Пациент отказывается от претензий

Пациент отказывается от претензий

Недавно в нашей стране принят новый Федеральный закон «Об охране здоровья граждан». Какие «подводные камни» теперь надо иметь в виду, обращаясь за медицинской помощью? Разъяснения дает руководитель практики медицинского права юридической компании «Яковлев и партнеры» Надежда Андреевна Лукьянова.

— Как теперь решается один из самых спорных вопросов при обращении граждан в поликлиники и больницы — право получения на руки медицинской документации? Что делать пациенту, если ему в таком праве отказывают? На какие дефекты ведения документации стоит обратить особое внимание?

— Безусловное право пациента на информацию о состоянии своего здоровья прямо закреплено новым законом. В случае отказа в выдаче медицинской документации попросите оформить этот отказ в письменном виде. Напишите заявление на имя руководителя медицинской организации, в котором изложите свое требование. За неправомерный отказ или несвоевременное предоставление медицинской информации на учреждение наложат административный штраф в размере от одной до трех тысяч рублей. Так же наказывается и предоставление недостоверной информации.

Теперь по ведению медицинской документации. Вы вправе предъявить врачам претензии, если в ней отсутствуют сведения о перенесенных вами и сопутствующих заболеваниях. В ней должно быть зафиксировано ваше информированное согласие на медицинское вмешательство. Небрежное ведение записей, необоснованные сокращения, которые трудно расшифровать — тоже нарушение.

Если вам были назначены дополнительные исследования и анализы, документы должны содержать обоснование этого решения и обязательно — полученные результаты. Грубое нарушение — несоответствие между диагнозом и описанной в медкарте или другом медицинском документе картиной заболевания.

Обязательно должны присутствовать данные об аллергических реакциях, непереносимости вашим организмом тех или иных препаратов, о наследственных заболеваниях и оперативных вмешательствах. Особенно важно, чтобы все сделанные назначения врач зафиксировал в медицинской карте, а не просто выдал вам листочек с планом лечения.

— Хотелось бы уточнить, что такое информированное согласие и как оно защищает права пациентов.

— Добровольное информированное согласие — это документ, который оформляют прежде, чем осуществить какое-либо медицинское вмешательство. Его составляет медработник, который обязан в доступной форме дать полную информацию о целях и методах оказания медицинской помощи, связанных с таким лечением рисках, других возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах. Пациент ставит под ним свою подпись, тем самым подтверждая, что он все понял и согласен с предложенным ему лечением.

— По новой трактовке закона строгой врачебной тайной теперь считается сам факт обращения гражданина за медицинской помощью. Означает ли это, что теперь даже близкие родственники не смогут выяснить в приемных и справочных больниц, находится ли в них пострадавший?

— Да, формально теперь это законом запрещено. Будем все-таки надеяться, что справочные службы больниц и клиник будут руководствоваться здравым смыслом и не отказывать категорически близким родственникам в получении подобного рода сведений. Ведь если пациент попал в клинику, скажем, в бессознательном состоянии или коме, у него даже невозможно спросить разрешение на такие действия.

— Что делать, если медицинское учреждение отказывает пациенту в помощи?

— Государственное медицинское учреждение отказать в помощи не имеет права. А вот конкретный лечащий врач по согласованию со своим руководством может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, если такой отказ не угрожает его жизни и здоровью окружающих. Причем в подобном случае руководители медицинской организации обязаны срочно заменить лечащего врача.

Частная медицинская организация может отказать в предоставлении бесплатной помощи пациенту лишь в том случае, если она не является экстренной, то есть не угрожает его жизни и здоровью окружающих.

— Как правильно оформить претензию в адрес медучреждения? Что делать, если ее отказываются принимать?

— При оформлении претензии надо прежде всего в хронологическом порядке описать те обстоятельства, которые, по вашему мнению, служат доказательствами оказания некачественной медицинской помощи. По возможности, сослаться на нормы закона, нарушенные медицинской организацией.

Затем изложить свои требования, например, вернуть стоимость проведенного лечения. Поставить число и подпись, а также указать срок, в течение которого вы требуете рассмотреть свою претензию.

В случае отказа медицинской организации ее принять требуйте оформить этот отказ в письменном виде. После этого можно смело обращаться с жалобой в контролирующие инстанции или в суд с исковым требованием.

— При обращении в медучреждение с претензиями часто звучит такая отговорка: «Врач, на действия которого вы жалуетесь, уволился и больше у нас не работает». Что делать в этом случае?

— Такой ответ со стороны медицинской организации — не более чем уловка. Обжалуя действия того или иного врача, вы обращаетесь с претензией не к нему, а к медицинской организации, в которой он работает или работал.

— Насколько правомерна иногда включаемая в текст договоров с медучреждениями формулировка: «Пациент отказывается от любых претензий…»? Должен ли пациент в случае обращения в суд доказывать вину лечащего врача?

— Такая формулировка не имеет юридической силы. Поскольку, согласно статье 9-й Гражданского кодекса РФ, «отказ от осуществления гражданских прав ничтожен». Это означает, что пациент не может быть лишен права на обращение в суд за защитой своих прав или на подачу претензии в досудебном порядке с требованием восстановить свои нарушенные права независимо от того, подписывал он документ с формулировкой об отказе от всех возможных претензий и требований или нет.

Подав судебный иск, пациент ничего не должен доказывать: согласно Гражданскому кодексу РФ, организация, предоставившая медицинские услуги, обязана доказать, что не причинила вреда своему пациенту.

— Распространяются ли на пациента государственных медучреждений положения Закона РФ «О защите прав потребителей»? Если да, то на какие из них стоит обратить особое внимание в случае конфликтной ситуации?

— Да, распространяются. Ведь согласно статье 84 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», мы имеем право на получение платных медицинских услуг. А согласно пункту восьмому этой статьи к платным медицинским услугам применяются положения Закона «О защите прав потребителей».

Закон определяет, что платные медицинские услуги — это те, которые оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров. В том числе — договоров добровольного или обязательного медицинского страхования. Поэтому медицинская помощь, оказываемая в рамках государственных гарантий, по сути своей является платной.

Совершенно бесплатной медицинской помощи просто-напросто нет в природе. А раз так, то пациент в любом случае рассматривается как потребитель услуг. Причем в этом качестве он освобождается от уплаты госпошлины за подачу искового заявления.

Людмила Свистунова