Психологические эффекты 2

Мы не всегда осознаем, что действуем по определенным законам. В психологии они называются эффектами. Если их хорошо знать, то можно выбирать: подчиняться этим законам или нет. А также научиться их использовать для своих целей.

Эффект бумеранга

Он заключается в том, что переусердствовать в уверениях и доказательствах, это может вызвать обратный эффект. Особенно ярко этот закон проявлялся в конце 80-х годов. После дружной критики официальных средств информации Б. Ельцина он с блеском выиграл выборы. Тогда же появилась «народная примета»: если власти горячо уверяют, что чего-то никогда не будет, то этого как раз и стоит ожидать.

Эффект бумеранга часто возникает в области рекламы. Если усиленно навязывать людям какой-то товар, его могут перестать покупать.

Этот закон действует и в отношениях между людьми. Бывает так, что сотрудники всеми силами стараются выжить из коллектива своего коллегу и постоянно доносят на него начальству. Шефа начинают раздражать эти жалобы, и вместо увольнения человек получает повышение.

Эффект конформизма

Этот опыт знают многие. Его провел в 1956 году психолог Соломон Эш. Группе испытуемых предложили определить, какой из трех отрезков линии соответствует эталонному образцу. В одиночестве люди давали правильные ответы. А когда вся группа, кроме одного, договаривалась назвать соответствующим эталонному другой отрезок, то с ней соглашался и тот единственный человек, который не знал о сговоре. Так проявили себя 37% испытуемых.

Закон конформизма эффективнее всего действует на людей с низкой самооценкой. И чем больше по численности группа, тем сильнее она давит на индивида. Конформизм усиливается, когда группа состоит из экспертов или значимых для человека людей.

Эффект Рингельмана

Чем больше людей выполняют одну задачу, тем медленнее идет процесс. Этот феномен отметили в начале XIX века. Ученые придумали ему еще одно название – социальная лень. У каждого из нас – свои темпы работы, ресурсы и способности. И если один человек в группе отстает, то замедляется работа всего коллектива.

Профессор Макс Рингельман провел простой эксперимент. Он попросил нескольких человек поиграть в перетягивание каната. Оказалось: чем больше людей участвовало в этом действии, тем меньше старался каждый из них.

Тот же самый эффект наблюдается и в интеллектуальной работе. Чем больше человек выполняют одну работу, тем больше споров, согласований. И тем меньше каждый вкладывает себя в общее дело. Поэтому эффективность коллективной работы – под большим сомнением.

Эффект края

Как говорил Штирлиц, лучше всего запоминается первая и последняя фраза. Эту истину открыл психолог Г. Эббингауз. Если быть более точным, при общении со знакомыми людьми лучше помнится последняя информация. А при разговоре с незнакомцами – первая. Так что если вы хотите продать квартиру или автомобиль, в начале и в конце своей презентации расскажите о достоинствах и выгодах приобретения. А цену упомяните в середине разговора. Если же вы устраиваетесь на работу и у вас много конкурентов, идите на собеседование первым. При прочих равных возможностях это даст вам несколько дополнительных очков.