Изощренное хамство

Хамство

Недавно ученые задали россиянам вопрос: «Приходилось ли вам в последнее время сталкиваться с хамством?» 73% опрошенных, увы, ответили положительно. Как вести себя в ситуации, когда вам грубят?

Письма читателей комментирует московский психолог Нина Федоровна Смирнова.

«Я работаю в крупной компании. У нас медицинская страховка в очень дорогой поликлинике. Оборудование там потрясающее. А вот отношение к пациентам… ни «здравствуйте», ни «пожалуйста». В регистратуре на меня наорали, что страховая карточка у меня не та. Врач разговаривала, как с солдатом на плацу: «Раздеться за ширмой, встать у окна». Медсестра в это время болтала по мобильному телефону со своей подругой. Нет, ничего у нас никогда не изменится…»

Валерия М., г. Москва

– Пару лет назад один американский журналист составил рейтинг самых вежливых городов мира. Увы, наша столица заняла одно из последних мест. И это не случайно. Долгое время у нас человек «при деле» имел больший статус, чем тот, кого он обслуживал. На вас, да и всех нас, могла накричать даже уборщица со шваброй, потому что она – представитель учреждения, где работает, а вы – «только ходите и пол топчете».

Сейчас откровенного хамства все-таки стало меньше. Например, в дорогих магазинах и ресторанах грубят редко. Но психологию невозможно изменить так же быстро, как общественное устройство. Хамство сегодня приобрело более изощренный характер. Часто пытаются унизить исподтишка. И такое положение останется, увы, видимо, надолго.

Ученые спрогнозировали, что понадобится по меньшей мере 150 лет, чтобы атмосфера в стране стала мягче. Поэтому надо учиться справляться с грубостью, откровенной и скрытой, так, чтобы не травмировать свою психику.

«Недавно зашла в один магазин, хотела выбрать себе блузку. Едва сделала пару шагов, как продавщица, окинув меня взглядом, сказала: «У нас очень высокие цены». Я повернулась и вышла. Но душила обида: «Почему? Я что, одета, как бомж, и меня нельзя пускать в приличные магазины?» Между прочим, цены там были вполне доступные для меня».

Лариса Н., г. Нижний Новгород

– Можно было вызвать менеджера и попросить продавщицу повторить то, что она сказала вам. Вряд ли это привело бы в восторг управляющего. Но если вы не хотите поднимать скандал, то надо, как говорит молодежь, «прикинуться шлангом». Когда вас не оскорбляют впрямую, а делают прозрачный намек, в данном случае: «Все равно ведь ничего не купите, так что идите отсюда», лучше его «не понять». «Высокие цены? Я рада за вас» или: «Надеюсь, они соответствуют качеству?» А можно просто проигнорировать замечание продавца. Пока у нас в магазин имеет право зайти любой человек, независимо от достатка, и если не купить, то просто посмотреть на хорошие вещи.

«Я ехала в электричке на дачу, в вагоне один мужчина стал грубо высказываться по поводу одной национальности. Я не выношу этого и сделала ему замечание. Он распалился еще больше, и понеслось. В общем, когда я добралась до дачи, меня трясло… Вы скажете, надо было не обращать внимания, но я бы тогда перестала уважать себя».

Елена М., г. Самара

– Вы правильно сделали, что пытались поставить хулигана на место. Есть такие вещи, мимо которых пройти нельзя. Главное в таких случаях – сконцентрироваться и произнести всего одну-две фразы, вложив в них всю силу. Пристально посмотрите на хама, но не в глаза, а в район переносицы – считается, что отсюда информация идет прямо в подсознание. Говорите твердым, решительным голосом, но не срывайтесь на крик. Держите под контролем тело: не горбитесь, подбородок поднимите вверх. Если руки дрожат, спрячьте их в карманы. Иногда достаточно сказать всего одну фразу: «А ну-ка прекратите!», чтобы хулиган ретировался. Главное, не позволяйте вовлечь себя в дискуссию.

«Недавно возвращалась из отпуска. Идет регистрация рейса, служители аэропорта просят всех встать за определенную черту и подходить к стойкам по одному. Я жду, когда освободится регистратор. Вдруг какая-то дама отталкивает меня: «Вот и стойте тут до скончания века!» – и несется к стойке, откуда еще не отошел предыдущий пассажир. За ней ломанулись и другие наши соотечественники. Стыдно, обидно, досадно. Я проигнорировала этот инцидент, но в душе до сих пор остался неприятный осадок».

Ирина С., г. Томск

– Да, хамство действительно лучше игнорировать. Но есть одна тонкость: надо уметь при этом быстро успокоить себя. У каждого свои способы: кто-то делает несколько глубоких вдохов и медленных выдохов, кто-то вызывает в своем воображении картины, которые расслабляют – пляж, лес, река…

Предлагаю вам еще один прием, который позволит вам успокоиться. Мысленно измените пропорции тела этой спешащей дамы: пусть она уменьшится до размера кошки и станет толстой, почти круглой. А цепочка на ее шее, наоборот, вытянется и будет волочиться по полу. Теперь представьте, как эта тетя, расталкивая всех, рвется к прилавкам дьюти-фри с криком: «Шанели» на всех не хватит! «Бейлиса» отпускайте по бутылке в одни руки!» А потом, нагруженная по самый затылок сумками, устремляется к самолету: «Кресел всем не достанется! Кто не успеет, полетит стоя!»

Вы увидите, как настроение у вас улучшится!

«У меня дорога на работу занимает почти час. Благо живу я около конечной станции метро, могу ехать сидя и читать. И вот как-то я настолько углубилась в книгу, что не заметила стоящую рядом пожилую женщину. Подняла глаза, только когда какой-то дядя толкнул меня в плечо. «Что?» – спросила я. «Чи-во, главное, чи-во?» – начал куражиться он. – Место уступи, вот чи-во!» Я выскочила из вагона с горящими щеками и из глаз брызнули слезы».

Марина Т., г. Москва

– Вряд ли даже самый отъявленный грубиян думает: «Сейчас пойду и буду всем хамить». Все-таки каждый из нас знает, что обижать людей – плохо. Но хам считает, что он восстанавливает справедливость и учит другого, бестолкового, как правильно вести себя. В этих случаях помогает проявление нарочитой вежливости. Вы могли бы сказать: «Спасибо, что вы так любезно объяснили мне правила поведения в метро». Это на миг вернет человека к его глубинному «я», где значится, что грубить – это вообще-то плохо.

Такие фразы надо заготовить заранее, чтобы они всплывали автоматически в нужный момент. Вы можете, например, произнести: «Ведь можно сказать то же самое, только вежливо». Или: «Вы специально хотите обидеть меня? За что?»

«Когда я в плохом настроении, почему-то всегда возникают ситуации, которые портят мне его еще больше. Недавно еду с работу, усталая, голодная, зашла в магазин купить себе что-нибудь на ужин. «У меня нет сдачи», – продавщица кинула мне мою тысячную купюру. Я спокойно отвечаю: «Это ваши проблемы». И тут началось: она мне рассказала о том, что работает здесь за копейки, а такие, как я, особняков понастроили, а матерей родных в деревнях умирать бросили. Ушла я без продуктов, да еще и оплеванная».

Таисия Л., г. Рязань

– Вы, вероятно, знаете, что подобное стремится к подобному Очень трудно ударить спокойного, уверенного в себе человека. Когда же вы раздражены, утомлены, неудовлетворены, вы помимо своей воли посылаете негативные сигналы. Другой человек, испытывающий такие же чувства, это ощущает и разряжается на вас.

Поэтому в состоянии агрессии лучше не выходить на улицу – вы можете притянуть к себе и большие неприятности. Если вы голодны после работы, съешьте кусочек шоколада, выпейте стакан воды – это позволит вам доехать до дома без физического дискомфорта. Лучше, если вы не будете вступать в контакт с кем-либо, пока не отдохнете. Но если это неизбежно, вообразите, что вы находитесь в ракете из прочнейшего материала и разговариваете сквозь непробиваемое окошко.

«У нас на работе жуткая обстановка. Все друг друга «подкалывают», причем очень обидно. Особенно в этом усердствуют две дамы. Для них унизить человека – значит блеснуть остроумием. Их насмешки над другими повторяют, ими восхищаются. Стало легче, потому что научилась давать сдачи. Но вот мои близкие – муж, мама – говорят мне: «Ты стала злой».

Татьяна П., г. Новосибирск

– Поведение может изменить характер. В вашем случае так это и произошло. Чтобы быть готовой в любую минуту дать отпор, нужно все время находиться в состоянии напряжения, все время выискивать у других недостатки. Эта маска прирастает к лицу, и вы уже начинаете вести себя так же и со своими близкими. Что можно сделать в этой ситуации? Представить себе, что вы работаете врачом в «маленькой психиатрической больнице» со злобными пациентами. На больных, как известно, не обижаются. А ваши коллеги именно таковыми и являются, поскольку подавленный гнев – это вторичная реакция. Запускает его обида, страх или беспомощность. Человек становится «колючим» от глубокой неудовлетворенности.

Подумайте, чего не хватает этим дамам, и мысленно дарите это каждой из них в моменты их приступа остроумия. Если одна из них жаждет денег, создайте в своем воображении доллар номинацией в один миллион, пусть он ползет к ней, как змея, держа в зубах маленький розовый цветок. Если другой не хватает любви, мысленно пошлите ей толпу горячих мачо, распевающих серенады под ее окном. И вы увидите, как изменится к вам отношение этих женщин.

NULL