Рассказывает кандидат биологических наук, эксперт, сопредседатель Координационного совета парфюмерно-косметической промышленности, председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации в Москве Татьяна Валентиновна Пучкова.
– Имеет ли смысл так точно делить косметику по возрастам?
– Конечно. Невозможно создать косметическое средство, подходящее для любого возраста. Составы, предназначенные для молодежи, могут быть бесполезны для женщин старшего возраста, и наоборот.
Цель ухода до 25 лет – сохранение хорошего состояния кожи. После 35 лет кожа теряет влагу, упругость, становится менее эластичной, появляются морщинки. Поэтому тут важно обеспечить полноценное питание и интенсивное увлажнение. После 50–55 лет необходимо уже поддерживать здоровое состояние кожи, устранять вялость, усталость, плохой цвет лица. Для этого потребуются еще более сильнодействующие средства.
Так что возрастная градация косметики, как правило, оправданна. А такие пометки на баночках, как «после 36 лет» или «от 46 до 55 лет», позволяют быстрее сориентироваться в многообразии продуктов. Дама в 40 лет ведь понимает, что ей не нужны средства для 25.
– А если наоборот, в качестве профилактики в 20 лет начать применять косметику anti-age, предназначенную для женщин после 35?
– А зачем это нужно? Безусловно, запретов на использование возрастной косметики нет. Но если у вас в 20 лет появилась первая морщинка, это не значит, что ее нужно поскорее и поинтенсивнее «вылечить».
Использовать возрастную косметику, в которой содержатся сильнодействующие компоненты, до 25 лет нежелательно. Для такой кожи вещества, замедляющие старение, просто вредны. Она начнет «лениться» и раньше израсходует заложенный в нее потенциал. Более того, слишком активный крем может спровоцировать ухудшение состояния кожи. Поэтому перегружать кожу в молодом возрасте не стоит.
Нужно понимать, что чем интенсивнее мы начинаем ухаживать за кожей, тем скорее она состарится. Ведь мы же не съедаем за один раз все, что лежит в холодильнике. Так и с косметикой. Главное – регулярно ухаживать и устранять возникающие проблемы постепенно.
– Говорят, что нельзя все время пользоваться кремом одной и той же марки: это вызывает привыкание, и эффективность ухода снижается.
– Это не так. Привыкания кремы не вызывают. А эффективность может снизиться из-за того, что изменились потребности кожи.
Запросы могут меняться в течение года, в зависимости от стадии цикла, возраста, диеты, эмоционального состояния. Подобрать себе удачное косметическое средство достаточно непросто.
Если вам удается определить это самостоятельно – прекрасно. Если нет – стоит записаться к косметологу или дерматологу и попросить его сориентировать вас. Специалист подскажет, какие компоненты должны быть в вашем креме, и домашний уход даст максимальный эффект.
– Правда ли, что с возрастом нам нужна все более дорогая косметика? Проще говоря, в 20 лет можно пользоваться кремом за 50 рублей, а в 40 лет уже нужно средство за 100 евро.
– Нет, это не так. Конечно, для того, чтобы достичь заметного омолаживающего эффекта, необходимы довольно дорогие компоненты. Но это не значит, что в 20 лет нужно покупать только дешевую косметику, а в зрелом возрасте выбирать исключительно дорогие продукты.
Если говорить о недорогих средствах, то они, как правило, могут хорошо выполнять задачу общего ухода. Они практически одинаковы по составу. У них даже базы более-менее сходны. И здесь градация «30+», «40+» и «50+» себя не оправдывает. Дешевая косметика, даже если имеет хорошую основу, способна дать лишь неплохой общий уход. Но она не будет решать возрастных или каких-либо других серьезных проблем.
В то же время более дорогая косметика «по умолчанию» должна обладать хорошей основой и быть насыщенной полезными ингредиентами. Например, если 50 мл крема стоит 150 рублей и выше, то можно рассчитывать на то, что в нем есть достаточно действенные компоненты.
А когда цена крема того же объема составляет около 50 рублей, он вряд ли сможет выполнять возложенные на него сложные функции.
– Поговорим о другом разделении – на декоративную и косметику для ухода за кожей. Сегодня появились губная помада с витаминами, антивозрастной тональный крем и другие подобные продукты. Грань стирается?
– Нет, границы все равно остаются очень четкими. Средства этих двух групп просто будут мирно жить рядом. Но уже сейчас у женщины есть возможность выбора между простым увлажняющим кремом и таким же средством с тоном. И эта тенденция будет только усиливаться.
Многофункциональность косметики связана с возрастающим темпом жизни, желанием получить все и сразу. Мы живем на бегу, много путешествуем. А такая косметика является хорошим дорожным вариантом, позволяя не брать с собой лишнего.
Кроме того, сейчас в мире царит настоящий культ молодости. Поэтому популярность антивозрастной косметики стремительно растет. Анти-эйдж компоненты включаются практически во все, что мы наносим на кожу, ногти и волосы. И если декоративные средства будут оказывать дополнительную помощь в борьбе со старением, то почему бы и нет?
Вообще, сегмент антивозрастной косметики сейчас очень активно развивается по всему миру. При этом в каждой стране есть свои особенности. В России, например, больше всего используют продукты для ликвидации морщин. А в Юго-Восточной Азии чаще покупают отбеливающие омолаживающие средства.
Другая активно растущая категория – это СПА-косметика. Сюда относят средства на натуральной основе, с приятными текстурами и запахами. Вообще, натуральность – это одна из самых мощных тенденций на рынке. Сегмент натуральных продуктов быстро увеличивается, особенно в продуктах для СПА.
– Сейчас появляется все больше узконаправленных косметических линий – для беременных женщин, для горнолыжников…
– Да, недавно я даже видела наборы для наездников. Туда входили очищающее средство для лица, смягчающий крем для рук, плюс средства для ухода за лошадьми. И все – под одним названием. Это, конечно, экзотика. Но вариантов специальной косметики сейчас очень много.
Особенность таких средств – узость целевой аудитории. Впрочем, эта продукция не нуждается в рекламе: достаточно обеспечить ее наличие в «спе-цифических» местах продаж. А человек, покупающий такую косметику, будет точно знать, что она ему подходит.
В Европе сегодня существует еще один интересный «косметический пласт» – так называемая геронтологическая косметика. Предназначена она для людей в возрасте 60–70 лет и старше. Проще говоря, это средства, которые не призваны скрывать морщины. Они нужны тем, кто хочет просто ухаживать за кожей, питать, смягчать ее, заживлять мелкие трещинки. То есть такая косметика дает общий поддерживающий уход, а не омоложение.
Безусловно, и у нас в стране тоже хорошо бы продавать такие средства для пожилых людей. Но дело в том, что косметика такой категории недешева. И у нас она пока экономически не оправдана. Поэтому это, конечно, наше будущее, но, думаю, не очень близкое.
– Преодолев первоначальный шок от мирового финансового кризиса, мы можем начать делать выводы. Какое будущее у российской косметики?
– По качеству наша косметика давно стала конкурентоспособной. Отечественные продукты лучше подходят нашим женщинам. Цена у них более приемлемая, произведены они с учетом особенностей климата и нашей генетики. В то же время наши дамы до сих пор обращают пристальное внимание на страну-производителя и больше всего доверяют Франции. Это при том, что французская косметика в большинстве случаев вообще не подходит россиянкам. Но ее все равно покупают, считая более «продвинутой» и престижной.
Конечно, российские производители работают, в основном, в недорогом ценовом сегменте, но появляются и очень интересные разработки дорогих продуктов.
Россиянки покупают больше косметики, чем представительницы других стран. При этом у нас особенно любят декоративную косметику и уделяют макияжу больше внимания, чем уходу за кожей.