Факт: наши предки редко болели перед Новым годом. Как им удавалось уберечься от простуды и других нфекций? Может быть, их опыт пригодится и нам?
Рассказывает кандидат исторических наук, петербургский историк-этнограф Виктор Михайлович Евстигнеев.
Лечебная елка
История новогодней елки начинается с Петра Великого, который в 1700 году выпустил следующий указ: «В знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным каждому хотя бы по ветве на вороты или над храминою своею поставить».
После этого русские люди начали украшать свое жилье зелеными ветвями. Этот обычай сохранялся больше столетия. Потом немецкие богачи ввели другую моду – они начали ставить и украшать целые ели. Постепенно эта традиция распространилась и среди русских. Но по старой памяти они ставили в воду еловые и можжевеловые веточки, плели из них украшения, которые вешались на двери и на стены. По всему дому пахло свежей хвоей и можжевельником. Так продолжалось на протяжении 10–14 дней.
Как раз в это время и наблюдался основной спад инфекционных заболеваний. Ничего удивительного в этом нет, ведь хвойные деревья и можжевельник – это мощный источник эфирных масел, фитонцидов и летучих соединений, обладающих антибактериальным действием. Воздух в доме становился здоровым, из него исчезала большая часть вирусов и микробов. И, разумеется, резко уменьшалось количество простудных заболеваний.
Этот факт обычные люди подметили гораздо раньше медиков. Хотя это была, скорее, интуитивная догадка, нежели наблюдение и сопоставление фактов. Никто не знал об антибактериальных свойствах хвои. И тем не менее еловыми лапами под праздник особенно обильно украшались комнаты больных людей. А если болел ребенок, то к нему в детскую – поближе к кровати – ставили маленькую елку. Делалось это не из медицинских соображений. Родителям просто хотелось порадовать свое чадо, лишенное праздника. Такая забота очень часто приводила к тому, что ребенок быстро выздоравливал.
Что касается здоровых детей, то заболеваемость среди них была в несколько раз меньше, чем среди взрослых. Дело в том, что ребятишки почти все свое время проводили рядом с елкой. Они украшали ее, играли рядом с ней и совершенно непроизвольно попадали под защиту целебного дерева. Поэтому на Новый год маленькие обитатели дома болели особенно редко.
Банная неделя
Перед Рождеством и Новым годом люди начинали приводить себя в порядок. И первым этапом здесь была баня. Обычно на нее выделялся один день в неделю, но перед Рождеством – а отмечалось оно 25 декабря – эта традиция менялась. Баню посещали несколько дней подряд – чтобы встретить праздник не только с чистой душой, но и с чистым телом. Поэтому во многих российских областях с 18–19 декабря начиналась «моечная неделя».
Особенной популярностью она пользовалась у женщин. Они парились каждый день или через день. Потом – после выхода из парилки – наступало время чаевничания. Как правило, пили брусничную воду. К ней добавляли отвар различных трав, в том числе ромашки и плодов шиповника. Такого «чая» выпивалось по нескольку литров на человека. И так каждый день на протяжении недели.
Что же происходило в это время? Прежде всего, человек очищался от шлаков. С помощью пара и веника выводилось множество вредных продуктов обмена веществ. А после этого в организм поступала жидкость с большим количеством самого мощного противопростудного витамина – витамина С, который в изобилии содержался в бруснично-шиповничном чае. С помощью этого напитка наши предки защищали себя от инфекции.
Сословная красота
После бани женщины не только чаевничали, но и занимались своей внешностью. Здесь у каждого сословия была своя программа. Например, крестьянки практически ничего не делали. Они лишь споласкивали холодной водой лицо, а потом вытирали его жестким полотенцем. Это был своеобразный пилинг, которым все и ограничивалось.
Купчихи имели возможность уделить себе больше внимания. Они наносили на лицо маски, которые чаще всего делались из меда или сметаны. Из них в распаренную кожу легко впитывались питательные вещества. Сметана наносилась также на локти и колени. По канонам женской красоты эти части тела должны были быть округлыми, белыми и мягкими. Поэтому женщины очень тщательно следили за кожей коленей, а главное – за локтями, которые выставлялись напоказ в платьях с короткими рукавами.
Сметана идеально подходила для такого ухода. Она отбеливала кожу, делала ее мягкой и шелковистой. Подобное действие можно объяснить с позиции современных знаний.
Дело в том, что в сметане присутствуют ферменты, расщепляющие белки. Грубая, ороговевшая кожа – это не что иное, как слой клеток, связанных между собой белковыми связями. Они-то и становятся мишенью для кисломолочных ферментов. Те просто-напросто растворяют мертвый эпидермис. Наши прародительницы представления не имели о тех биохимических реакциях, которые происходили под слоем сметаны. Однако использовали ее очень грамотно и эффективно.
Сметанные маски делали и аристократки. В остальном их программа красоты была несколько иной. Многие из них в баню не ходили, а занимались водными процедурами с отварами различных трав, причем наибольшей популярностью тут пользовались лаванда и…крапива. Она тонизировала кожу, улучшая кровоснабжение. Это действие было настолько выраженным, что крапивные маски делались даже на зону декольте – область, которой светские львицы уделяли максимум внимания.
А для лица использовались специальные составы, изготавливаемые по заказу. У каждой аристократки был заветный рецепт, который передавался из поколения в поколение. Его знали лишь представительницы рода и травники, которые готовили элитные кремы.
Домашнее
благословение
После бани люди одевались в чистые одежды. Убирался также и дом – мылись полы, вытряхивались половики. И, конечно же, хорошо протапливалась изба. Кроме того, в некоторых областях был обычай перед праздником освящать дом. Это делал священник, обходивший дома с кадилом. Запах ладана долго сохранялся в помещениях.
Особенно часто в праздничные дни люди ходили в храм. Службы и моления посещались всеми – и здоровыми, и простуженными. Передачи инфекции в стенах храма не происходило. Здесь действовали уже не физические, а духовные законы.
Грибы от простуды
Огромная противопростудная роль отводилась и диете. В 1700 году Петр перенес празднование Нового года на 1 января. Рождество же отмечалось 25 декабря. Этому дню предшествовал долгий – сорокадневный – Рождественский пост.
Запрещалось есть продукты животного происхождения – сливочное масло, мясо, яйца. Рыбу можно было позволить себе только по выходным. Поэтому упор в рационе делался на каши, растительную пищу и мед. И, конечно же, огромное значение уделялось грибам, в основном соленым и сушеным.
Блюда из них появлялись на столах практически каждый день, и это тоже способствовало укреплению здоровья. Дело в том, что в грибах содержатся белки, стимулирующие иммунную систему. Благодаря этому человек становится менее восприимчив к инфекции. Грибы искони подавали с репчатым луком – еще одним мощным противопростудным продуктом.
И, конечно же, нельзя забывать о меде, который тоже входил в состав многих блюд. Это можно проследить хотя бы на примере традиционного русского ужина, готовящегося в сочельник.
Тогда на стол подавалась вкусная кутья, которую делали из пшеницы, ячменя и риса. Зерно варили и смешивали с маком, растертым с медом. Его добавляли и в другое обязательное блюдо – взвар. Это был компот из сухих яблок, груш, слив, вишен, изюма и чернослива. Еще в ночь накануне Рождества подавались медовые оладьи, рисовый или ягодный взвар с медом, пшеничный хлеб и постные пироги.