Лечение по компьютеру

У российских пациентов появилась новая возможность —  получить телемедицинскую консультацию врача из любого уголка Земли. Как и в каких случаях это можно осуществить на практике

Рассказывает кандидат медицинских наук, медицинский директор Телемедицинского центра «Второе мнение» в Москве, врач-онколог Михаил Савельевич Ласков.
— Расскажите, что это за любопытный ресурс — телемедицина?

— Это новое и очень перспективное направление в мировой медицине. Его суть — дистанционное медицинское обслуживание, обмен информацией между врачами и пациентами на любом расстоянии. Интерпретация проведенных обследований, рекомендации по лечению и даже удаленное руководство операцией.

Все это стало возможным благодаря компьютерным и телекоммуникационным технологиям. Консультации могут проводиться как в «отложенном» режиме, так и в режиме реального времени. Их цель — повысить качество диагностики и лечения конкретных пациентов.

— Но ведь консультации через Интернет — не совсем новое явление?

— Речь идет не о простых консультациях. Здесь пациент получает адресную, квалифицированную и быструю помощь. Специалист изучает конкретно вашу историю болезни. И делает заключение по текущей ситуации, принимая во внимание ваши индивидуальные нюансы.

— Когда и кому имеет смысл прибегать к таким консультациям?

— Эта услуга наиболее актуальна в сложных случаях. Например, когда возникают затруднения с постановкой диагноза. Или врач не может определиться с оптимальным методом лечения. Или пациент страдает редким или нетипично протекающим заболеванием. Также бывает, что проведенное лечение человеку не помогает и необходим совет более опытных специалистов.

Часто к системе «Второе мнение» прибегают в случае онкологического заболевания. Позиция другого врача также бывает нужна перед хирургическим вмешательством.

Телемедицинские консультации дают уникальные возможности и пациентам с ограниченными возможностями. Например, инвалидам или лежачим больным. Благодаря интернет-возможностям они могут получить квалифицированную и своевременную помощь.

Еще один пример — дети с эпилепсией. Длительный переезд у них зачастую сопровождается риском развития приступов. Поэтому во всех крупных клиниках, включенных в программу телемедицины, есть эпилептологический центр. Специалист по этой проблеме может проконсультировать полученные в электронном виде энцефалограммы, видеозаписи приступов, необходимые анализы.

Также все большую популярность приобретают телеконсультации с психиатром или психотерапевтом.

— Как быть, если помощь врача нужна срочно?

— Экстренная консультация тоже возможна. Она проводится путем видеоконференции в режиме реального времени. Во время такого сеанса также можно передать почти всю необходимую медицинскую информацию — выписки из истории болезни, рентгеновские и УЗИ-снимки, томограммы и многое другое.

Например, человек попал в аварию. Его привезли в больницу, сделали компьютерную или магнитно-резонансную томографию. Но интерпретировать снимок в данный момент некому, так как специалист просто не может находиться в больнице круглые сутки без выходных. Тогда исследование с помощью телемедицинской сети срочно передается специалисту. Врач его смотрит и дает необходимые рекомендации. Человека начинают лечить, не теряя драгоценного времени на ожидание.

Наиболее сложные случаи могут обсуждаться целым консилиумом врачей из разных клиник.Считается, что такая удаленная консультация в разы дешевле поездки за рубеж, в которую помимо медицинских затрат входят расходы на дорогу, питание и проживание.

— Но каким образом простой российский пациент может проконсультироваться с врачом, например, из Швейцарии, не зная ни клиник, ни врачей из этой страны, ни иностранного языка?

— Вы правы, человеку, далекому от медицины, не всегда известно, к какому специалисту обратиться. Но удаленно консультироваться можно не только напрямую. Но и через то медицинское учреждение, к которому вы прикреплены, в котором проходите лечение. Система «Второе мнение» — это целая мировая сеть, объединяющая медицинские центры в разных странах. Правда, в нее пока не входят районные поликлиники и больницы. Это дело будущего. Но многие крупные государственные и частные клиники уже сейчас имеют свои телемедицинские центры. Через них ваш врач может обратиться за помощью к своим зарубежным коллегам. Как по своей инициативе, так и по вашей просьбе. Многое зависит от конкретной ситуации.

Например, Университетская клиника неврологии в Москве связана с телемедицинским центром в Германии. Благодаря этому наши врачи могут оперативно перепроверить диагноз, быстро проконсультировать снимки, энцефалограммы. Отправить в европейскую клинику образцы для проведения редких анализов.

— Правда ли, что в наше время можно даже сделать на расстоянии кардиограмму и измерить давление?

— Да, такие услуги называются удаленным мониторингом. Они тоже относятся к телемедицине. Во время визита в клинику к человеку подключают тот или иной медицинский прибор. Он может фиксировать артериальное давление, пульс, снимать кардиограмму и передавать эти данные через датчики врачу. Если что-то идет не так, доктор связывается с пациентом и дает необходимые рекомендации.

— А насколько можно доверять телеконсультациям?

— Недавно была опубликована научная статья, отражающая 20-летний опыт телемедицинских консультаций в Норвегии. Анализ 37 тысяч таких обращений показал, что количество правильных диагнозов при заочных и очных консультациях было одинаковым.

Несомненно, телемедицина — уникальный ресурс. И все же это лишь инструмент. Она никогда не заменит живых и доверительных отношений между врачом и пациентом.

История телемедицины

1900-е годы

Александр Белл, изобретатель телефона, был первым, кто проконсультировался с врачом по телефону.

1905 г.

Нобелевский лауреат, изобретатель электрокардиографа Виллем Эйнтховен впервые переслал электрокардиограмму при помощи телеграфа.

1920-е годы

Врачи с помощью радио консультируют моряков на кораблях дальнего плавания.

1924 г.

Первое упоминание о телемедицине. В журнале Radio News опубликована статья, иллюстрации к которой демонстрируют, как доктор может проводить осмотр, ставить диагноз и лечить на расстоянии. Доктор и пациент видят и слышат друг друга. У пациента в руках фонендоскоп, доктор может «послушать» сердце и легкие. Для пациента распечатывается заключение с анализами.

1950-е годы

Первая телемедицинская сеть создается Психиатрическим институтом Небраска (США). Она позволила консультировать больницы, находящиеся на расстоянии сотен километров. Использовался закрытый телевизионный канал, изображение было черно-белым.

1960-е годы

Специалисты НАСА впервые используют спутниковую связь, чтобы непрерывно следить за здоровьем космонавтов.

1980-е годы

Популярность телемостов между СССР и США. После землетрясения в Армении в 1988 г. — самый масштабный телемедицинский проект НАСА в помощь раненым и пострадавшим. Сотни неотложных консультаций-телемостов с участием лучших врачей из СССР и США.

1990-е годы

Новый подъем телемедицины с появлением персональных компьютеров. «Возрождение» начинается с Норвегии, где есть много отдаленных населенных пунктов, не обеспеченных больницами.

2000-е годы

В 2000 г. в России создается координационный совет Минздрава по телемедицине. В 2004 году в Пензенской области организуется уникальная телемедицинская сеть, объединяющая почти все медицинские учреждения с ведущими центрами.

2010-е годы

Создаются транснациональные системы телемедицины. В 2013 г. Дмитрий Медведев отметил, что телеконсультации наряду с электронными историями болезни должны стать обычной практикой врачей.

Будущее телемедицины

Современные технологии позволяют создать телемедицинских роботов, способных заменить персонал больницы. Но может ли робот заменить человеческие взаимоотношения?

Марта Триэль