Тяжелые дети

Первые в жизни оценки ребенок получает, как только он появляется на свет. Именно эти "тройки" или "пятерки" зачастую определяют всю его дальнейшую судьбу. Наша гостья – главный неонато-лог России, доктор медицинских наук
Ирина РЮМИНА.

– Ирина Ивановна, что это за специальность – неонатолог?
– Это доктор, который в родильном доме принимает новорожденных и затем наблюдает их на протяжении первого года жизни. Это очень важно, и вот почему. Во время родов обычно присутствуют акушер-гинеколог, анестезиолог-реаниматолог или как минимум акушерка. Их задача – помочь роженице, а в трудных случаях сделать все необходимое, чтобы спасти ее жизнь. Бывает так, что малыш появился на свет, а всем вокруг не до него. Между тем именно из-за отсутствия заботы о новорожденном он нередко бывает обречен на инвалидность, а подчас и на смерть. – Неужели так все сложно?
– Судите сами. Сегодня в России рожают или те немногие женщины, которые могут себе это позволить, или же и вовсе единицы, желающие во что бы то ни стало иметь хотя бы одного ребенка. Нынешнее здоровье женщин оставляет желать лучшего и с каждым годом ухудшается. У меня такое впечатление, что совершенно здоровых людей у нас почти не осталось. Казалось бы, маме двадцать лет, ничем особенно не болеет, специальность не вредная, а то и вовсе сидит дома. А ребенок появляется на свет недоношенный, больной, при оценке его состояния получает самые низкие баллы.

– А что это за оценка?
– В пятидесятые годы американская врач-гинеколог Вирджиния Апгар предложила балльную систему для определения жизнеспособности новорожденных. Оценка должна производиться уже на первой – пятой минутах жизни малыша. В расчет принимаются пять признаков – частота сердечных сокращений или их отсутствие, частота дыхания, цвет кожных покровов, мышечный тонус и рефлекторная активность. За каждый из этих признаков ребенок получает от нуля до двух баллов.
Если, например, нет сердечных сокращений, засчитывается ноль, если их частота менее ста ударов в минуту – единица, если нормально – от ста сорока до ста пятидесяти, как это бывает в первые минуты, – засчитывается двойка. Точно так же оцениваются и все остальные признаки, затем выводится результат. И если новорожденный получает в сумме "тройку" или "четверку", я уже могу себе представить, что это за ребенок.

Но такая оценка применима лишь в случаях, когда малыш относительно здоров. Мы не можем терять драгоценное время на подсчет баллов, если ребенок не дышит или его сердечко не прослушивается. Его жизнь или будущее здоровье зависят от того, насколько своевременно мы окажем ему первую помощь. Немедленно приступив к реабилитации, неонатолог оценивает лишь три главных показателя – сердцебиение, дыхание и цвет кожных покровов. А баллы по шкале Апгар выставляются уже потом, в зависимости от того, как малыш "ответил" на реанимационные
мероприятия.

– В чем заключается первая помощь новорожденным?
– Главная задача – не допустить переохлаждения ребенка, потому что регуляция температуры у новорожденного, а тем более у недоношенного малыша, еще несовершенна. Сразу же после рождения его нужно положить под лампу лучистого тепла. Затем обтереть. Это, казалось бы, мелочь, но очень важная. В прежние времена все делалось иначе: для того чтобы "взбодрить" новорожденного и побудить его к жизни, на него брызгали холодной водой, а то и окунали в холодную воду. Сегодня этим методом никто не пользуется.

Если у ребеночка есть сердцебиение, но он не дышит, мы активизируем его рефлексы поглаживанием по спинке или похлопыванием по пяткам. Зачастую этого достаточно, чтобы дыхательное движение установилось. Но бывает и так, что никакие поглаживания не помогают, и тогда нужно, не мешкая, оказать малышу действительно реанимационную помощь.
Здесь мы тоже отошли в последние годы от сложившихся стереотипов. Раньше такому ребенку вводили в вену пуповины раствор глюкозы, витамины, гормоны. Но представьте себе, что взрослый человек упал, потерял сознание, перестал дышать – кому придет в голову вводить ему в вену глюкозу или гормоны? В подобных случаях пострадавшему делается искусственное дыхание, стимулируется его сердечная деятельность. То же самое делается и новорожденному. Нужно удалить из его рта жидкость, которая мешает дышать, а если необходимо, сделать

искусственную вентиляцию его легких. Для упорядочения сердечной деятельности существует очень ограниченный круг препаратов, которые обязательно должны находиться в родильном зале.
Все эти процедуры помогли дать жизнь многим ребятишкам, которые по старым меркам считались мертворожденными.
– То есть мертвыми?
– Это не совсем так. До 1992 года родившимися живыми у нас считали детей, которые дышали и у которых билось сердце. Если сердце билось, но малыш не дышал, он считался мертворожденным. Но теперь представьте, что мы сделали все необходимое и ребенок задышал – в какую статистическую графу его записать?
Сейчас мы руководствуемся четырьмя критериями, это – частота сердечных сокращений, дыхание, пульсация пуповины и мышечные движения. Если наблюдается хотя бы один из этих признаков, ребенок считается живым. – Тут проскользнула фраза о недоношенных ребятишках. Многим ли они отличаются от тех, которые родились вовремя?
– Ну, во-первых, своим весом, а от него зависит очень многое. В родильном доме, где я провожу большую часть своего рабочего времени, и еще одном таком же – оба они специализируются на преждевременных родах, – в прошлом году родились 92 ребенка массой тела от килограмма до пятисот граммов. Из них выжили всего пятнадцать малышей. Такие дети даже не входят в официальную статистику, идут отдельной строкой – вроде бы и есть они, и их нет. Те, чей вес при рождении не превышает полутора килограммов, в большинстве случаев вырастают инвалидами.
Однако если с первых минут жизни таким детям будет оказана вся необходимая помощь, вплоть до "инкубаторов", систем искусственной вентиляции легких и так далее, то в дальнейшем они догонят в своем развитии сверстников, появившихся на свет своевременно.

Андрей ПЕТРОВ