Англия: королеве-матери сто лет

Вы наверняка слышали о том, как недавно ликовала вся Англия по поводу столетия королевы-матери. Столетний юбилей – это, конечно, событие для любого человека. Но когда в свой столетний юбилей эта любимица англичан появилась, как всегда, элегантной и улыбчивой, в бледно-сиреневом туалете, в шляпке такого же цвета, украшенной пером страуса, и в сиреневых туфельках на каблучке, право же, это повод для восхищения и рассказа о том, как удалось этой замечательно женщине всю жизнь оставаться такой очаровательной.

Я держу в руках два специальных номера журнала, посвященных столетию королевы-матери. Это ее история жизни в фотографиях, начиная с раннего детства, когда ее звали Элизабет Боус-Лайн. Вот она, очаровательная, улыбчивая девочка семи лет в платьице, расшитом золотом. Она похожа на сказочную принцессу, хотя тогда еще ни она сама, ни ее родители, происходившие из древней шотландской фамилии, и представить себе не могли, что эта крошка однажды наденет на головку корону. Уже тогда определилась одна ее страсть – к красивым платьям, шляпкам, туфелькам. И когда маленькая Элизабет исчезала внезапно среди бела дня с глаз родителей, они знали, где ее искать, и находили одетой в мамины платья и туфли у раскрытого шкафа.

Позднее, уже подростком, Элизабет могла увлеченно часами рассматривать журналы мод и, к удивлению матери, могла дать дельный совет. Кто бы мог подумать, что со временем эту ее страсть разделит муж, король Англии Георг VI? Это ему пришла в голову гениальная идея вернуть в моду кринолин. Вскоре после коронации ему предстояла первая официальная поездка во Францию с молодой королевой Елизаветой. Он пригласил во дворец молодого кутюрье Нормана Хартнелла, который впоследствии одевал королеву-мать, пока не скончался.

Король тогда показал кутюрье портреты великих мастеров, которые изобразили в парадном одеянии французскую и немецкую принцесс, одетых в платья с кринолином. Кутюрье понял замысел короля, и Елизавета произвела в Париже фурор. Когда двадцать лет назад кутюрье скончался, обе дочери – царствующая тогда Елизавета II и принцесса Маргарет – в один голос воскликнули: "Как нам быть теперь с мамой? Ведь она никогда в жизни не носила дважды один и тот же туалет!" Но мама, которая всю жизнь обожала красиво одеваться, нашла сама выход их положения. Она приказала ежедневно пополнять ее гардероб, продолжая шить по лекалам, оставленным ее незабвенным кутюрье. Говорят, что эта страсть к красивым нарядам, которые действительно она надевала только один раз и никогда не надевала во второй, создавала все эти долгие годы особое, праздничное настроение этой удивительной женщине, которую за всю жизнь никто не видел печальной. Глядя на нее, казалось, что никакие беды не коснулись королевы-матери. Но это не так. Сама она делит свою долгую жизнь на три главных этапа.

Первый – самый счастливый и беззаботный, конечно, связан с детством. И по сей день королева-мать любит рассказывать об этом. Даже Первая мировая война, когда ей было уже четырнадцать, не изменила настроения невысокого роста хохотушки. Нет, нет, она никогда не была человеком, равнодушным к чужому горю! Напротив. Это по ее инициативе в их родовом замке был тогда устроен госпиталь, и Элизабет вместе с сестрой Розой стали на время настоящими сестрами милосердия, ухаживающими за ранеными солдатами. А потом, уже в годы Второй мировой войны, когда начались бомбардировки Лондона, эта маленькая, энергичная, улыбчивая женщина, будучи матерью двух дочерей и королевой Англии, категорически отказалась покидать столицу и осталась вместе с королем и детьми в Лондоне, поддерживая соотечественников, о чем англичане не забыли по сей день. Надо, однако, сказать, что инициатором брака с сыном короля Англии была вовсе не веселая хохотушка Элизабет, вечно окруженная толпой поклонников.

Не будучи чрезмерно честолюбивой девушкой, Элизабет даже не заглядывалась на скромного, немного заикавшегося герцога Йоркского, Альберта – второго сына короля Георга V. Но родители сумели обратить внимание дочери на большой интерес, который к ней проявлял кронпринц. Познакомившись с ним поближе, хохотушка призадумалась и… дала согласие на брак. 23 апреля 1923 года начался второй счастливый этап жизни Элизабет Боус-Лайн. В тот день она покинула родительский дом и отправилась на венчание в Вестминстерское аббатство. Листая страницы жизни столетней королевы-матери, давайте посмотрим, какой женой и матерью она была. Свадьба в жизни любой женщины – особенный, если не самый главный день. Ну а королевская свадьба связана со множеством условий этикета. Так как ее свадьба была вскоре после окончания Первой мировой войны, то молоденькая Элизабет настояла, чтобы у нее, такой любительницы красивых туалетов, был скромный венчальный наряд. Газеты тех времен писали, что на невесте кронпринца было самое простенькое платье, какое когда-либо носила королевская невеста. Скромная, милая невеста принца была единственной королевской невестой, которая не надела короны. Вместо нее на ее головке была вуаль, которую поддерживал золотой обруч с двумя йоркскими розами.

Единственным украшением невесты были две нитки жемчуга, с которыми и теперь не расстается королева-мать. Увы, не всегда в королевских семьях вслед за свадьбой во дворце поселяется ЛЮБОВЬ. Но это был тот поистине редкий случай в семье Виндзоров, когда молодые не могли прожить друг без друга и минуты. Порой, скрываясь от бесконечных визитеров и королевских придворных, молодая пара тайком удирала из дворца куда-нибудь на природу и наслаждалась обществом друг друга. Ах, как удивлялись таким поступкам блюстители дворцового этикета. Но эти двое были счастливы и не скрывали этого от окружающих. В этом, втором счастливом периоде жизни герцогини Йоркской, как стала называться после брака Элизабет Боус-Лайн, было два замечательных события – одна за другой родились две дочки – Елизавета и Маргарет-Роза. Королю, влюбленному в жену, так хотелось, чтобы хотя бы одна из дочерей была похожа на мать.

Увы! Она подарила им лишь цвет своих синих глаз. И потому по сей день королева-мать считает самым лучшим портретом с дочерьми тот, где все трое одеты в синие атласные платья, которые так гармонируют с их синими глазами. Доброжелательная, улыбчивая герцогиня Йоркская пришлась ко двору, хотя некоторые за ее спиной говорили, что она слишком много денег тратит на туалеты. Что да, то да! Герцогиня искренне считала, что она должна не просто следовать моде, а создать свою, с учетом своей фигуры. Невысокая, полноватая, она стала носить длинные платья и шляпки, открывавшие красивый лоб и глаза. Герцог обожал свою маленькую жену и, казалось, счастье будет длиться вечно. Она не подозревала, что судьба приготовила ей два испытания – испытание королевской властью и испытание одиночеством, которое она познает, когда внезапно, в расцвете жизни, уйдет из жизни ее любимый Альберт, получивший после коронации имя Георг VI. Любовь, великая любовь заставила брата герцога Йоркского, который после смерти отца, Георга V стал королем Эдуардом VIII, отказаться от короны. Женщина, которую он полюбил больше жизни, была разведенной американкой миссис Уоллес Симпсон.

Для королевской особы брак с нею был невозможен, и Эдуард VIII отказался от короны. Место на престоле должен был занять следующий брат – принц Альберт, герцог Йоркский. Казалось, герцогине надо было радоваться. Но она была в слезах и отчаянье, что теперь, став королевой, ей придется выполнять множество обязанностей, с которыми, как ей казалось, она никогда не справится. В день коронации в 1936 году Элизабет Боус-Лайн стала королевой Елизаветой. И, к удивлению многих, сразу же проявила себя человеком деятельным и решительным. Обожавший ее король постоянно советовался с ней, зная, что получит умный совет. В зарубежных поездках она была рядом, и это помогало королю справиться с проблемами речи – он меньше заикался. Королева поражала своей естественностью.

Она никогда не подкрашивала брови и глаза, не завивала волосы. И осталась верна своему принципу – никогда не надевать дважды одно и то же платье или шляпку. И в замке Клэрэнс Хаус появился длинный коридор, напоминающий картинную галерею с установленными шкафами от пола до потолка. Здесь с первых дней своей королевской жизни королева-мать хранит все, что она надевала за минувшие годы. Можно сказать, тут собрана уникальная столетняя история королевских костюмов. Порой страусиное перо по цене было равно целому состоянию рядового англичанина. Король, любуясь женой, поддерживал в ней это мотовство. Но однажды настал день, когда тот, кто любил и баловал ее, ушел из жизни. Она была еще молода. У нее были две взрослые дочери. Старшая должна была занять престол. В те самые черные дни жизни эта маленькая женщина с детской улыбкой показала себя мужественной и мудрой. Не желая мешать дочери, которой предстояло завоевывать любовь англичан, она тактично удалилась в один из замков, который принадлежал ей лично. Здесь, вдали от света, она переживала тяжелый удар. Из добровольного заточения ее вызволил премьер-министр Черчилль.

Навестив королеву-мать, он напомнил ей, как велика к ней любовь народа, и потому она должна быть рядом с молодой королевой-дочерью. Помогая ей своим опытом и советами, она непременно должна оставаться на виду у народа. И она, потерявшая в одночасье своего любимого и безграничную власть, так и поступила. А когда дочь вошла во вкус королевской власти, королева-мать вновь тактично отошла на задний план. Однако она не перестала любить жизнь и своих подданных, которые все эти годы приходили к ее замку Клэрэнс Хаус – одному из четырех, которыми она владела, чтобы увидеть ее, поздравить с днем рождения и громко выразить свое преклонение перед ее умением жить радостно, с улыбкой. Она была и осталась любимицей народа и всей своей многочисленной семьи.

Спокойная, уравновешенная, всегда в добром расположении духа, эта милая дама в красивых туалетах была постоянно на виду. Без нее не проходит ни одно событие не только в жизни королевской семьи, но и в стране. Англичане рассматривают снимки своей любимицы: вот она в ложе Королевского театра на пьесе Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным". Вот она в элегантном черном пальто и черной шляпке на важном для британцев событии – Дне памяти солдат, погибших в двух последних войнах. Вот она на свадебном снимке своего самого младшего внука Эдварда, в серебряных туфельках на каблучках, поражая всех, танцует… при том, что перенесла операцию на ногах!

Королеву-мать, всегда элегантно одетую, с неизменной доброй улыбкой можно увидеть на днях рождения членов королевской семьи, где она не прочь хлебнуть джина с тоником, коньячку самых лучших марок или самого изысканного вина, которое у милой дамы имеется в большом количестве в погребах всех ее четырех замков. А еще столетнюю королеву-мать можно увидеть на королевских скачках, где она оставляет деньги, или на чисто английском празднике шляп, где дамы высшего общества появляются в умопомрачительных, самых невероятных по фасону и идеям шляпах. И этот искренний, живой интерес к жизни, эта добрая, идущая от чистого сердца улыбка и элегантность, невзирая на возраст, делают такой неотразимой эту столетнюю королеву. Ей, кажется, удалось опровергнуть утверждение гениального Бернарда Шоу, который говорил: "Стареть – скучно, но это единственный способ жить долго". Королеве-матери скучать некогда.

Несмотря на то, что на ее долю выпало немало тяжких страданий, болезней, сложных операций, разочарований, она по-прежнему все та же Элизабет Боус-Лайн, которая с детства обожала наряжаться и кокетничать с окружающими. Она то и дело путешествует вместе с многочисленной челядью из одного замка в другой и, по-королевски встречая гостей, она провожает их с дорогими подарками. Одна из приятельниц королевы-матери услышала, как однажды дочь королевы, которая отличается необычайной бережливостью, попросила маму не так транжирить средства, так как ей, дочери, приходится оплачивать бесчисленные счета.

"Ах, дорогая! Я и так очень экономлю, – ответила милая дама. – Посмотри на этот ковер в гостиной. Он здесь со дня моего замужества. А ведь я могла бы попросить его заменить!". Ну что тут скажешь? С годами она не меняется, и в этом главный секрет ее долголетия и красоты.

Ирма ФЛЕР