О чем думают доктора?

<!– /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"GaramondNarrowC Bold"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:"HeliosCond Bold"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:"PragmaticaC PT Pragmatica Mediu"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:"PragmaticaC Bold"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:HeliosCondBlack; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} p.NoParagraphStyle, li.NoParagraphStyle, div.NoParagraphStyle {mso-style-name:"[No Paragraph Style]"; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; line-height:120%; mso-pagination:widow-orphan; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; color:black; mso-ansi-language:EN-US;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} –>

Если вам необходимо обратиться к врачу, то как понять образ его мыслей в отношении вашего здоровья? Что влияет на его взаимоотношения с пациентами в наше коммерческое время?

 

 

 

Рассказывает автор книги, врач-онкогематолог с тридцатилетней медицинской практикой, профессор Гарвардского университета американец Джером Групмэн.

 

 

 

– Доктор Групмэн, вы адресуете свою книгу не столько медикам, сколько простым пациентам, непрофессионалам. Но зачем обычным людям знать тонкости мышления врачей? Доктору принято доверять, а не сомневаться в его рекомендациях. Стоит ли вмешиваться не в свое дело?

 

– Имея за плечами 30-летний опыт в разных условиях, с разными людьми и заболеваниями, я могу сказать: каждый врач, увы, допускает ошибки в диагностике и лечении. Не стоит ожидать от доктора абсолютной непогрешимости. Большая часть просчетов допускается из-за пробелов в мышлении терапевтов, а вовсе не из-за технических ошибок вроде назначения неверной дозы препарата. Этот вывод недавно сделали эксперты, изучившие массу примеров неудачного лечения.

 

Если симптомы болезни неопределенны или противоречивы, а результаты тестов неточны, даже очень хороший доктор может быть сбит с толку. Ни готовые клинические алгоритмы, ни новейшие методы диагностики не помогут застраховать его от неверного суждения. Однако количество ошибок и их тяжесть можно снизить, поняв, как мыслит врач и как оптимизировать его мышление. То есть я призываю всех к активному, заинтересованному сотрудничеству с доктором.

 

– Как же необходимо себя вести, отправляясь на прием к врачу?

 

– Во-первых, нужно собрать и систематизировать всю информацию о своем заболевании. Я имею в виду не только результаты обследований, но и весь объем субъективных ощущений и подозрений, который пока нигде документально не зафиксирован. Настройтесь на откровенную беседу, во время которой вы будете рассказывать доктору абсолютно все подробности о своем состоянии, даже самые деликатные. Ведь именно детали могут оказаться решающими в затруднительных ситуациях. Не надо ни умалять, ни преувеличивать свои проблемы.

 

Помните: рассказывая о себе, вы подсказываете врачу свой диагноз. Пациенты, которые молча кладут на стол врача свою медицинскую карту и ждут от него конкретных вопросов, ведут себя недальновидно. Равно как и те, кто начинает говорить без умолку, нервничать, умоляя врача «сделать хоть что-нибудь». В первом случае вы не предоставите доктору достаточной информации о вашей болезни. В другом –

напрасно поторопите его и можете спровоцировать на необдуманные действия.

 

– И все же мне кажется, что ведущая роль в этом диалоге должна принадлежать врачу. Я не права?

 

– Разумеется, хороший врач постарается «разбудить» своего пациента, чтобы он не чувствовал себя слишком скованно. Живое общение – основа лечебной практики. Доктору можно доверять, если он внимательно слушает своего пациента, задает много вопросов, интересуется не только его основной жалобой, но и сопутствующими физическими и психологическими проблемами. В том числе условиями его быта и особенностями личной жизни.

 

В этом случае у специалиста будет возможность проанализировать больше возможных причинно-следственных связей, важных для постановки диагноза и выработки тактики лечения. И наоборот: доктор, который держится отстраненно, подчеркивая дистанцию, обрывает вашу речь или вообще не позволяет отклониться от заданной темы разговора, наверняка упустит что-то важное. Так же, как и врач, сосредоточенный лишь на заполнении пробелов в электронной истории болезни, а не на проблемах живого человека.

 

– Но ведь многим российским врачам приходится принимать пациентов чуть ли не в режиме конвейера. Как тут быть?

 

– Спешу вас разубедить: дефицит времени – это не только российская проблема. В таком режиме часто вынуждены работать и американские врачи «скорой помощи». Во время осмотра и сбора данных о пациенте доктора часто отвлекают другие сотрудники, социальные работники, администрация. Немудрено, что равномерный поток его мыслей может уйти не в то русло.

 

Вот тут и важна помощь самого пациента. Его бдительность, ум, тонкое чутье и, разумеется, правильные вопросы.

 

– Вот об этом, прошу вас, поподробнее.

 

– Итак, терапевта следует откровенно спросить: «Доктор, что это может быть в самом худшем случае?» Подобный вопрос, заданный спокойным тоном, не признак невроза или мнительности. Всех ординаторов учат думать об этом при осмотре каждого пациента. Однако этот вопрос может легко забыться в напряженной атмосфере.

 

Озвучив его, пациент может замедлить темп размышлений врача. Помочь ему начать мыслить более глобально. Например, если вы волнуетесь, что тяжесть в центре грудной клетки может быть первым признаком рака или предвестием сердечного приступа, поделитесь этим подозрением с врачом. Внимательный врач прислушается к таким переживаниям и наверняка ощутит необходимость задать больше вопросов.

 

Другой способ привлечь внимание доктора – это задать ему вопрос: «Какие органы расположены рядом с тем местом, где у меня выражены болезненные симптомы?». На первый взгляд звучащий слишком просто, этот вопрос поможет врачу избежать дальнейших ошибок. Например, при сильной боли внизу живота он может предположить не только приступ аппендицита или кишечный синдром, но и перекрут кисты яичника и внематочную беременность. В любом случае, сбор анамнеза и обследования продолжатся до установления окончательной причины.

 

Имейте в виду: врачи любят умных, заинтересованных пациентов и не слишком уважают тех, кто равнодушен к своему здоровью и рекомендациям врачей. Доктор такой же живой человек со своими симпатиями и антипатиями. Постарайтесь настроиться на волну его настроения.

 

– А что вы посоветуете людям, которым все-таки поставили неправильный диагноз и назначенное лечение не принесло пользы?

 

– Увы, такое случается. Конечно, в подобной ситуации кто-то сочтет нужным поменять врача, обратиться в другую клинику. Однако это не всегда представляется возможным. Значит, нужно постараться устранить возникшее недопонимание с лечащим врачом, наладить с ним более тесный контакт. Врач, не боящийся думать и упорно ищущий правильный ответ, обычно возвращается к диалогу: «Расскажите все с самого начала. Представьте, что я не читал вашей истории болезни и впервые вас вижу. На что вы жалуетесь и когда это началось?».

 

Если он не просит вас сделать этого, вы можете сами предложить повторить рассказ об истории своего недомогания. Возможно, в процессе разговора вы вспомните существенную информацию, которую раньше упустили из виду.

 

Не стесняйтесь высказать собственное мнение по поводу возможных ошибок в лечении. Соберите как можно больше информации о своей болезни – в Интернете, медицинских справочниках, а также расспросите родственников и знакомых. Попробуйте соотнести эти данные со своими субъективными ощущениями. Такая самодиагностика – реальность, которую не должен игнорировать ни пациент, ни врач.

 

Для постановки правильного диагноза иногда могут потребоваться даже не повторные анализы, а лишь сомнения в их правильности. Ведь на самом деле разные рентгенологи могут по-разному «читать» одно и то же изображение. Отличаются и результаты одних и тех же анализов в разных лабораториях, и подходы гистологов к одной и той же биопсии. Пусть доктор пересмотрит свои прежние выводы, снова проанализирует ваши анализы и снимки. Сомнение врача не стоит считать признаком некомпетентности. Напротив, это доказательство честности врача, его готовности больше заниматься пациентом, его заинтересованности в текущей ситуации.

 

– В вашей книге затронут актуальный, но щекотливый вопрос о том, что врачу может быть выгодно проведение каких-то определенных процедур, операций, назначение конкретных препаратов. Как пациент может об этом догадаться?

 

– К сожалению, выбор врача не всегда свободен от влияния финансовых интересов. И бывает так, что врачу «интереснее» провести более объемное и сложное вмешательство в организм, поскольку оно лучше оплачивается. С морально-этической стороны это, безусловно, неправильно. Чтобы не оказаться в такой ситуации, пациент снова должен проявить бдительность.

 

Не один раз взвесьте с врачом все выгоды и риски, прежде чем решиться на какую-либо сложную диагностику или тяжелую операцию. Если врач настаивает на определенной процедуре, а здравый смысл и интуиция вас, напротив, отговаривают, постарайтесь узнать, почему именно доктор выбирает эту методику. Спросите его, сколько времени займет процедура, какова вероятность каждого осложнения, как долго будет длиться период восстановления. Затем узнайте обо всех возможных альтернативах, их достоинствах и недостатках. Молчание доктора, его нежелание обсуждать нюансы вправе вызвать ваше недоверие.

 

Также я не стал бы советовать всем поголовно выполнять такие сложные и дорогостоящие обследования, как, например, магнитно-резонансная томо-графия. Эта в принципе замечательная технология, увы, находит отклонения практически у каждого человека и часто не помогает врачу поставить диагноз, а еще больше запутывает поиски. Если ваши симптомы, данные физического осмотра, результаты МРТ и рентгеновских снимков не согласовываются, решаться на оперативные меры довольно рискованно.

 

Если у вас нет возможности лично обсудить все важные подробности с лечащим врачом, по-

просите это сделать своих родных или друзей. Чем меньше вы и ваше окружение будете общаться с доктором, тем быстрее он сделает вывод о том, что вам, в сущности, безразлично то, как и чем вас лечат. А значит, на таком пациенте можно сэкономить и даже поэкспериментировать.

 

Попытайтесь проникнуть в образ мыслей врача, общаясь с ним на равных – уважительно, но не подобострастно, и тогда ваше сотрудничество будет и приятным, и эффективным.

Наталья ДАЛЬНЕВА