Дневник для малыша

Что из себя представляет родительский дневник и как его вести? На эти вопросы мы попросили ответить заведующую отделением грудного возраста Московской детской городской клинической больницы святого Владимира Ларису Григорьевну ТИЛИКИНУ.

– Лариса Григорьевна, обязательно ли заводить такой дневник, ведь малыша и так уже наблюдают в поликлинике после выписки из роддома? – Опыт работы с детьми, которым еще не исполнилось года, убедил меня в том, что такой дневник – прекрасный помощник родителям и врачам. Если малыш вдруг заболел, то дневник поможет врачу разобраться в состоянии ребенка или выявить какие-либо отклонения от нормы в развитии уже на ранней стадии, что является залогом правильного выбора лечения и его эффективности. Для родителей дневник дает возможность своевременно осознать проблемы своего малыша и обратиться за консультацией к специалистам, но прежде всего к своему семейному доктору.

– Что из себя представляет такой "дневник для малыша"?

– Просто-напросто возьмите ежедневную записную книжку или же тетрадку, в которую каждый день вы будете вписывать свои наблюдения за малышом. На первой странице вам следует указать имя ребенка, дату рождения, массу тела, рост, окружность головы и груди при рождении, сведения о прививке против туберкулеза, которую ему должны были сделать в родильном доме. В день рождения ребенка ежемесячно обязательно оставляйте лишнюю страничку, чтобы подвести некоторые итоги. Отметьте прибавку массы ребенка за месяц, на сколько он вырос, какие навыки приобрел. – Какие записи необходимо делать в этом дневнике?

– Придерживаясь примерного режима дня малыша, в первую очередь мама должна указать там характер вскармливания (смеси или грудное молоко), а также часы пробуждения и кормления ребенка. Кормить его желательно 6 или 7 раз, примерно через 3 или 3,5 часа. Отмечать это следует прежде всего потому, что многие дети устанавливают собственный режим кормления. К этому нужно добавить, как ведет себя малыш перед, во время и после кормления. То есть сколько минут он находится у груди, если мама кормит грудью (здоровый ребенок высасывает свою норму в течение 5 – 7 минут). Если он находится на искусственном вскармливании, значит нужно уточнить объем питания, который он съел. Здесь же отметьте, срыгивает ли малыш после кормления, если да, то через какое время и каким объемом.

Кроме всего, необходимо отражать состояние кожи малыша, а в первые дни после выписки из роддома – особенно состояние пупочной ранки. Это наиболее уязвимые места тела, так как именно через них проникает инфекция. Сама пупочная ранка, как правило, окончательно заживает у малыша к 10 – 14-му дню жизни. Так же здесь нужно отмечать регулярность стула.

В следующем "параграфе" вашего ежедневника вам следует описывать развитие малыша, потому что именно в течение первого года происходит становление двигательных функций. Вам нужно будет зафиксировать различные этапы статико-моторного, психоэмоционального и предречевого развития. К концу первого месяца жизни вы заметите, что у него появилось так называемое слуховое сосредоточение, то есть он уже прислушивается к вашему голосу, улыбается вам. В возрасте двух месяцев малыш уже начинает хорошо удерживать головку, когда лежит на животе. К третьему у него начинается комплекс оживления.

Этот момент вы сами определите по таким признакам: он будет положительно реагировать на общение с мамой, что вызовет у него восторг, улыбку, начнет двигать ручками и ножками, выражая тем самым свою радость. Уже в пять месяцев ваш ребенок начнет переворачиваться со спины на живот и обратно. Приблизительно в промежутке между 7 и 8 месяцами он начнет вставать в кроватке. В год уже сам должен пойти, а также проговаривать 5 – 6 слов.

Не забывайте также записывать даты проведения профилактических прививок и отмечать поведение и реакцию ребенка (есть температура, уплотнение на месте инъекции).

Напоследок хочу добавить, что вести такой "дневник для малыша" очень нелегко, тут потребуется много терпения, но зато потом он будет доставлять вам только одно удовольствие. Самое же главное – это ваше желание его вести.

Примерный режим дня ребенка

от 1 до 4 месяцев

Кормление _________________ 6.00 – 6.30

Бодрствование ____________ 6.30 – 7.30

Сон _________________________ 7.30 – 9.30

Кормление _______________ 9.30 – 10.00

Бодрствование___________10.00 – 11.00

Сон ______________________ 11.00 – 13.00

Кормление _______________13.00 – 13.30

Бодрствование __________13.30 – 14.30

Сон ______________________14.30 – 16.30

Кормление _______________16.30 – 17.00

Бодрствование __________ 17.00 – 18.00

Сон ______________________ 18.00 – 20.00

Купание _________________ 20.00 – 20.15

Кормление ______________ 20.30 – 21.00

Ночной сон _______________ 21.00 – 6.00

Ночное кормление ___ 24.00 или 3.00

Примерный режим дня ребенка

от 4 до 6 месяцев

Кормление __________________ 6.00 – 6.30

Бодрствование ______________ 6.30 – 8.00

Сон _________________________ 8.00 – 10.00

Кормление ________________10.00 – 10.30

Бодрствование _______ ____10.30 – 12.00

Сон _______________________ 12.00 – 14.00

Кормление _______________ 14.00 – 14.30

Бодрствование ____________14.30 – 16.00

Сон _____ __________________16.00 – 18.00

Кормление ________________ 18.00 – 18.30

Бодрствование ___________ 18.30 – 20.00

Сон _______________________ 20.00 – 21.30

Купание __________________ 21.30 – 22.00

Кормление _______________ 22.00 – 22.30

Ночной сон _________________ 22.30 – 6.00

Ночное кормление допускается ___ 3.00

Примерный режим дня ребенка

от 6 до 10 месяцев

Кормление _______________ 7.00 – 7.30

Бодрствование ___________ 7.30 – 9.30

Сон ______________________ 9.30 – 11.30

Кормление _____________11.30 – 12.00

Бодрствование _________12.00 – 14.00

Сон _____________________ 14.00 – 15.00

Кормление _____________15.00 – 15.30

Бодрствование _________15.30 – 17.30

Сон _____________________ 17.30 – 19.00

Кормление _____________19.00 – 19.30

Бодрствование _________19.30 – 21.00

Купание ________________________ 20.30

Ночной сон ______________ 21.00 – 7.00

Ночное кормление _____________ 23.00

Примерный режим дня ребенка

от 10 до 12 месяцев

Подъем, туалет ______________ 7.00 – 7.30

Завтрак ______________________ 7.30 – 8.00

Игра _________________________ 8.00 – 9.30

Сон на воздухе _____________ 9.30 – 12.00

Обед ______________________12.00 – 12.30

Игра, прогулка, занятия ___12.30 – 15.00

Полдник ___________________________15.00

Сон на воздухе ____________15.30 – 17.00

Игра _______________________17.00 – 18.30

Купание ___________________ 18.30 – 19.00

Ужин ______________________________19.00

Игры _______________________19.30 – 20.00

Ночной сон _________________ 20.00 – 7.00

Ольга СМИРНОВА