Уныние
«Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию. Но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое промышление о нас Господа».
Святитель Иоанн Златоуст
«Обладающие терпением избавляются от многих скорбей».
Преподобный Ефрем Сирин
«Ты скажешь: Зачем меня тяготят беды, а другому во всем почти счастье? Я раздираюсь от скорби, а другой утешается? Уж если общая это участь, всем бы без исключений и раздавать ее. Да так ведь она и раздается. Присмотрись и увидишь. Тебе ныне тяжело, а другому вчера было или завтра будет тяжело; ныне же ему отдохнуть позволяет Господь. Зачем смотришь на часы и дни? Смотри на всю жизнь, от начала до конца, и увидишь, что всем бывает тяжело… Тебе тяжело теперь, а прежде разве не видел ты отрадных дней? Бог даст, и еще увидишь. Потерпи же! Прояснится и над тобою небо».
Феофан Затворник
«Человек должен знать, что Бог не попустит скорбей свыше его сил и даст ему большое мужество. Это знание делает его мужественным, терпеливым и великодушным, ибо влагает в его душу убеждение, что Бог, по любви попустивший скорби, непременно поможет ему избавиться от них и получить великую пользу».
Старец Евсевий Святогорец
«У Бога нет забытых людей, и Промысел Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой. Нам дано знать одно, что у Бога не бывает ошибок и неправды, и что Он милосерден беспредельно. Мы с вами должны твердо знать, что Бог есть любовь, благо и все Им посылается для нашей пользы».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
«Не ропщи, детынька, не надо, если бы Господь забыл тебя или не был бы к тебе милостив, то жива-то не была бы; только ты не видишь Его милостей, потому что хочешь своего и молишься о своем, а Господь знает, что тебе лучше и полезнее…»
Преподобный Алексий Зосимовский
Гнев
«Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти; желание зла огорчившему. Он, как пламя, раздуваемое сильным ветром, скорее, нежели медленный огонь, попаляет и губит душевную ниву. Как с появлением света удаляется тьма, так от благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев».
Иоанн Лествичник
«Жалуетесь на гордость, гнев, осуждение. Последние два от первой. Взыщите смирение –
гнев и осуждение отстанут сами».
Феофан Затворник
«Гнев обращается в злобу и памятозлобие, когда долго удерживается и питается в сердце. Его повелено нам скоро пресекать, чтобы в ненависть и в злобу не возрастал, и так к злу большее зло не приложилося».
Святитель Тихон Задонский
«Подчинившиеся страсти гнева не совершают ничего здравого».
Святитель Василий Великий
«Гнев – опасный советник, что предпринято в гневе, никогда не бывает благоразумно».
Святитель Григорий Богослов
«Как гнев, так и злоба рождаются от безмерного самолюбия. Ибо самолюбец во всем ищет своей корысти, славы и чести. А если видит препятствие в чем-нибудь своему намерению и желанию, тем смущается, огорчается и гневается на того, кто творит препятствие. И потому старается помочь делу гневом, то есть отомстить, что свойственно злобе».
Святитель Тихон Задонский
«Можно не приходить в гнев, если всегда помнить, что ты перед очами Всевидящего Бога».
Святитель Василий Великий
«Гнев укрощается псалмопением, долготерпением и милосердием».
Авва Евагрий
Зависть
«Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни… Будь внимателен к себе, чтоб не возобладали тобою вспыльчивость, раздражительность, памятозлобие, – от чего будешь вести жизнь тревожную и неустроенную. Но приобрети себе великодушие, кротость, незлобие, чтобы вести жизнь спокойную и безмятежную».
Святой Ефрем Сирин
«Как ржавчина изъедает железо, так зависть душу, в которой она живет».
Святитель Василий Великий
«Завистливый вредит самому себе прежде, нежели тому, кому завидует».
Святитель Иоанн Златоуст
«Зависть есть печаль о добре и благополучии ближнего. Мучительная страсть! В прочих грехах какая-нибудь, хотя мнимая, сласть есть, а завистливый грешит, купно и мучится».
Святитель Тихон Задонский