Игрушки служат не только для развлечения ребенка – с самого раннего возраста они развивают его способности. О том, как подобрать игрушки для малыша, рассказывает кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дошкольного воспитания Института коррекционной педагогики Галина Александровна МИШИНА.
На первом году жизни малышу необходимы игрушки, которые помогут ему получить как можно больше впечатлений. Они должны быть самыми разными: и для глаз, и для рук, и для слуха. Чем больше ощущений пропустит через себя ребенок, тем шире откроется для него окружающий мир, и малыш будет развиваться лучше и интенсивнее. Для зрительного восприятия детям нужны яркие и разные по цвету игрушки. Месячному малышу важно научиться сосредоточиваться на предмете, который подвешивается над кроваткой на Г-образном кронштейне. Такие приспособления продаются, но их можно смастерить самим из проволоки. Игрушку надо располагать строго по центру над глазами ребенка на высоте не менее 30 см. Это могут быть шары одного из основных цветов: желтый, красный, синий или зеленый, которые надо менять каждые три дня. Когда малыш привыкнет фиксировать на них свой взгляд, игрушка подвешивается на уровне его груди – на резинке, натянутой между боковинками кровати. В это время пора начинать учить его следить глазами за движением предмета. В двухмесячном возрасте это движение должно быть только горизонтальным. Надо плавно передвигать игрушку в одну сторону, затем также плавно – в другую, чтобы его глазки поспевали за нею. После того как ребенок справится с этой задачей, ему надо учиться следить за более сложными движениями предметов, когда их медленно вращают по кругу перед его лицом или опускают и поднимают вверх. К 4-5 месяцам, как правило, это уже получается, а сидя на руках у взрослых, малыш может сосредоточить свой взгляд и на окружающих предметах. С двух месяцев над кроваткой размещаются погремушки. Двигая руками, малыш будет случайно задевать их, а впоследствии станет попадать по ним вполне целенаправленно, чтобы они издавали звуки. К подвешенным погремушкам можно привязать красочные ленточки или шнурки, за которые позже он будет дергать и подтягивать к себе игрушки. Звуки, как и окраска меняющихся дважды в неделю погремушек, должны различаться. Пластмассовые и наполненные мелкими шариками имеют один звук, крупными – другой, деревянные гремят совсем иначе. Разнообразие звуков способствует развитию коры головного мозга, что поможет ребенку лучше воспринимать звучащую речь. Кроме погремушек надо дать малышу послушать, какие звуки издают другие предметы – например, как шуршит бумага или калька. К трем месяцам он умеет уже сам вызывать эти звуки и осознанно играет погремушкой. Но прежде ему надо это показать. Причем просто трясти ею перед ним недостаточно, он ведь еще не в состоянии понять, что от него требуется. Надо взять его руку в свою и потрясти погремушкой. Обилие покупных игрушек для развития ребятишек совсем не обязательно. Нужно просто хорошенько подумать, что из домашнего обихода может для этого пригодиться. Скажем, для трехмесячного малыша можно сделать замечательный тренажер для развития ощущений из большой коробки из-под телевизора. В верхней ее части проделываются большие отверстия, между ними на ярких ленточках подвешивается пара колокольчиков и отдельно маленькая погремушка. Одна из боковых стенок обклеивается какой-нибудь тканью, а другая – грубой бумагой или картоном с шершавой поверхностью. На них прикрепляется по игрушке, – скажем, меховая и резиновая. К третьей стенке коробки ставится зеркало. Лежа в таком "домике" на спине, малыш руками и ногами наталкивается на разные предметы, которые звенят, гремят, шуршат. Если его перевернуть на живот, то он смотрится в зеркало, его тело по-прежнему находится в движении и касается стенок, вызывая различные звуки. Хорошо бы иметь в доме детскую надувную лодку из пластика. Маленьких деток, которые еще только начинают держать голову, кладут грудью на ее утолщенный нос. Это дает им возможность подольше находиться в этом положении и укрепляет мышцы плечевого пояса. Когда ребенок сможет сидеть в лодке, то с удовольствием будет сжимать ее упругую оболочку и хлопать по ней, слушать издаваемый ею скрип. Даже 3-4-летних малышей иногда бывает трудно вытащить из нее. Ребенку нужны новые ощущения не только для глаз и ушей, но и для рук. К сожалению, об этом часто забывают. Чувствительность ладоней – это первая ступень к развитию мышления. А на кончиках пальцев находятся рецепторы, которые в дальнейшем способствуют развитию речи. Это хорошо знают логопеды, и недаром занятия с ребенком они начинают с массажа пальчиков и упражнений для них. Грудному младенцу полезно время от времени провести по ладошкам каким-нибудь шероховатым предметом – к примеру, мочалкой из пластмассовых волокон для мытья посуды, ершиком для бутылок или деревянной расческой. Надо давать ему пощупать и тряпки, и бумагу. Игрушки тоже должны быть разными на ощупь: пластмассовые, деревянные, резиновые и тряпочные. Из яркой ткани можно сшить колечки, и наполнить их ватой, крупой, горохом или крупными бусинами. Они должны отличаться и фактурой: для этой цели подойдут ситец, шелк, бархат и грубая ткань. До пяти месяцев малыш еще не умеет сам брать игрушки. Взрослым надо вкладывать их ему в руку и, не отпуская своей руки, немного подержать вместе. Когда он уже удерживает предметы одной рукой, пора научить его держать их в обеих сразу. Одна игрушка дается ему в правую руку, а другая – в левую. Лучше, если они будут разными и по толщине, и по структуре. К каждой игрушке ребенок должен привыкать не менее трех дней, это поможет ему на ней сосредоточиться. Тогда она вызовет у него любопытство и заставит работать мозг. Через три дня игрушка ему наскучит, и ее надо поменять. Для развития ощущений малышам можно давать в руки тесто. Маленький ребенок просто будет сжимать его в кулачке, что способствует укреплению мышц. А в 7-8 месяцев он уже с удовольствием его мнет, запускает руки в мягкую и податливую массу, ковыряется в ней. А еще от теста можно отщипывать кусочки, это очень трудная работа для еще непослушных пальцев, но очень важная. Тесто замешивается просто: из теплой воды, муки и соли. Ребенок получит от него много удовольствия и пользы. Ближе к году можно воспользоваться пластилином. Лучше всего подойдет импортный – он намного мягче и красочнее отечественного, особенно чешский. Необходимо уделить внимание и игрушкам для водных забав. Ведь вода для детей – это не только средство гигиены. Она успокаивает нервную систему. Но находящихся в ней малышей надо чем-нибудь занять. Дети всегда с большим увлечением переливают воду из одной емкости в другую. Такая работа помогает согласовать зрение с действием, развивает глазомер и координацию. Для этого можно приспособить пластмассовые баночки или бутылки с широким горлом. В воде пригодится и обыкновенное ситечко. Держа его вместе с ребенком, зачерпните воду и покажите ему, как она выливается. Для водных развлечений есть специальные пластиковые игрушки. Особенно интересны для детей прозрачные. В них можно набирать воду и следить за тем, как она переливается внутри. А если ее легко надавить, вытекает из отверстия струей. Играя, ребенок тренирует мышление, ведь надо суметь набрать воду и можно перекрыть пальцем дырочку, чтобы она не вылилась. После полугода детишкам нужны игрушки для предметных действий. Лучше всего покупать те, которые могут выполнять несколько функций. Мало того, чтобы они только гремели, у них должны быть вращающиеся детали, их форма должна позволять катать их. Они дороже простых и незамысловатых, но интереса к ним малышу хватит надолго. Долговременной игрушкой может стать прозрачная погремушка в виде гантельки. Она имеет толстую и тонкую части, что дает разные ощущения для рук. В ней перекатываются разноцветные шарики, они гремят, и за ними интересно следить. Такую игрушку можно и покатать. А если сбоку у нее есть кнопка, при нажатии на которую игрушка пищит, то со временем ребенок научится на нее нажимать и вызывать нужный звук. В 8-9 месяцев малыши любят вкладывать один предмет в другой. Они увлеченно играют с коробочками, баночками, даже с мамиными кастрюлями, закрывая и открывая крышки. И очень кстати для них будет пирамидка из ярких прямоугольных коробочек. Все они разных размеров и вкладываются одна в другую. Ребенку надо показывать: "Вот маленькая, а эта вон какая большая!". Ему будет интересно прятать совсем маленькие коробочки в большие: опустили их туда или закрыли одну другой и они пропали. Можно складывать по цветам: малыш познакомится с понятием "такой же". А позже, в год-полтора, из коробочек малыш может составить башню, подбирая их по величине одну к другой. Складывать по порядку пирамиды из колец ребенок умеет в полтора года. Но стоит приобрести такую, с которой можно играть почти с рождения. Составляющие ее крупные разноцветные кольца можно подвешивать над кроваткой, а потом давать их в руки малышу. Верхушка у пирамиды бывает звучащей – она гремит, как погремушка, и у нее есть ободок, который при вращении трещит. Подросший малыш сможет крутить его обеими руками, развивая согласованность действий. У такой пирамидки прозрачное основание с большими шариками разных цветов, которые можно доставать и складывать обратно. Годовалого ребенка уже учат нанизывать кольца, широкие отверстия которых легко совмещаются с толстым стержнем. Постепенно он начнет понимать, что внизу должны быть большие кольца, а потом уже маленькие и что верхушку пирамиды можно надеть, лишь нанизав все кольца. Вплоть до трех лет надо обязательно учить ребенка обращаться с игрушками. Сначала производите все действия с ними в "две руки", а потом, когда он подрастет, показывайте ему, как ими играть, чтобы малыш мог для своего развития использовать все их возможности.