Очки для автоледи

Что нужно знать женщине за рулем, чтобы зимой не навредить своему зрению?

Консультирует кандидат медицинских наук, врач-офтальмолог Ленинградской областной клинической больницы Иван Александрович Соколов.

Универсальная оптика

Для любого водителя зима – это достаточно напряженное время года. Плохая видимость из-за снега, метели или дождя плюс блики. Мокрый асфальт, лежащий или падающий снег – все это отражает свет. Возникают блики, которые могут ослепить водителя. Защититься от них можно только с помощью специальных «водительских очков».
Их нужно носить каждой автоледи. За границей так делают уже давно. Однако в нашей стране надпись «glass for driver» воспринимается как очередная рекламная уловка. Но это не совсем так.
Реклама приукрашивает лишь в одном – деление автомобильных очков по погоде: одни, мол, предназначены для пасмурных дней, а другие – для солнечных. Ведущие фирмы выпускают «всепогодные» очки, которые можно носить в любую погоду, в любое время суток и в любое время года.
Качественные водительские очки должны быть снабжены специальным покрытием, которое обозначается аббревиатурой AR. Эти буквы означают, что очки имеют антибликовый слой. Он защищает глаза от отраженного света.
На цвете линз AR-покрытие никак не сказывается. Очки могут быть темными, цветными и даже прозрачными. Последний вариант для женщин наиболее предпочтителен. Дело в том, что AR-покрытие создает так называемый эффект пустых стекол. Их в оправе как будто нет, поэтому очки кажутся очень легкими и женственными. Кроме того, они визуально разглаживают «гусиные лапки», которые идут от уголков глаз к вискам.
Кроме АR-покрытия у водительских очков должны быть поляризующие линзы. Они улучшают цветовосприятие основных «дорожных» цветов – красного, желтого и зеленого. К тому же подобные линзы защищают от яркого света – как солнечного, так и дальнего света фар.

Коварные диоптрии

Дама с хорошим зрением может прийти в магазин и купить обычные «glass for driver». Но что делать тем, кто страдает близорукостью или дальнозоркостью?
Таким женщинам нужно заказывать специальные водительские очки с диоптриями. В этом случае лучше отказаться от цветных линз. Они должны быть сделаны из прозрачного стекла. Лишь в верхней его части допустима небольшая «дымка», защищающая от яркого света. Нижняя часть очков должна быть бесцветной, чтобы была хорошо видна приборная доска.
Излишне говорить, что стекла таких очков должны быть покрыты антирефлексным слоем. Что касается поляризующих линз, то все зависит от решения врача и от степени нарушения зрения. Если оно требует небольшой коррекции, то «водительские» линзы вполне уместны. При сильной близорукости или дальнозоркости поляризующие линзы обычно не применяются. В этом случае допустимы стекла-«хамелеоны». При пасмурной погоде такие линзы светлеют, пропуская максимум света. На солнце очки темнеют и прекрасно защищают глаза от ультрафиолета. Кроме того, «хамелеоны» повышают контрастность, поэтому их можно носить в условиях плохой видимости.
Нужно отметить, что все вышеописанные рекомендации носят лишь общий характер. Подбирать очки нужно индивидуально, и без врача тут не обойтись.

Частые ошибки

Многие автомобилисты думают, что «водительские очки» можно заменить обычными темными. Но те практически бесполезны. Это звучит парадоксально, однако все легко объяснимо.
Во-первых, черные линзы не так уж хорошо отражают блики, поэтому сохраняется вероятность ослепления. Что до ультрафиолетовых лучей, то они в машину почти не проникают, так как блокируются оконными стеклами.
Вот и получается, что водителю темные очки особой пользы не приносят. Они лишь улучшают видимость при солнечной погоде.
С очками связана еще одна достаточно распространенная ошибка. Многие уверены, что автомобилистам идеально подходят желтые очки. Некоторые фирмы их даже выдают за «водительские». Этому есть довольно логичное объяснение: желтый цвет усиливает контрастность и делает предметы более четкими. Это действительно так.
Однако цветное стекло может изменить пространственное восприятие. Проще говоря, водителю становится сложно рассчитать реальное расстояние от машины до объекта. Кроме того, оранжевый спектр меняет цветоощущение, в том числе восприятие желтого цвета. А ведь он фигурирует в светофоре и на дорожной разметке.

Салат для автолюбителя

Правильный выбор очков – это еще не все. Зрение зависит от множества других факторов, например от содержания в организме железа. Его дефицит провоцирует быструю зрительную утомляемость.
К такому выводу пришли немецкие врачи, которые совсем недавно опубликовали результаты своих многолетних исследований. Согласно им, анемия губительно сказывается на зрении. Наиболее уязвимы в этом плане женщины – ведь именно они чаще всего страдают от малокровия. Особенно оно опасно для автолюбительниц. Для контроля надо сдавать анализ крови.
Кроме того, необходимо ежемесячно пополнять запасы железа. Это делается с помощью железосодержащих препаратов, которые нужно принимать на протяжении всех «критических» дней. И, конечно же, нужно соблюдать специальную диету.
В ежедневном рационе любого водителя должно присутствовать мясо или яичный желток. Это единственное, из чего человеческий организм может получить железо. Из фруктов и овощей оно усваивается плохо и мало. Более того – некоторые напитки и продукты тормозят всасывание железа. В этом плане наибольшую опасность представляют собой чай и кофе. Поэтому лучше всего запивать еду минеральной водой или обычным соком.
Для нормального зрения требуются и витамины. Самым важным тут является витамин А. Водителю его нужно в полтора раза больше, чем человеку, у которого нет машины. Поэтому автомобилисты должны соблюдать несколько правил.
Нужно включить в рацион как можно больше красно-оранжевых овощей и фруктов. Именно в них содержится максимальное количество витамина А. Он является жирорастворимым и усваивается только в присутствии жиров.
Поэтому овощи не надо есть сырыми. Из них нужно делать салат и заправлять его сметаной или растительным маслом. Такая же ситуация наблюдается с фруктами, только здесь в качестве заправки нужно использовать йогурт или взбитые сливки.  

Уроки автошколы

Зрение водителя зависит и от подготовки автомобиля, в частности от чистоты ветрового стекла. Зимой оно почти постоянно покрыто темными брызгами и разводами. Такое загрязнение очень опасно. Оно заставляет все время напрягать зрение и провоцирует быструю усталость глаз. Поэтому нужно регулярно включать «дворники». Сначала ими нужно воспользоваться, садясь в машину, а потом – через каждые 15–20 минут пути.
Несколько слов нужно сказать и о фарах. Если они низко опущены, то световой пучок бьет прямо под колеса. В этом случае дорога освещается на небольшое расстояние, что способствует быстрому утомлению глаз. То же самое можно сказать и про верхнее положение фар, когда световой пучок поднят чуть ли не на уровень капота. В этом случае водитель устает от интенсивного освещения, бьющего в глаза. Оптимальным является среднее положение фар.
Огромную опасность представляет собой курение, вернее, пламя зажигалки, которую водитель подносит к лицу. Маленький огонек на секунду искажает зрение. Поэтому сигарета за рулем может сыграть роковую роль. В этом случае не надо использовать зажигалки, лучше воспользоваться прикуривателем, который находится в машине.

Гимнастика для глаз

Для того чтобы глаза не уставали, нужно делать незамысловатую гимнастику.
Это, пожалуй, самая хлопотная рекомендация. Дело в том, что гимнастику для глаз нельзя проводить на ходу. Машину нужно остановить у обочины. Сначала такие вынужденные остановки будут только раздражать. Но если побороть себя, то уже через неделю все будет в порядке. Гимнастика войдет в привычку и перестанет восприниматься как досадная помеха вождению.
Да и помеха, честно говоря, не так уж велика – все упражнения занимают от силы 1,5–2 минуты.
Итак, что надо делать?
1 Крепко зажмуриться на 2 секунды, потом широко открыть глаза. 10 раз.
2 Положить пальцы на область наружных уголков глаз, оттянуть кожу к векам, быстро поморгать. 5 раз.
3  Сконцентрировать взгляд на кончике носа, посмотреть на капот машины, а потом – на линию горизонта. 5 раз.
4  Посмотреть вверх вправо, затем вниз влево. 5 раз.
5  Посмотреть вверх влево, затем вниз вправо. 5 раз.
6  Зажмуриться и несколько секунд моргать закрытыми глазами. 10 раз.

Карина ФРОЛОВА