Наша читательница Людмила Старкова из Москвы рассказывает о том, как ей удалось улучшить зрение.
Решение принято
Когда я была в десятом классе, мама заметила, что я прищуриваюсь, когда смотрю телевизор, и сразу же повела меня к офтальмологу. «Пусть девочка дает глазам отдыхать, читает поменьше. Пока ничего страшного нет: небольшой спазм. Но потом, если слишком напрягать зрение, может развиться близорукость», – ответил врач на все наши вопросы.
«Потом» наступило через несколько лет. Читать меньше я, разумеется, не могла – надо было сдавать выпускные экзамены, поступать в институт. А после пятого курса начала работать за компьютером – зрение «упало» до минус трех с половиной.
Однажды я пожаловалась на это своей подруге. Ответом мне было: «А чего ты ждешь? Сходи в Институт самовосстановления человека. Говорят, там поднимают зрение практически с нуля».
К этому сообщению я отнеслась скептически. Но попробовать тем не менее решила и через некоторое время записалась-таки на десятидневный курс оздоровления.
Занятия проходили по вечерам – с половины седьмого до половины одиннадцатого. За это время нас успевали многому научить.
Гимнастика для суставов
Почти каждый день мы, а на курсе было человек шестьдесят, делали специальную суставную гимнастику. Движения в ней почти те же, что на уроке физкультуры, – разминали шею, плечи, руки-ноги. Но отличие в том, что они должны быть плавными, с чередованием напряжения и расслабления. А еще их надо обязательно делать с удовольствием, настроив себя на позитивный лад.
Помимо суставной гимнастики мы делали гимнастику для мышц. В большом зале все ложились на маты и занимались так, что с нас сходило по семь потов. Поначалу у меня даже болели руки и ноги. Зато потом я стала получать от этой нагрузки удовольствие.
Домой после первых занятий возвращалась в странном настроении. С одной стороны, мне было приятно, что хоть чуть-чуть заставили подвигаться-размяться, а с другой – я никак не могла понять, каким образом гимнастика может воздействовать на мое зрение. Преподаватель объяснил нам, что нельзя лечить один орган без того, чтобы воздействовать на весь организм. К тому же второй шейный позвонок, по его мнению, был как-то связан с глазами. «Если с позвоночником есть проблемы, то они будут и со всем остальным, поэтому давайте сделаем нашу спинку гибкой и прямой», – сказал он.
Немного психологии
В один из первых дней занятий мы изучали «маятник» эмоций: сначала настраивали себя на грусть, затем – на спокойное состояние, а потом – на веселье. Делали это несколько раз, чтобы научиться контролировать эмоции. Мне это очень понравилось – такие навыки нужны и на работе, и в отношениях с людьми.
Я вообще тогда задумалась о том, что наше физическое состояние действительно связано с эмоциями. Когда ты злишься или обижен, ты и чувствуешь себя хуже. Именно поэтому на занятиях в институте самовосстановления нас учили в первую очередь держать уверенную осанку и улыбаться.
В этом помогали и некоторые домашние задания. Например, прийти на курсы другой дорогой и рассказать, что нового ты увидела. Или описать свой идеал молодости и здоровья и стремиться к нему. Последнее было не просто интересным. Оно учило понимать, что никто не сможет тебя вылечить, пока ты сам не станешь этому содействовать.
Вообще, что касается психологии, я открыла здесь для себя много нового. Например, поняла: главное, что мешает мне полноценно жить и быть более здоровой, – это лень. А еще неуверенность в успехе, отсутствие цели, страх.
А теперь о зрении
На третий день мы стали заниматься гимнастикой для глаз. Тратили на нее минут 20–30, не меньше. Начиналась она с простых движений глазами – вверх-вниз, влево-вправо. Каждое мы повторяли 8–10 раз. Затем немного усложняли – влево-вперед-вправо. Мы представляли себе циферблат и вращали глазами сначала по часовой, а затем против часовой стрелки. «Рисовали» глазами восьмерку и знак бесконечности, смотрели на нос, переносицу, межбровье.
Особенно мне нравились упражнения, дающие глазам отдых. Например, нас просили потереть ладони и закрыть ими глаза. А затем закрыть и сами глазки и думать о чем-то приятном. В упражнении «Бабочка» нужно было представить себе это красивое насекомое и подвигать ресницами так же легко, как оно машет крыльями.
После такой релаксации я чувствовала себя отлично и на самом деле лучше видела.
Успехи и проблемы
Результаты появились уже на пятый день занятий – я действительно стала лучше видеть. Работая за компьютером, даже начала снимать очки. Значительно улучшилось и мое настроение – на работу я теперь ходила с радостью, почти не чувствовала усталости.
Однако вскоре дали о себе знать трудности. В первые дни близорукость отступала стремительно, а теперь этот процесс как будто остановился. Особенно тяжело было заниматься дома – это нужно делать в течение тридцати дней после курса. Когда ты одна, гораздо проще отказаться от упражнений из-за лени или усталости. Однажды я чуть это не сделала. Но потом вспомнила, что на курсах нам говорили об «эффекте плато». Поначалу все идет очень хорошо, а затем на время наступает затишье. Главное, в этот момент заниматься – тогда дела снова пойдут в гору.
Так и получилось. Через три недели я заметила, что очками почти не пользуюсь. Удивившись, я решила показаться офтальмологу: мне хотелось услышать научное объяснение того, что со мной произошло.
Врач напомнил мне, что ухудшение зрения было связано с постоянным стрессом и напряжением, которое испытывали мои глаза. А специальная гимнастика помогла снять спазм мышц, вот зрение и улучшилось. Также усилилось и кровоснабжение моих глаз.
Я уверена, что это произошло благодаря тем упражнениям, которые были вроде и не связаны со зрением. Видимо, они помогли укрепить мои сосуды, позвоночник и нервную систему. В общем, решила не забывать о гимнастике и позитивном жизненном настрое – всегда улыбаться и делать упражнения хотя бы 2–3 раза в неделю.