Уныние, отсутствие интереса к жизни, настроение, когда “ни до чего,” –
привычные симптомы нашего времени. Как их преодолеть? Советует священник
храма “Всех скорбящих Радость” из Краснодара иерей Евгений Иванов.
– Батюшка, да разве проживешь жизнь всегда смеясь и радуясь? Ведь у нас так много поводов для уныния.
– Мы живые люди и нам свойственно и радоваться, и печалиться, Господь щедро дает нам поводы и к тому, и к другому. Дело здесь в другом. Мы говорим сегодня с вами о тех, для кого плохое настроение – норма, кто сделал его своей визитной карточкой, позволил укорениться в себе. А древо плохого настроения живуче, оно быстренько цепляется за душу и прорастает в ней унынием. А уныние – грех, и грех серьезный.
– Но какой вред от моего уныния моим близким? Когда человек грешит воровством, тут понятно: он лишает другого какой-то вещи, дорогой, очень нужной. Грех клеветы – тоже понятно. Человек выставляется по вине клеветника в дурном свете. А уныние… Мне ни до чего, я закрылась у себя в комнате, отвернулась к стене, никого не трогаю, никому не досаждаю.
– Нет-нет, грех – далеко не личное дело человека. Давайте разбираться. Вы унываете себе тихонько, отвернувшись к стене, а ваш муж пришел с работы и остался без привычного для него ужина. Он возроптал против вас, сказал вам грубое слово, вы в сердцах ему ответили, разразилась семейная ссора.
Ваш сын, видя, что маме “ни до чего”, потихоньку ушел на улицу, а уже вечереет, куда он пойдет, как распорядится бесконтрольным досугом? Опасно… Вам позвонил давний друг, которому нужна помощь, а в вашем тоне он почувствовал раздражение. Обида. Человек затаил ее против вас в своем сердце, потерял покой, обозлился. Вот такая бесконечно длинная веревочка у вашего унылого состояния. А кажется, ну что такого? Отвернулся к стене, никого не трогаю.
– Отец Евгений, но ведь унывают практически все. Значит, все грешат, все вредят своим близким?
– Следует различать печаль на пользу и печаль во вред. Печаль на пользу – сокрушаться о своих грехах, своем духовном нерадении. Соврал, нагрубил, осудил. Такая печаль отрезвит душу, подтолкнет человека на борьбу с грехом. Печаль во вред как раз и есть уныние. Поводов для него пруд пруди.
Жена печалится, что муж мало зарабатывает, и она не может справить себе роскошную, как у соседки, шубу. Муж – что его не оценили по достоинству на службе. Продавец сокрушается о понесенных убытках, девушка – что ее друг увлекся другой, пенсионерка – что замучили недуги. Преуспевающий бизнесмен – что его не пригласили на престижную презентацию. Все печали о тленных временных вещах. А как они мучительны, можно даже заболеть от них, и тогда это уже будет называться депрессивным неврозом.
– Значит, лучше не доводить себя до подобного диагноза, а перехватить свое унылое настроение на полпути к нему?
– Мы обязаны следить за своим душевным состоянием. Держать ухо востро и понимать главное: печаль о тленном для души опасна. Мы очень любим писать свои жизненные сценарии, а еще больше – жизненные сценарии своих детей.
Вот выучу сына, скопим ему денег на квартиру, женим, пока есть силы, поможем детей вырастить. Но человек предполагает, а Бог располагает.
Выученный с трудом сын взял в жены неумеху, которая и супы ему не варит, и с вашими внуками поспешать не хочет. Решил сын разводиться, стал попивать, вам уныние великое: поперек вашего сценария жизнь повернула. Громадье наших планов всегда заканчивается одинаково, потому что у Господа свои пути.
Может быть, и скорбь посылается нам, дабы отучить нас от горделивых прожектов. Я знаю женщину, у которой сын, краса и гордость сначала детского садика, потом школы, потом института, потом аспирантуры, взял и решил в одночасье идти в монахи.
Теперь живет в одном из подмосковных монастырей. Женщина кротко и смиренно несет теперь свой крест матери монаха. “Если Господь так распорядился, могу ли я идти поперек? – говорит она. Поперек Господа идти – значит заведомо обрекать себя на неудачу. Ведь человек предполагает, а Бог располагает.
– А с чего, батюшка, следует начинать бороться с унынием?
– С исповеди, конечно. Православный человек приходит в церковь не уличать в грехах священников, дьяконов и продавцов иконных лавок, не подпитываться энергией от намоленных икон, а каяться, плакать о своих грехах. “Мой духовный сад, как запущен ты…” – поется в одной православной песне. Прополка нужна.
А когда засучишь рукава, об унынии уже не думаешь, уныние, оно рядом с праздностью гнездится. После исповеди сразу легче становится, это уже духовный закон. Конечно, если исповедоваться без лукавства, без стыдливой утайки грехов – что батюшка обо мне подумает?
Спросите людей, которые часто исповедуются, чувствуют ли они после исповеди прилив духовных сил? Все без исключения ответят положительно. У них есть свой опыт. Но чужой опыт малоубедителен. Так кто нам мешает приобрести свой?
– Отец Евгений, сейчас даже молодые унывают. Казалось бы, почему? Вся жизнь впереди.
– Да, депрессия значительно помолодела. Уныние, тоска, безрадостность просто косят молодежь. Депрессия – это своего рода сигнал души о ее неблагополучии, бедственном положении. Когда я говорю с православными врачами, они рассказывают о страшных муках молодых людей от тоски и печали.
Душа томится, в ней столько греха накопилось, что она уже его с трудом вмещает. Мучают навязчивые мысли: все плохо, все непоправимо, ничего мне уже не поможет. Ведь не секрет, что очень часто именно уныние становится причиной суицида.
И здесь очень важно, что сделает молодой человек, измученный депрессивным настроением, – испугается и придет в храм за помощью или позволит укорениться болезни.
– Но вот человек все-таки пришел в храм.
– Депрессия это еще не плач о грехах. Это муки души под тяжестью грехов. Плакать о грехах надо только на исповеди, а не в жилетку давнему и сердобольному другу. Исповедь – это прежде всего.
Походите на церковные службы, загляните в иконную лавку, вам там обязательно подберут полезную книгу. Сколько книг сейчас продается, в них уже давно дан ответ на все вопросы страждущего человечества. И об унынии тома исписаны. Берите, читайте, укрепляйтесь мудростью православных врачевателей человеческих душ.
Очень полезно съездить в святое место. И с этим нет проблем. Сейчас какие только поездки не предлагаются православными паломническими службами.
– Говорят, есть и святые Божьи угодники, готовые прийти на помощь унывающему человеку.
– Их немало. Святые вообще всегда готовы нам помочь, ждут от нас просьб, охотно на них откликаются. Святитель Иоанн Златоуст, святитель Тихон, епископ Воронежский, преподобный Сергий Радонежский, блаженная Ксения Петербургская. Молитесь этим святым, они особенно помогают при унынии, иконочки их приобретите, сейчас их большой выбор, есть совсем недорогие.
Очень помогает в унынии и чтение акафиста “Слава Богу за все”. Ведь за все надо славить Господа. И за радость, и за печаль, и даже за уныние, если оно подтолкнуло человека к порогу Церкви Христовой.
– Отец Евгений, а влияет ли такой духовный недуг, как апатия, уныние, тоска, на физическое состояние человека?
– Господь устроил человека премудро, все в нем соединено в единую целостную систему. Если человек будет постоянно скорбеть об утраченных возможностях, изводить себя болью о несбывшихся надеждах, он измотает себя и физически, и эмоционально, станет неспособным к обычным для него нагрузкам, у него ослабнет иммунитет.
Депрессия – коварная штука. Православные врачи давно установили, что она, депрессия – мощный канцерогенный фактор и от нее короткая дорога к онкологическим заболеваниям. Давайте вспомним, что говорил псалмопевец Давид: “Истощилась в печали жизнь моя и лета моя в стенаниях; изнемогла от грехов сила моя, и кости мои иссохли”. Вот она, прямая связь между душой и телом.
– Значит, хочешь быть здоровым, не унывай, а приуныл – не допускай до депрессии?
– Да что же нам унывать, если Господь с нами? Он любит нас, мы Его дети. Несмышленые, порой нерадивые, блудные. Унывают только те, кто не верит в Бога. А верующие благодарят Господа за каждый прожитый день. Так что надо определяться.
Печаль во благо
Наталья СУХИНИНА