Что надо знать и делать родителям, чтобы их сверхталантливые и
сверхзагруженные вундеркинды не пополнили армию очкариков?
Рассказывает кандидат медицинских наук, научный сотрудник НИИ глазных
болезней РАМН Лариса Александровна ИЛЬЯКОВА.
– Среди вундеркиндов немало очкариков. Статистика неумолима: рекордное большинство близоруких выпускников школ начали писать, читать, изучать нотную грамоту и иностранные языки еще до школы. Как правило, такие дети приобретают близорукость к окончанию начальной школы. А в подростковом возрасте они уже составляют основную группу риска, куда входят молодые люди с прогрессирующей близорукостью.
Известно, что на 80-85% человек познает мир через органы зрения. И мы вооружаем любознательных малышей карандашами и бумагой, сажаем за компьютеры, увлекаем занимательными телевизионными программами. Глазу приходится проделывать титаническую работу. Стремясь к раннему образованию наших смышленых детей, мы делаем их жертвами прогресса.
Для сохранения зрения основное значение имеет возраст, в котором ребенок начинает читать и писать, то есть нагружать глаза работой на близком расстоянии.
Физиологически глаз ребенка к такой работе не готов. Органы зрения еще находятся в процессе роста, глаза формируются, их склера отличается особой тонкостью и ранимостью. То есть глаз не способен еще к совершенной аккомодации. Аккомодацией называется способность глаза четко видеть предметы на различных расстояниях.
По причине несформированной аккомодации детский глаз не может удерживать четкое изображение на близком расстоянии. Перенапряженный глаз начинает растягиваться и удлиняться, а удлиненный глаз – это и есть близорукость. Включается механизм роста глаза, а следовательно, и близорукости. Вместе с близорукостью появляется порочный круг болезней: нарушение питания глаза, истончение его оболочек, прогрессирующие дистрофические изменения на сетчатке. Все это ведет к дальнейшему растяжению глаза. Чем больше растягивается глаз, тем выше становится степень близорукости.
Нельзя не учитывать, что большинство детей рождается с небольшой дальнозоркостью, которая постепенно проходит. Обычно только к семилетнему возрасту глаз приобретает способность к аккомодации. До этого возраста малышам сложно рассматривать изображения вблизи. У детей, которые пошли в школу в возрасте 7 лет, больше шансов сохранить острое зрение, чем у тех, кто отправился за знаниями в 5-6 лет, когда необходимы строгие ограничения в ежедневных нагрузках на глаза.
Если вы хотите, чтобы ваш маленький вундеркинд узнал все буквы в возрасте 3-4 лет, то ни в коем случае не пользуйтесь учебниками, книгами и прописями, предназначенными для школьников. Приобретайте книжки и кубики с крупными буквами.
Из-за перенапряжения глазных мышц у маленького ребенка могут возникнуть косоглазие, близорукость и другие расстройства зрения.
На практике приходится часто сталкиваться с детьми, которые бегло читают и пишут, удивляют эрудицией и взрослыми рассуждениями, но оказываются совершенно не приученными к нормам гигиены зрения. Да и родители часто весьма поверхностно знакомы с ними.
Первая проверка глазного дна и рефракции глаза малыша должна проходить в возрасте от 3 до 7 месяцев. Если данные удовлетворительные, то второй раз следует привести ребенка к офтальмологу в трехлетнем возрасте. Это обследование покажет запас аккомодационного аппарата и его индивидуальную степень готовности к “мелкой” работе.
Детские глаза ощутимо укрепляет гимнастика. Она отлично тренирует глазную мышцу и снимает усталость. Если выполнение комплекса проходит в форме игры, то это обычно нравится малышам.
Желательно выполнять “глазной” комплекс упражнений не только детям, чье зрение вызывает тревогу и опасения. Как профилактика она эффективна для здоровых глаз и особенно полезна для детей с наследственной близорукостью.
В последнее время приходится сталкиваться со странной точкой зрения многих родителей. Даже те, кто согласен с тем, что зрение зависит от глазной нагрузки, считают, что раннее образование, знание языков, свободное владение компьютером гораздо важнее. Они надеются, что исправят зрение при помощи лазерных операций.
Но дело ведь далеко не всегда в остроте зрения. Операция может повлиять на рефракцию, повысить качество зрения, но она не в состоянии изменить состояние сетчатки, восстановить глаз. При подвижных играх, перенапряжении оперированный глаз легко травмировать, что нередко приводит к нехорошим последствиям, вплоть до отслойки сетчатки, а значит, слепоты. Таких случаев прискорбно много, так что не стоит надеяться на то, что наука уйдет вперед и вы вернете ребенку здоровые глаза. Лучше все же знать меру, правила профилактики и не спешить в вундеркинды.
Для малышей покупайте специальные прописи, книги и учебники с более крупным и жирным шрифтом, широкими пробелами между буквами и увеличенными интервалами между строками.
Гимнастика для глаз
3 Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
3 Движение глаз по вертикальной линии: вверх-вниз.
3 Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположную сторону.
3 Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
3 Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
3 Сведение глаз к носу. Для этого к переносице малыша поставьте палец и попросите ребенка посмотреть на него – глаза легко “соединятся”.
3 Частое моргание глазами.
3 Работа глаз “на расстояние”. Подведите малыша к окну и попросите описать какой-либо дальний предмет. Ребенок должен внимательно всматриваться в детали максимально удаленного предмета.
Гимнастика для глаз обычно занимает около пяти минут. Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз. Их можно выполнять в разной последовательности и неограниченное количество раз.
Как беречь глаза
Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть от 35 до 40 сантиметров. Устанавливать книгу лучше не в горизонтальном, а в наклонном положении под углом в 45?. Чем ближе книга, игрушка, рисунок – тем больше нагрузка на глаза.
Во время занятий ребенок должен сохранять правильную осанку – не следует низко опускать голову и наклонять туловище.
Нельзя читать и рисовать лежа. В таком положении, как и при низко опущенной голове, повышается глазное давление, резко увеличивается приток крови к тканям глаз и ухудшается ее отток.
Рабочее место ребенка должно быть достаточно и равномерно освещено. Лучи света не должны попадать прямо в глаза. Источник искусственного света должен быть теплого желтого цвета и находиться слева.
Категорически запрещается рассматривать книги в движущемся транспорте, когда расстояние от глаз до книги постоянно колеблется.
Для дошкольника продолжительность работы глаз вблизи без перерыва: изучение букв, чтение, рисование – только 15-20 минут. Далее необходим отдых.
Общая суточная глазная нагрузка для дошкольника – не более 1,5 часа.
До трехлетнего возраста необходимо отложить знакомство с телевизором и компьютером. Малышам 3-4 лет у голубого экрана и у монитора можно проводить не более 15 минут в день. Для 5-6-летних эта норма увеличивается до 30 минут.
При просмотре телепередач следует сажать малыша на максимально далеком расстоянии от экрана. Не забывайте следить за тем, чтобы ребенок периодически на несколько секунд закрывал веки, давая мышцам глаз отдохнуть и расслабиться.
Поле компьютерного монитора должно быть закрыто защитным экраном, а расстояние от глаз до экрана – не менее чем 50-60 сантиметров.
Приведенные средние нормы могут несколько варьироваться в зависимости от состояния глаз ребенка и его психофизического развития. Особенно внимательно к зрению малыша следует относиться при семейной предрасположенности к близорукости. При наследственной близорукости изменения на сетчатке глаза протекают особенно быстро.
Очкастые вундеркинды
Елена ФОКИНА