глазах даже слезы выступали. Но через некоторое время кожа становилась абсолютно гладкой.

Что касается декоративной косметики, то здесь все было не так уж и плохо. Продавалась рассыпчатая пудра нескольких оттенков и губная помада – преимущественно красная. Глаза подводились обычным черным или чернильным карандашом. Им же прорисовывались и брови, которые по моде того времени были очень тонкими. Некоторым надоедало постоянно их корректировать. В этом случае брови сбривали или выщипывали целиком, и на голой коже карандашом рисовали тоненькую линию.

Не избежал совершенствования и маникюр. На “черном рынке” можно было купить лак для ногтей – видимо, трофейный. Он продавался в маленьких фигурных флакончиках и непременно был красным. Им покрывался или весь ноготь или оставлялась незакрашенной околоногтевая лунка.

Была мода и на длину ногтей. Чаще всего их коротко стригли. Но перед выходом “в свет” ногти отрастали как по мановению волшебной палочки. Это маленькое чудо делалось с помощью фотопленки. Она аккуратно вырезалась в форме ногтя, наклеивалась на него обычным клеем, а сверху наносился лак. Если все было сделано аккуратно, то руки выглядели очень красиво.


60–70-е годы: мука для пушистых ресниц

Татьяна Семеновна Семенова, инженер:

– Я была послевоенным ребенком, поэтому юность пришлась на вторую половину 60-х. В это время очень модными были прически с высоким “накатом” на затылке. Сделать его было непросто. Мне, например, надо было подкладывать под волосы маленького плюшевого мишку. Моей подруге приходилось и того хуже. Ее волосы были длиннее, поэтому прическа держалась на консервной банке.

Сначала использовалась уже открытая жестянка. Но даже вымытая она сохраняла запах рыбы или мяса. К тому же острые края банки резали волосы и кожу. После многочисленных экспериментов подруга была вынуждена пользоваться непочатыми консервами. Весили они много, голова к концу дня болела.

В начале 70-х пришла мода на парики и волосы, которые выглядели как парик. Мы укладывали завитки в сложные прически и намертво фиксировали их. Лака для волос еще не было, поэтому мы пользовались бриолином или пивом. Самые отчаянные покрывали свою шевелюру сахарным сиропом. Излишне говорить, что волосы старались не мыть как можно дольше – берегли прическу.

Еще забавнее было с тушью. Кремообразной тогда практически не было. Импортную тушь удавалось раздобыть лишь редким счастливицам. Все остальные довольствовались “каменкой”. Она делала ресницы темными, но не прибавляла им ни объема, ни длины. С этим недостатком мы тоже научились бороться. Сначала накладывали один слой туши. Пока она оставалась влажной, на ресницы наносили или муку, или рассыпчатую пудру. Через несколько минут клали второй слой туши, и все повторялось сначала.

В конце этой долгой процедуры реснички разлеплялись с помощью тоненькой иголочки. На все про все уходило не меньше десяти минут. Зато ресницы получались великолепные – объемные, черные и очень густые.

В конце 70-х появилась мода на блестки и перламутровые тени. Нельзя было достать ни того, ни другого. На особо торжественные мероприятия дамы приходили блестящими, как новогодняя елка. Это и неудивительно – ведь в ход пускались елочные игрушки. Их толкли в мелкую, разноцветную пыль, а потом наносили не только на праздничное платье, но и на лицо.

Моя подруга однажды рассказала мне такую историю. Перед встречей Нового года она нарядилась по полной программе и сделала себе соответствующий макияж. На веках и щеках переливалось то, что осталось от серебристого елочного шара. К коже это прикрепляли с помощью обыкновенного канцелярского клея. Через несколько часов – в разгаре вечеринки – началась аллергическая реакция на клей. Кожа покраснела и начала отекать. Вскоре веки опухли так, что подруга не могла открыть глаз. Пришлось вызвать «скорую» и провести первые дни года в больнице.

Огуречный тоник

Алла Витальевна Терентьева, пенсионерка:

– В 70-х годах я работала в ленинградском Институте красоты косметологом. Это было время жесточайшего дефицита. В свободной продаже было только несколько видов кремов. Чуть позже появились косметическое молочко и “Огуречный” тоник.

Но даже “расширившийся” ассортимент не мог удовлетворить потребности женщин. Они невесть откуда добывали рецепты различных кремов и масок. Помню, одно время было очень модно лечить угревую болезнь крупной пищевой солью. Она наносилась на кожу толстым слоем и оставлялась на 10–15 минут. Лицо после этого еще долго оставалось красным и раздраженным, зато пропадали гнойнички – соль “вытягивала” их на поверхность.

Сметанные маски рекомендовались для сухой кожи, яичные и медовые – для жирной. Благо, необходимые продукты всегда можно было найти в магазине. Гораздо сложнее все обстояло с ягодами и фруктами. Они были обязательными в нашей работе, поэтому и я, и мои коллеги запасались сырьем с лета. Мы замораживали клубнику, черную смородину, вишню и хранили их в большом морозильнике, который стоял на работе.

Дома же у нас были развешаны пучки ромашки, подорожника, ноготков, зверобоя, березовых листьев и цветов липы.

Самостоятельно делалось все – и кремы, и маски, и тоники. Работали они прекрасно. Кто-то может не поверить, но некоторые средства тех времен гораздо лучше тех, которые продаются сейчас. Был только у нашей самодельной косметики один недостаток – она быстро портилась. Поэтому каждые несколько дней нам приходилось вставать к плите – варить, смешивать, растирать и процеживать.

Помада из кастрюли

Екатерина Михайловна Аряшева, учитель:

– Моя учеба в старших классах выпала на середину 80-х годов. Многие помнят, что тогда в моде был яркий макияж. Но нужную косметику достать было очень трудно. Поэтому цветовую палитру мы создавали сами. Легче всего было с помадой. Мы выковыривали содержимое нескольких тюбиков в кастрюлю и ставили ее на огонь. Очень быстро помада плавилась. Мы тщательно перемешивали ее и заливали в подходящую тару.

Многих не устраивал и цвет лака для ногтей. Его можно было скорректировать с помощью чернил. Их выдавливали из стержня прямо в пузырек, который потом интенсивно трясли в течение часа. Фиолетовая паста придавала светлым лакам очень модный “оттенок бледной поганки”. Красные чернила делали лак ярко-розовым.

Нашлись свои рецепты и для волос.  Надо было намочить кусочек папиросной  бумаги и обернуть им тоненькую прядку. Красилась только челка. Но и на нее уходило не меньше сорока минут. Оттенок получался очень ярким, но быстро смывался. Поэтому краситься приходилось раз в неделю.

Нина ТАРАСЕНКО