Жесткий прессинг

Жесткий прессинг

«Месяца два назад в нашей фирме сменился директор по персоналу. Давление началось уже с первой недели его работы. Замечания и упреки в нерасторопности посыпались на головы работников. До сих пор не могу понять, как же все это могло произойти с нами, с коллективом, который не только я, но и все мы считали сплоченным и очень дружным. Не готовы мы оказались к такому резкому повороту событий, простили, пропустили мимо ушей резкие, обидные слова, надеялись, что это случайно. Не заступились за тех, кому выпали первые незаслуженные упреки… Большинство сотрудников уже в поиске работы. А что можно было сделать?» Полина Шубина, г. Москва

Советует психолог досугового центра «Теремок» в Москве, психотерапевт Дмитрий Константинович Куимов.

— Организации, в которой работает Полина, действительно «не повезло». На примере действий начальника мы видим авторитарный тип руководства.

Конечно, в реальной жизни невозможно полностью избежать разногласий. Но какое-то время вполне по силам защититься от несправедливого давления начальников. Как справедливо отметила Полина, от неожиданности все  «оцепенели»: прощали, надеялись, что больше не повториться. А против них применялись приемы самого настоящего психологического прессинга.

Сопротивляться будем?

Для того чтобы научиться противостоять такому воздействию на вас, нужно прежде всего понять — для чего оно производится? А делается все это с единственной целью — психологически подмять под себя собеседника. Вызвать в нем чувство неуверенности в себе, волнение и страх. Следовательно, ваша задача этих чувств не испытывать либо максимально снизить их интенсивность.

Для начала подойдет техника «открытая дверь». Для этого представьте, что в вашей груди и спине находятся две незапертые двери, а между ними — сквозняк. В момент неприятного вам разговора в это пространство и «проходит» поток слов собеседника, не задевая вас внутренне. Скажем, на вдохе поток входит в первую дверь, на выдохе выходит во вторую.

Ваше дыхание может быть произвольным, самое главное — добиться того, чтобы слова не вызывали в вас паники, стремления оправдаться, не «цепляли». Если не получится с первого раза — не отчаивайтесь.

Главное — не отождествлять себя с теми негативными представлениями, которые сложились о вас в воображении обвиняющего. В конце концов ваш начальник также имеет полное право на свои убеждения и заблуждения.

Применяют карате? Ответим айкидо

Подавление личности собеседника иногда называют «психологическое карате». Задача — как можно больнее задеть человека, парализовать его способность к защите. Конечно, можно отвечать ударом на удар. Но в большинстве случаев оптимальна техника, условно названная «пси-айкидо»: побеждает противника тот, кто использует его ошибки и его же энергию, при этом умело уходя от его «ударов». Попробуем разобрать обе техники на примерах по принципу «выпад — защита». Итак:

1. Человеку внезапно перестают подавать руку.

На рукопожатии можно настоять, добавив, что как раз сейчас хотел поблагодарить за что-то.

2. В кабинете посетителю не позволяют присесть на то место, которое он выбрал: «Пересядьте, пожалуйста!»

Занять место по собственному выбору либо передвинуть стул.

3. В процессе разговора делаются замечания о недостатках во внешнем облике собеседника.

В ответ похвалить наблюдательность руководителя, пояснив, что действительно весь вечер накануне вы посвятили работе.

4. Акцент на негативных моментах в частной жизни сотрудника. В «вину» может вменяться как наличие семьи, так и одиночество, иные вопросы. Фразы: «Семейным сейчас тяжело, не до работы, как и вам», либо «Одиночество — не сахар».

Подтвердить, что личные проблемы некоторым часто мешают, но самое важное — все-таки делать свое дело.

5. Постоянно упоминается ваша пусть даже незначительная ошибка в прошлом.

Упоминать о позитивном опыте решения вами проблем, сослаться на положительную оценку вашей работы со стороны авторитетных лиц.

6. Двухходовая модель, когда руководитель сначала просит изложить проблему коротко, затем негодует по поводу того, что ничего не может понять.

«Признать», что вы плохо излагаете суть проблемы, и тут же настоять на более подробном рассказе.

7. Придирки в «чистом» виде: если записал детали — зачем? Если нет — почему?

Нелепые претензии проще принять, пообещав исправиться.

В результате, по сути, ваше взаимодействие с руководителем станет походить на общение с капризным ребенком. Дело в том, что именно обиженный ребенок, надолго зафиксированный в его личности, чаще всего и действует против вас. Но применять эту технику имеет смысл лишь какое-то время. До тех пор, пока не снимут вашего начальника или вы не найдете новое место работы. Но понимание сути прессинга, уход от него тоже позволит вам сэкономить немало сил и нервов.

Анна Кошкина