Автомобиль без нервов





Начинающий водитель должен быть очень осторожен на дороге.

Как поберечь свою нервную систему, избежать сильных стрессов и аварий,
начинающим водительницам советует преподаватель московской автошколы
учебного центра “Мир” подполковник Александр Александрович ЗАЦЕПИН.


– Ни для кого не секрет, что в России водители не очень-то любят соблюдать правила дорожного движения, чем нередко создают опасные ситуации на дорогах. Как вести себя женщине, которая еще не слишком уверенно чувствует себя за рулем?
– Прежде всего решить для себя: я соблюдаю правила, как бы остальные их ни нарушали. Нарушающих правила все-таки меньше, чем тех, кто их соблюдает.
Кроме того, начинающему водителю нужно заставить себя быть осторожным. Первое время ездить только по тихим знакомым улочкам и переулкам, вместе с опытным человеком, который подскажет, что делать на том или ином этапе. Разумно придерживаться небольших скоростей: 40-50 километров в час.
И только после того, как вы почувствуете себя в этих условиях вполне комфортно, подождите день-другой и усложните задание. Выезжайте на улицу с более оживленным движением. Или отправляйтесь на дачу так, чтобы в пределах города машину вел более опытный человек, а по спокойному участку шоссе – вы. Когда почувствуете себя вполне комфортно на этом уровне, постепенно усложняйте задание: выезжайте на проспект или улицу, где машин побольше и повороты посложнее. Но самое главное – постепенность и осторожность.
Ведь состояние стресса, столь разрушительное для нервной системы, особенно женской, которая более подвижна и эмоциональна, возникает оттого, что человек ставит перед собой невыполнимые задачи. Поэтому нужно действовать так, чтобы не было перегрузки.
– Женщины обычно остро реагируют на грубость, а от раздраженных водителей можно услышать далеко не лестные выражения. Как быть, чтобы не потерять при этом душевное равновесие, столь необходимое за рулем?
– Старайтесь не “нарываться на грубость”. Обычно поток брани выливается на голову незадачливого водителя тогда, когда он встревает туда, куда ему пока нельзя. Встает не в тот ряд, пытается обгонять, не перестраивается вовремя. Надеяться на то, что будут учитывать ваш пол, не стоит – не то воспитание. Нужно быть готовой к этому и свести риск инцидентов к минимуму. Кроме того, представьте, что вы обросли толстой шкурой и вам все нипочем – пусть себе ругаются.
– Александр Александрович, как неопытному водителю значительно снизить риск дорожно-транспортных происшествий?
– Главный совет все тот же: стараться неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. Кроме того, женщине, начинающей свой водительский путь, нужно вести себя на дороге так, чтобы быть понятной для других участников движения: не суетиться, выполнять все маневры медленно и четко, заблаговременно предупреждать о них, включая поворотники, не “ерзать” без необходимости из ряда в ряд, не превышать скорости.
Если поведение другого водителя на дороге вам непонятно, не пытайтесь выяснять, кто прав, кто виноват, тем паче не объясняйте ничего соседу.
Еще одно правило, которому я, водитель с 14-летним стажем, до сих пор следую неукоснительно: разведка маршрута. Если мне нужно ехать по незнакомой дороге, я всегда изучаю маршрут по карте, а если есть возможность, проеду по нему рано утром или поздно вечером, когда дорога свободна, и только потом отправляюсь в путь при интенсивном дорожном движении.
Кроме того, находясь за рулем, стараюсь прогнозировать ситуации, постоянно прокручиваю в голове комбинации: если этот меня подрежет, я сверну сюда, если этот обгонит, подам вправо.
– Для женщины, как правило, не разбирающейся в устройстве автомобиля, одним из серьезнейших стрессов становится поломка. Оказаться одной в незнакомом месте за рулем неисправной машины – очень страшно. Можно ли как-то и здесь “соломку подстелить”?
– Чтобы не ночевать в неисправном автомобиле в 50 километрах от дачи и от дома, мысленно прощаясь с жизнью, нужно принять меры заранее. Заведите себе два комплекта атласов “Дороги Москвы и Подмосковья”. Один комплект отдайте хорошему надежному знакомому, который уже давно водит машину, другой оставьте себе.
Если путешествуете за рулем в одиночку, не выезжайте без сотового телефона, в данном случае он просто необходим. В случае аварии звоните своему знакомому, просите его взять в руки дорожный атлас – в точности такой же, как у вас в машине, – и вместе определяете место, где произошла авария. После этого расслабьтесь, закройте все четыре дверцы и ждите, когда приедут и исправят поломку либо отбуксируют в ближайший автосервис. Просить помощи у незнакомых водителей на дороге я бы не советовал.
– А если такого надежного человека нет или он куда-нибудь уехал?
– Если позволяют средства, можно стать членом автомобильного клуба, их сейчас немало, например “Ангел”. За абонентскую плату вам окажут помощь по первому вашему звонку. Можно заплатить за год, можно за какой-то короткий период, когда ваш помощник будет в отпуске или командировке.
Если же вам недоступно и то и другое, да еще и есть сомнения, что машина полностью исправна – лучше вообще отказаться от поездки.
– Очень серьезный источник стресса – страх, что машину угонят. Если нет гаража, то вскакивать ночью и смотреть в окно на площадку перед домом, чтобы убедиться, что она здесь, любимая – тут недалеко и до бессонницы. Что можно сделать?
– Первый шаг – застрахуйте машину. Все-таки будет спокойнее, в случае угона часть денег вернется. Кроме того, нужно принять меры защиты. Это могут быть электронные приспособления – сигнализация, датчик объема и другие. Не обязательно ставить самые дорогие “игрушки”, у них часто есть функции, которые для вас совершенно бесполезны, а вы потратите на них деньги. Затем – различные механические приспособления, усложняющие жизнь угонщику.
И, наконец, организационные мероприятия, которые снижают риск угона: не бросайте машину где попало, лучше поставьте на охраняемую стоянку, на улице ставьте под окнами, около фонаря, чтобы она была хорошо видна. Не оставляйте на сиденье привлекающие внимание предметы – сумки, магнитофоны, кошельки и прочее. Чтобы быть совершенно спокойной, можно выполнить противоугонную маркировку литекс. Лазерным лучом на все части машины наносится 20-значный код, по которому потом ваш автомобиль будет легко найти.
– Не секрет, что женщины гораздо чаще чувствуют недомогания, чем мужчины – месячные и период перед ними, наконец, беременность. Стоит ли в это время садиться за руль?
– Во время беременности, на мой взгляд, лучше отказаться от вождения. Во время месячных – вопрос индивидуальный. Если женщина хорошо себя чувствует, может контролировать свое состояние, то почему бы и нет?




Золотое правило водителя

Оно звучит несколько грубовато, но исполнено глубокого смысла: дай
дорогу дураку.



NULL