Соленые игрушки




Забавные игрушки и картины из муки и соли делает московская художница
Вера Владимировна Вашецкая. Хотите попробовать?

Рецепт приготовления материала для “соленых” игрушек пришел к нам, по
слухам, откуда-то из-под Архангельска. Но потом я узнала. что в Сибири
имеется другой рецепт, на Украине – третий.
В любом случае основа здесь – соль, мука и вода. Собираясь делать фигурки людей или животных, я беру два стакана муки, два стакана соли и чуть меньше одного стакана воды. Все это я тщательно перемешиваю, а потом разделяю по кусочкам, замешиваю маленькими – размером с яйцо – колобками и кладу в целлофановые пакеты.
Здесь главное – все это очень хорошо вымесить. А сделать это очень трудно. Если помогает мужчина, то он может промесить своими сильными руками сразу большой кусок теста. А вот если этим занимаются дети или женщины, то лучше разделить эту смесь на небольшие части.
Для приготовления одного колобка требуется 15-20 минут. Поскольку соль впитывается в кожу и разъедает ее, при работе обязательно нужно надевать резиновые перчатки. Вымешанные колобки в пакетиках должны полежать не менее шести часов, а еще лучше – сутки. За это время соль растворяется в муке, и состав становится однородным, пластичным и очень удобным для лепки.
Если вы заготовили тесто, но какие-то жизненные обстоятельства не позволяют вам заняться лепкой в течение 24 часов, то положите его в холодильник, но только не в морозилку, иначе оно начнет темнеть и ничего красивого из такого теста потом не получится.
В этом случае его нужно герметично завернуть, чтобы к колобкам не было доступа воздуха. Иначе поверхность теста с обдуваемой стороны очень быстро закаменеет, и вам ничего не останется, кроме как отрезать эту часть и отправить ее в помойное ведро.
Самый радостный творческий процесс, конечно же, лепка.
Прежде всего колобки разделяются на еще меньшие кусочки, из которых мы формируем шарики, колбаски – детали будущих фигурок. Это – основа всего нашего творчества. Тельца фигурок делаются из толстых колбасок, ручки или лапки – из колбасок потоньше. Домики у меня бревенчатые – я накручиваю на коробочку подходящего размера колбаски, потом их подправляю.
Для крыши я вначале раскатываю тесто в блинчик, а потом нарезаю как бы макаронами. “Зелень” деревьев или солома на крыше – это то же тесто, пропущенное через чесночницу, а потом окрашенное.
Однако, повторяю, основа всего – колбаски. Мы берем толстенькую колбаску и делаем из нее корытце. Делаем из колбаски “морковки”, сплющиваем их – и получаются забавные уши для неведомой зверушки.
Готовые фигурки или целые композиции укладываются на металлические крышечки, те – на поддон и – в духовку. Если эти фигурки высушить просто так, на открытом воздухе, то в дальнейшем от влаги они начнут крошиться. В духовке их надо держать на медленном огне, до тех пор, пока из них не выйдет вся влага. О том, что она вся вышла, я сужу по тому признаку, что они уже не прилипают к металлу. Нажимаешь на такую фигурку – а внутри у нее уже все затвердело.
Когда тесто высыхает, на его поверхности могут образоваться трещинки. Это явление нормальное, но их надо зашпаклевать. Для этой цели, приступая к лепке, обязательно нужно оставить маленький колобок. Ни в коем случае не рекомендую использовать для шпаклевки кусочки теста, заготовленные ранее либо позднее, потому что тогда подправленные места будут отличаться по цвету от основной фигурки.
Цвета фигурок могут зависеть от их термической обработки. Если вы, зашпаклевав фигурку, ненадолго поставите ее в духовку на самый низ и подержите в ней совсем недолго, она останется белой. Вы можете изготовить фигурки любого оттенка – от самого светлого до самого темного, но многое зависит от вашей плиты – газовая она у вас или электрическая, – и от вашей расторопности.
Если поставить фигурку наверх, то головка ее будет коричневатой, а нижняя часть – светлой. Если поместить ее в центр духовки, обжиг будет равномерный. Иными словами, температурный режим каждая мастерица, набираясь опыта, подбирает сама.
После того как фигурки выпеклись и остыли, их при желании можно раскрасить. Для этого используют темперу, акварель, гуашь, а то и зеленку, марганцовку или тушьк – то есть любую краску, которая разводится водой.


NULL