Медицинский адвокат

Имея на руках медицинские страховые полисы, зачастую мы не знаем, какие возможности они предоставляют. Рассказывает заместитель начальника управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования Анатолий Васильевич АЗАРОВ.

– Анатолий Васильевич, расскажите, какими правами мы обладаем, когда становимся пациентами.

– Согласно Основам законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", пациент в первую очередь имеет право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала. Он может по своему усмотрению выбрать врача, заручившись его согласием, а также лечебно-профилактическое учреждение, которое находится в системе обязательного и добровольного медицинского страхования. Условия, в которых лечится и содержится больной, должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Если пациента не удовлетворяет предоставленное ему лечение, то, по его просьбе, могут проводиться консилиумы и консультации других специалистов. Больной также имеет право на то, чтобы во время лечения или оперативного вмешательства делали обезболивание доступными способами и средствами.

Пациент имеет право на сохранение тайны о его здоровье. То есть его диагноз и даже сам факт обращения за медицинской помощью врачи должны хранить в тайне. На практике эта информация вполне доступна. Поэтому при поступлении на лечение больной может предупредить врачей о своем решении не сообщать сведения о его заболевании кому бы то ни было, в том числе и близким родственникам. Он может выбрать любого человека, кому бы передавалась информация о состоянии его здоровья.

Пациент имеет право на приглашение в больницу священнослужителя и предоставление ему условий для совершения религиозных обрядов, если это не нарушает внутреннего распорядка. Еще он может требовать допустить к нему адвоката или другого законного представителя для защиты его прав. Пациент имеет также право на отказ от медицинского вмешательства. – Что делать пациенту, если его права будут нарушены?

– В этом случае он может привлечь со стороны страховой компании врача-эксперта в качестве медицинского адвоката. Это входит в обязанности сотрудников страховых компаний. Врач-эксперт должен провести экспертизу и с ее результатом ознакомить пациента. Если нарушения подтверждаются, то пациент вправе требовать возмещения ущерба, что решается в досудебном и судебном порядке.

– Многие сталкиваются с тем, что врачи берут деньги с пациентов за лечение. Законно ли это и что делать больному в этом случае? – Врач не имеет права брать деньги за лечение. Если это случилось, то нужно об этом сообщить руководству лечебного учреждения или в страховую компанию. Возможно, эта самодеятельность исходит только от самого доктора. Другое дело, мы не привыкли жаловаться на врача. Это у нас было не принято. Особенно пациенты опасаются жаловаться куда-либо на сотрудников сельских и районных больниц. Ведь приходится лечиться у одного и того же врача.

– А что вы скажете о том, что люди бывают вынуждены собирать огромные средства на какую-то серьезную операцию. Отчего это происходит? – Пациенты имеют право лечиться бесплатно только в тех лечебных учреждениях, которые входят в систему обязательного медицинского страхования. В нее не входят институты и клиники, которые финансируются из федерального бюджета. К сожалению, эти учреждения остаются без финансовой поддержки из-за отсутствия средств у государства. Когда человек приезжает в такую клинику по направлению, то ему, как правило, сообщают, что на лечение или операцию средств нет. В этом случае на него заводят карту ожидания или свое пребывание пациент оплачивает сам. Тогда ему без очереди оказывают медицинскую помощь.

– Допустим, человек живет в большом городе. Может ли он лечиться не в своей поликлинике, а в любой другой, которая ему нравится? Что для этого нужно?

– Пациент может лечиться в другой поликлинике. Для этого ему нужно написать заявление на имя главного врача выбранного им

лечебно-профилактического учреждения. Но если оно находится далеко от места жительства пациента, то в случае необходимости лечение на дому может не осуществляться. Это нужно иметь в виду.

– Имеет ли право больной на консультацию в другом лечебном учреждении, если по месту жительства не оказалось нужного специалиста?

– Имеет. Только для этого надо иметь направление. Если лечебное учреждение, в котором лечится больной, своими силами не может оказать медицинскую помощь в полном объеме из-за отсутствия специалиста или необходимого оборудования, то оно может обратиться в другое учреждение. Страховая компания должна оплатить такую консультацию.

– Случается, что больного вынуждают покупать нужные ему лекарства, когда он находится в стационаре. Что вы на это скажете?

– Это незаконно. Но можно поступить следующим образом. Купив лекарства, нужно взять чеки и попросить врача, чтобы они были внесены в историю болезни. После выписки пациент вправе потребовать вернуть потраченную сумму, обратившись для этого к главному врачу. Если тот, не зная законодательства, не будет возвращать эти деньги, то нужно обратиться в страховую компанию, которая поможет оформить претензию или иск в суд. В исковом заявлении, кроме потраченных денег на лекарства, можно требовать и возмещения морального вреда.

– Ограничен ли страховой полис деньгами? Скажем, каждому человеку медицинских услуг могут оказать только на 2 тысячи рублей в год. А что делать, если лечение требует больших средств?

– Ограничений не существует. Страховые компании должны выделять средства больницам в зависимости от оказываемой медицинской помощи и потребности в медикаментах. Поэтому больницы заинтересованы в том, чтобы у них было больше больных.

– Можно ли использовать деньги, которые как бы накопились за предыдущий год?

– Нельзя. Страховые взносы, которые мы платим, не накапливаются. Если человек здоров и не обращается за медицинской помощью, то деньги идут на лечение других больных людей. В этом случае действует принцип солидарности: здоровый платит за больного. Кроме того, любое лечение стоит гораздо больше, чем сумма взносов, которые отчисляют у нас из зарплаты.

– Выгодно ли хорошим врачам обслуживать много страховых пациентов? – Выгодно не врачам, а лечебным учреждениям. Больше обращается за помощью больных – больше денег выделит страховая компания больнице. Врач – дело другое. Распределение денег между сотрудниками в больнице зависит от внутреннего распорядка, руководства учреждения и рекомендаций Минздрава.

– Получит ли медицинскую помощь больной, если он окажется в другом городе без страхового полиса?

– Страховой полис нужно всегда иметь при себе. Но если его не будет, то медицинскую помощь все равно должны оказать. Для этого достаточно предъявить паспорт.

Кроме того, пациент может находиться в лечебном учреждении столько, сколько нужно для его выздоровления. По-другому обстоит дело с больными, которые прибывают из-за границы. В этом случае их лечение оплачивается по межгосударственным соглашениям.

– Имеет ли право больной знать о том, что у него тяжелое заболевание, например рак?

– В законе не написано, что при онкозаболевании нельзя об этом ставить в известность пациента. Хотя так сложилось, что врачи из-за гуманного отношения к больному говорят правду только родственникам. Но пациент все же должен знать правду. Быть может, ему нужно будет составить завещание о наследстве или пригласить священника для исповеди. А возможно, он обратится к специалистам, которые смогут вылечить его. Если же врач не сообщает больному о его истинном диагнозе и тот умирает, то его родственники вправе предъявить претензии врачу, если впоследствии выяснится, что больной имел шанс на выздоровление при оказании помощи в другом лечебном учреждении. Или же он должен был решить вопрос о наследстве.

– Бытует мнение, что все деньги находятся у страховой компании, которая не выделяет их больницам, а тратит на собственные нужды. Что вы скажете?

– Страховая компания имеет право расходовать на собственные нужды только часть денег, которые выделяются ей на ведение дела. Как правило, эта сумма составляет не более трех процентов от всех средств, которые проходят через нее. Остальные средства поступают в лечебные учреждения в зависимости от объема и качества медицинской помощи.

Обязательное медицинское страхование не является сверхприбыльным делом. Чаще всего компании занимаются другими, коммерческими видами страхования. Например, добровольное медицинское страхование, страхование жизни, автомобилей, жилища и т. д. Все крупные страховые компании многопрофильные. И у них есть возможность приобретать для себя мебель, автомобили. Страховую медицину ругают потому, что сравнивают с прежним периодом времени. И говорят, что вчера было лучше, а сегодня стало хуже. Но ведь плохо сейчас не только в области здравоохранения, но и в других сферах нашего общества. Пациенту, конечно, от этого не легче. А потому он должен отстаивать свои права.

Татьяна ЕВДОКИМОВА