Многие психологические проблемы у детей теперь можно решить при помощи искусства. Как это происходит?
Консультирует психолог, арт-терапевт санкт-петербургского медицинского центра «Гармония» Лилия Николаевна Останина.
– Всем известно, что искусство благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии человека. Но как именно оно помогает психологам в их работе?
– Есть сравнительно новое направление в практической психологии – так называемая арт-терапия. Это лечение посредством творческого самовыражения. Оно доступно даже самым маленьким детям.
– Какие заболевания лечатся с помощью этого метода?
– Речь идет не о заболеваниях – их лечит доктор. Арт-терапевт же помогает разобраться с психологическими проблемами и негативными эмоциями. Например, родители замечают, что их ребенок изменился – он стал раздражительным, капризным, замкнутым или нелюдимым. Это повод для того, чтобы отвести ребенка к психологу.
– Но дети растут, меняется их восприятие мира. Неудивительно, что и поведение также становится другим. Неужели родителям, заметившим перемены, нужно каждый раз записываться к детскому психологу?
– Ребенок – это вполне сформировавшаяся личность. К пяти годам у него уже есть свое представление об окружающем мире, свои стереотипы поведения и жизненные ценности. Поэтому слишком изменчивым поведение ребенка быть не должно. Конечно, он может покапризничать, поплакать или позлиться. Но если малыш надолго остается в таком эмоциональном состоянии, это тревожный сигнал.
Узнать, что именно произошло, что чувствует ребенок и как ему помочь – и есть задача психолога. Если он владеет методиками арт-терапии, то общение будет более продуктивным.
– Что отличает арт-терапию от обычной психотерапии?
– Последняя чаще строится на разговорном жанре. Человек должен рассказать, что он чувствует, что с ним случилось, почему так вышло. Иногда это сложно даже взрослому, не говоря уж о ребенке. Малыш не может четко описать свое эмоциональное состояние. Зато он может нарисовать его, выразить в звуке или игре. Все это и есть основа арт-терапии.
– С какого возраста можно рекомендовать арт-терапию?
– Как только малыш научился говорить, с ним может работать арт-терапевт. Надо общаться.
– Как это делается?
– Детская арт-терапия имеет несколько этапов. Первое – ребенок должен как-то выразить свой конфликт. Главная задача арт-терапевета – визуализировать те переживания, которые скрывает малыш.
Потом наступает очередь второго этапа. Мы проговариваем те проблемы, которые беспокоят ребенка. Для этого применяются различные игровые техники. Играя, малыш осознает то, что его волнует, учится выражать это словами и также познает новые модели поведения.
– Каким образом?
– Представьте, ребенка приводят на занятие, и психолог просит его нарисовать какой-нибудь рисунок. Дана полная свобода действий. Сначала малыш рисует то, что от него ждут. На бумаге появляются солнышко, птички, рыбки, мама, папа. Получается некий стандарт, за который причитается похвала. Именно ее малыш и добивается. Кроме того, он проверяет степень своей свободы – что можно, а что нельзя. Так он осознает, что ругать его ни за что не будут. И он может нарисовать все, что ему захочется. Постепенно начинает выражать на бумаге то, что его беспокоит. Появляются образы, которые можно оценить. Обычно на это уходит 2–4 занятия.
– Как вы видите этот конфликт? Ведь не существует одного рецепта для всех. Нельзя сказать: «Ребенок нарисовал мухомор, значит, у него проблемы в общении со сверстниками»
– Совершенно верно. Язык рисунка – это язык символизма. И точного кода расшифровки никто не знает. Мы можем лишь предполагать. Наши выводы основываются на том, какие краски используются, какие образы создаются, как они соотносятся между собой.
Посмотрите на этот рисунок – малыш нарисовал двух людей, которые стоят лицом друг к другу. Я могу предположить наличие у ребенка какой-то эмоциональной нестабильности. На это указывает отсутствие линии земли – фигурки как бы висят в воздухе. У них нет стоп. У рисунка нет центра, изображение есть только по краям листа. Из этого могу сделать определенные выводы. Подтвердить или опровергнуть их помогут другие методики.
– Какие?
– Например, сказкотерапия. Мы просим ребенка вообразить себя в сказочном дворце и подробно описать его. Таким образом активизируется работа правого – творческого – полушария. Потом мы говорим о том, что в дворце есть костюмерная и что можно выбрать любой понравившийся костюм. Опять-таки дана полная свобода выбора.
Один ребенок выберет амплуа злого волшебника, другой – героя, третий – милиционера. Этот момент очень важен, потому что в психологии существует такой закон: любая спонтанная идентификация себя с кем-то или чем-то – это автопортрет. То есть ребенок проецирует свой внутренний мир на образ. Это тоже помогает психологу разобраться в ситуации.
– Что следует потом?
– Вариантов множество. Например, можно заняться так называемой драмотерапией. Создается театр, в котором каждый ребенок актер. Мы проигрываем какую-нибудь ситуацию. Лучше, чтобы она была экстремальной. Например, мы просим ребят вообразить, что они оказались на необитаемом острове или планете. И смотрим, кто и как будет себя вести. Один попытается стать лидером и отдавать приказания. Другой отойдет в сторонку и скажет, что будет жить один. Третий попытается всех спасти. По этому признаку определяется не только характер ребенка, но и его проблемы.
– С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться?
– Дети очень часто не могут выстроить личностные границы. Отсюда проблемы и с пониманием чужих границ. Эти сложности очень хорошо видны при занятии музыкой. Мы создаем детский оркестр и просим каждого выбрать свой инструмент. Некоторые предпочтут колокольчик, другие – металлические тарелки или губную гармошку. Иногда ребенок понимает, что взял что-то не то, и меняет первоначальный инструмент на другой. Это тоже имеет большое значение.
Потом, когда все довольны выбранным инструментом, начинается концерт. Мы просим детишек играть так, как им нравится, то есть снова работает принцип полной свободы. Психолог внимательно следит за каждым. Если один пытается заглушить всех, то у него явно проблемы с осознанием чужих границ. Если малыш играет робко, тихо и недолго – то следует задуматься о личностных границах. Они не выстроены.
– И чем здесь можно помочь?
– Мы начинаем разговаривать. Спрашиваем, почему ребенок повел себя именно так, а не иначе. Что он при этом чувствовал? Как можно было бы повести себя по-другому? Просим проиграть новый сценарий или опять создаем новый оркестр.
Если речь идет о рисовании, то мы просим ребенка рассказать о своем рисунке. Назвать его, объяснить, что именно он изобразил. Можем спросить, что чувствует персонаж, придумать историю о нем. Все это помогает разобраться в ситуации, а ребенку – понять, что его беспокоит и тревожит. Можем попросить исполнить придуманную им историю, проиграть ее как в театре. Опять-таки используются приемы драмотерапии.
– То есть уже включаются механизмы психологической коррекции?
– Коррекция – не совсем правильное слово. Мы помогаем выявить конфликт, причины его возникновения. А потом справиться с ним при помощи игры.
Проблема, которая проговорена, проиграна и «перемолота», теряет свою остроту. Она уже не доставляет ребенку острых эмоциональных переживаний. Кроме того, у него появляется некий навык, который в дальнейшем помогает справляться с трудностями самостоятельно.
– Вы сказали, что занятия проводятся в группе. Это лучше, чем индивидуальное общение?
– Все зависит от ребенка и его проблемы. Если это какой-то внутренний конфликт, то можно заниматься индивидуально. Если проблемы связаны с процессом социализации, то можно порекомендовать групповую арт-терапию. И здесь очень важна совместная работа. Она учит ребенка взаимодействовать с окружающими людьми.
– Могут ли родители самостоятельно проводить арт-терапию? Или это должен делать только специалист?
– Включение родителей в процесс важно. Ведь все детские проблемы возникают из-за неурядиц в семье. Невозможно работать с детьми, не привлекая к этому мам и пап.
Поэтому мы решили осенью открыть для них специальные курсы. Там будут преподаваться основные приемы арт-терапии. После этого родители смогут самостоятельно решать проблемы своих детей. И свои собственные, разумеется, одно без другого невозможно.