Неупиваемая чаша




В городе Серпухове под Москвой, в Высоцком мужском монастыре есть икона
“Неупиваемая чаша”. По молитвам перед ней исцеляются сотни людей,
страдающих алкоголизмом.


“Я слышу, что некоторые говорят: если бы не было вина, мы не были бы
пьяницами! О, безумные! Люди грешат, а мы презираем дар Божий! Неужели
вино – причина такого зла? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые
злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: “О, если бы не было пьянства!”
А если скажем: лучше не было бы вина, – то можем и далее сказать: лучше
не было бы железа, потому что есть человекоубийцы; лучше бы не было
ночи, потому что есть воры; лучше бы не было света, потому что есть
клеветники. Таким образом ты все, наконец, захочешь истребить. Но ты не
поступай так, потому что это – сатанинский дух. Не презирай вина, но
презирай пьянство”. Эти слова сказаны аж в IV веке от Рождества Христова
великим святым, архиепископом Константинопольским Иоанном Златоустом.
Скорбно, но сегодня их можно повторить почти в каждом доме: беда
пьянства захлестнула Россию.

Но есть в Серпухове чудная икона, по иконографии – одно из самых древних
изображений Божьей Матери – Оранта, по-гречески – молящаяся. Издревле
припадали на Руси к этой иконе, дабы вымолить избавление от страшного
недуга пьянства.
Один отставной солдат в Тульской губернии пил по-черному. Все, что имел,
пропил, остался нищим, у него отнялись ноги, но он пил и пил. Однажды во
сне явился ему грозный старец и приказал идти в город Серпухов в
монастырь и отслужить молебен перед иконой “Неупиваемая Чаша”. Но как
пойдешь? Денег нет, ноги парализованы. Но святой старец явился ему
второй раз, а потом и третий, не просто требовал, пригрозил – иди в
Серпухов. На четвереньках пополз солдат в далекий путь, скрипел зубами
от боли и унижений. Наконец дополз до Серпуховского монастыря. А там
пожимают плечами: не знаем, мол, такой иконы. Потом вспомнили: может,
та, что висит в проходной из храма в ризницу.

Пошли смотреть и на обороте иконы действительно обнаружили надпись
“Неупиваемая Чаша”. Отслужили молебен. И по той дороге, по которой полз
на четвереньках солдат, возвращался он из Серпухова на собственных
ногах, исцелившийся от недуга пьянства. Было это в конце прошлого века.
Но до сих пор в Высоцкий монастырь идут и идут страждущие. Каждое
воскресенье здесь служится молебен с акафистом перед “Неупиваемой
Чашей”, поминаются имена страдающих от винопития.
Вся икона сплошь завешана золотыми кольцами, серьгами, цепочками:
благодарят люди Владычицу за молитвенную помощь. Поехала и я в Серпухов
к “Неупиваемой Чаше” помолиться за одного много лет пьющего
родственника. А в электричке познакомилась с женщиной. Тоже туда. Но не
просить, а благодарить. Развернула салфетку, а в ней золотое колечко с
маленьким рубиновым камушком – Ей, Владычице нашей, за труды.
Оказывается, пил у моей попутчицы, Ольги Степановны Родионовой, муж,
совсем пропадал. Услышала про “Неупиваемую Чашу”, поехать не смогла,
отправила по почте записку с просьбой помолиться о муже. А сама иконочку
такую же купила и молилась. И муж ее запойный, раб Божий Алексей, вдруг
виниться перед ней стал: прости, замучил тебя своим пьянством. Она к
нему в ноги: “Ты, Алеша, себя замучил, давай выбираться из пропасти”.
Вместе в Серпухов поехали, сняли квартиру, неделю жили. Как на работу – в
храм. Исхудал муж от такого непривычного молитвенного труда, и сама
Ольга с ног валилась, а не отступали. Вот уже полгода муж не пьет.
Работать пошел, дети к нему лицом повернулись, а то и знать не хотели.
В монастырском дворе на лавочке сидит бородатый мужчина средних лет.
Фамилию назвать отказался, а рассказать – рассказал. Пил запоями,
несколько раз лежал в больнице, выписывался, напивался снова, уже махнул
на себя рукой, покатился в пропасть, и вдруг увидел во сне Божью Матерь
с простертыми руками. Смотрит с жалостью и тревогой, никто так на него
давно не смотрел, все больше с презрением, брезгливо. Не идет из памяти
сон. В церковную лавку зашел – что за икона такая? А она на него с
календаря православного смотрит. “Неупиваемая Чаша”. Из Серпухова.
Приехал. Батюшка благословил в храме работать. Теперь вот звонарем
подвизается, учился когда-то музыке, пригодилось.

А в другом подмосковном храме работает сторожем нестарый еще человек. У
него ввалившиеся щеки, поредевшие рано волосы – результат бурной,
запойной молодости. Сейчас не пьет. Зашел как-то случайно в храм, ради
любопытства, а в кармане бутылка водки.
– Стою, смотрю, странно как-то, взрослые люди, а поклоны бьют, крестятся.
И вдруг как прожгло – ненавистна стала бутылка в кармане. Вышел за
ограду церковную и вылил ее прямо на дорогу. И – опять в храм, само
собой сказалось: все, больше пить не буду.
Знаю его мать. Когда я спросила, как исцелился ее сын от страшного
недуга, она заплакала:
– Молилась, много молилась перед “Неупиваемой Чашей” в Серпухове. Само
собой сказалось… За этим “само собой” каторжный труд любящей матери.
Многое может молитва. Не в традициях Православной церкви зазывать на
сеансы оздоровления и исцеления от пьянства. Человек должен сам для себя
решить, кого он берет в помощники в борьбе за своего пропадающего
родственника: Божью Матерь с Ее иконой “Неупиваемая Чаша” или колдуна с
грязной душой и сомнительным прошлым.





Наталья ЛАВРОВА