Чем глубже скорбь, тем ближе Бог

Чем глубже скорбь, тем ближе Бог

В нынешнее непростое время многие живут с постоянным чувством тревоги. За завтрашний день, семью, детей, близких. В чем искать опору, на что и на кого надеяться? За ответом мы обратились к настоятелю московского храма Всех Cвятых, что в Красном селе, протоиерею Артемию Владимирову.

 

— Батюшка, люди еще не оправились от последствий преды-дущего финансового кризиса, а на их головы уже прочат следующий. Человек чувствует, что происходит нечто, с чем он сам не в состоянии справиться. И неизвестность тревожит. Как быть?

— Кризис внешний способствует развитию кризиса внутреннего, духовного. Так хочется и нужно найти точку опоры. Определенным убежищем является дружная и сплоченная семья. В гнездышке с обустроенным бытом и благополучными детьми, за крепким плечом мужа можно укрыться от политических и социальных бурь.

Однако сколь хрупким оказывается порой и этот мирок… Кому-кому, а батюшкам доподлинно известно, как в одночасье могут разрушиться стены, возводимые в течение долгих лет. Человеческая природа переменчива! Того, кто идет по жизни, уповая лишь на собственные силы, поджидает подчас горькое разочарование.

Основанием, на котором можно строить что-то земное, является несущая конструкция веры, вертикаль духа. И не абстрактная вера в некую туманную духовность. Я разумею зрячую, горячую веру во Христа Искупителя, сокрушившего смерть и победившего ее воскресением. Только Спаситель может даровать подлинное сознание своей слабости, соединенное с всецелым упованием на помощь Божью. Только в вере можно почерпнуть силы для борьбы с находящими на нас бедами. И нынешним всесторонним кризисом — в том числе.

Лишь живая вера делает человека причастным к той питающей душу божественной энергии, которая именуется Божьей благодатью. Она струится в сердце того, кто не только декларирует, но исполняет заповеди. Сила Божья дарует ему силы с достоинством переносить самые трудные испытания. Верующие ведают нравственные причины скорбей и понимают, к Кому должно обращаться за помощью.

Претерпевший удары судьбы поневоле начинает разуметь значение мудрой русской пословицы: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Божий Промысл обращает ко благу человека все неустройства и беды. Лишь бы душа искала духовную точку опоры и нравственный смысл бытия. Как сказал всем известный афонский старец Паисий, «нынешний мир нуждается в ураганном ветре, чтобы очиститься от скверны и грязи».

— Как сохранить нравственность в обществе, пронизанном лицемерием, страстью к наживе, эгоизмом?

— Христианство существует более двух тысяч лет и все это время взывает к человеческой совести. С грустью слышишь расхожую фразу: «С волками жить — по-волчьи выть». Выбранные тобой приоритеты, намерения и деяния однозначно свидетельствуют, подлинный ли ты христианин или лицемер и приспособленец.

Моя принадлежность к ученикам Христовым несомненна, если для меня как человека невозможно ударить кого-то по лицу. Если полученное мной с детских лет воспитание говорит мне, что чужая, не принадлежащая мне вещь — плод абсолютно запретный. Если даже в помыслах я принадлежу только своей супруге, которой навеки обещал любовь и верность.

Но если для меня сущий пустяк  оговорить конкурента. Если я готов, воспользовавшись временной слабостью экономического партнера, отобрать его «активы». Если не чувствую себя обязанным отдавать долг только потому, что ссудивший мне определенную сумму по деликатности об этом не напоминает — то я человек мира сего. Тот самый лукавый и лицемерный раб, который, по Евангелию, в свое время будет «бит много». Потому, что знал волю Господина своего, но не исполнял ее.

Кроткие наследуют Царство Небесное, говорится в Священном писании. Господь с теми, кто живет по совести. Он ведет их и защищает. И наши личные проблемы — это в большей степени следствие наших грехов, а не результат мирового финансового кризиса. Что делать? Переступить порог храма, раскрыть язвы совести в Таинстве покаяния и начать выстраивать свою жизнь в согласии с евангельскими заповедями. Верую: Господь не оставит.

— Есть мнение, что надо разделять нравственность домашнюю и нравственность публичную. Иначе ни карьеры не сделаешь, ни материального достатка не добьешься. Возможна ли здесь золотая середина?

— Вспоминается прекрасная английская пословица: «Подлинное милосердие начинается с собственного дома». Она опрокидывает предложенный расхожий тезис. У тебя в семье тишь, гладь и Божья благодать. Ты доброжелательна, заботлива, тактична, деликатна с домочадцами. Значит, сумеешь перенести этот опыт и во внешний круг своего общения. И напротив, если с коллегами ты ведешь себя безупречно, а дома — Хозяйка Медной горы, которая всех держит под каблуком, то ценность твоих так называемых деловых качеств весьма сомнительна.

Любовь — это солнечный свет, который светит всем. Он либо есть, либо его нет.

 Двойных стандартов подлинные христиане стараются избегать. Разве были бы на земле кризисы, если бы мы все стремились к Царствию Христовой правды? Мир же поступает и нас тянет, увы, в прямо противоположную сторону. Не потому ли Господь и вразумляет нас?

— Как вести себя, когда ты стараешься делать добрые дела, но окружающие этим явно пользуются, а то и вовсе отвечают злобой?

— В Евангелии есть ответ и на этот вопрос. «Остерегайтесь людей», — говорит Христос. Вслушаемся в эти слова. Они означают, что мы должны чувствовать и понимать человека, который вступает в общение с нами. Нам вменяется в обязанность разбираться в его подлинных намерениях. Мы должны быть людьми не только доброжелательными, но и проницательными. «Будьте мудры, как змеи, — учит Спаситель, — и чисты, как голуби».

В русских пословицах, порожденных христианским самосознанием народа, мы найдем подчас парадоксальные советы. «Всех люби — от всех беги». Что это значит? Я должен идти дорогой жизни с улыбкой. Но при этом вовремя от иных удаляться, чтобы не подставить под удар «беззащитные места» своей души. Согласитесь: совершенно несправедливо и обидно быть жертвой какой-то чужой беспринципной режиссуры.

Необходимо реально представлять себе поле благой деятельности. И прежде чем что-то предпринять, надо тщательно взвесить собственные возможности. Важно, чтобы те, кому мы благодетельствуем, не перекладывали на нас тяжести, которые они вполне могут нести сами. А ведь иные готовы нас выжать как лимон. Как полезно помнить, что силы наши не безграничны. У Бога поистине нет незаменимых.

Творить добро нужно с толком, провидя его конечный результат. Итог заключается, конечно, не в развращении людей, пассивно ждущих от вас подачки, но не желающих палец о палец ударить для собственного блага. Добро — в том, чтобы дать собрату импульс доброй энергии. Уберечь его от отчаяния и озлобления. Так важно дать человеку возможность побороться за свое счастье, чтобы он знал, что где-то рядом есть тот, кто поддержит в тяжелую минуту.

— По мнению психологов, если человек почувствует себя выбитым из колеи, это может его подвигнуть к решительным действиям. Позволит изменить свою судьбу к лучшему. Христианство же учит смиренно принять скорбь, ибо ее ниспослал Бог с какой-то только Ему ведомой целью. Так смиряться или все же сопротивляться?

— Падения, которые мы испытываем, бывают вызваны совершенно разными обстоятельствами. Если человек напоролся на то, за что, как говорится, боролся, ему легко сделать выводы из случившегося. Будем анализировать причины и следствия — и тогда мир вокруг нас наполнится смыслом, уже не будет представляться чередой нелепых случайностей и совпадений.

Христианство учит нас прежде всего искать червоточину в себе самом. Но оно же учит никогда не отчаиваться, не складывать руки. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», — в этих словах мы черпаем из Евангелия призыв к бодрости, динамике, активности. Бог никогда не оставит усердного труженика без Своей поддержки.

— Можно ли дать универсальный совет, как противостоять трудностям, которые окружают человека в кризисное время?

— Помните начало нашего разговора о точке опоры? Осмысленная вера в Спасителя и Его Церковь — залог сохранения и умножения жизненных сил человека, внутренней бодрости и динамики его души. Когда мы с молитвой преодолеваем большие и малые препятствия, вырастающие на пути, то начинаем реально ощущать присутствие в нашей жизни Бога. Чувствуем поддержку милостивой десницы Христовой. Будем доверяться Ему и в счастье, и в беде. И в достатке, и в бедности, которая никогда не была на Руси пороком.

Как говорили наши прабабушки, завтрашний день позаботится о себе сам. Приложим все силы, чтобы достойно завершить день сегодняшний…

Владимир Киселев