Пилюля из сказки




Что делать, если ребенок стал слишком возбудимым или плаксивым, боится
засыпать в темноте? Психолог дошкольного образовательного учреждения №
1420 г. Москвы Елена БУКРЕЕВА советует родителям заняться
сказкотерапией.


– Что это такое – сказкотерапия?
– Специальный психотерапевтический прием – довольно простой, но очень
эффективный. Он заключается в том, что мама или кто-то из взрослых
рассказывает ребенку сказку, но не из книжки, а специально сочиненную по
тому поводу, который тревожит малыша. Секрет в том, что главный герой
сказки должен обязательно походить на вашего ребенка, в сюжет нужно
включить коллизии, схожие с теми, что он переживает. И, конечно же,
концовка – только положительная, счастливое разрешение всех проблем
героя. Задача сказкотерапии в том, чтобы негативные эмоции ребенка
перевести в позитивные и тем самым избавить его от страхов и тревог.
– Но сочинить сказку – дело не из легких… Не проще ли просто объяснить
ребенку, что его страхи или тревоги – пустяк, на который не стоит
обращать внимание?
– Для родителей, возможно, и проще, но для ребенка – нет. И вот почему.
Решение проблемы, которое вы ему предложите, человек 3 – 5 лет может
попросту не понять – вы наверняка будете излагать его “взрослым” языком.
Или проигнорировать, если малыш не понимает, что поступает неверно. Или
ваш вариант пролетит мимо его ушей – из-за своих переживаний ребенок
может замкнуться, закрыться для окружающих.
Сказка в этом смысле – уникальный инструмент, она позволяет взрослым
общаться с детьми на одном языке. И еще хочу сказать, чем хороши
придуманные таким образом истории. Дети не любят нотаций и порицаний.
Сказка создает для ребенка зону безопасности: она вроде бы о нем, но в
критических поворотах рассказа – о другом герое. Она позволяет малышу
почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что есть
и другие дети, которые испытывают то же самое. Таким способом
преподнесенная информация не проходит мимо ребенка, а напротив – ложится
на его подсознание практически незаметно для него самого, но очень
прочно.

– Как можно понять, что цель достигнута и сказка возымела свое
терапевтическое действие?
– Когда в один прекрасный день ребенок сообщит, что, например, помирился
с другом или понял, что дразниться нехорошо. Или с удивлением
признается, как можно было бояться того, что на самом деле не опасно.
Прекрасно, что заслугу в таких победах он припишет себе – это повысит
его самооценку, уверенность в себе, позволит ему поверить в то, что он
сам сможет справиться со своими трудностями.





СКАЗКА
о трех царевнах, злой колдунье и доброй девочке Мэри,
с помощью которой четырехлетняя Маша перестала бояться трех чудовищ,
поселившихся в ее шкафу.
Примерный вариант сюжета
с ремарками только для родителей.

В некотором царстве в некотором государстве жили-были царь и царица. И
было у них три дочери. Царевны росли девочками шаловливыми и капризными.
(Здесь можно вспомнить все, что вас огорчает в дочери). Однажды своим
плохим поведением они так разозлили старую злую колдунью, что она
превратила их в отвратительных злобных чудовищ. Именно три чудовища
живут в шкафу. Их боялись все жители царства, особенно дети. А
колдунья произнесла такое заклинание: они опять станут девочками и
вернутся к родителям, если найдется хотя бы один ребенок, который их не
испугается и подарит чудовищам по сладкому пирожку с вареньем. Можно,
чтобы печь пирожки помогла мама.

Пирожки нужно положить на тарелочку и поставить ее на ночь возле шкафа.
При этом храбрый ребенок должен произнести волшебные слова. Их следует
придумать самим, – главное, чтобы в них чувствовалась жалость ребенка к
принцессам и желание им помочь. И такой ребенок нашелся. Это была добрая
и храбрая девочка Маша, ей было четыре года и у нее были длинные светлые
волосы. Утром Маша должна обнаружить, что все три пирожка надкусаны. Не
забудьте это сделать, когда ребенок уснет.
Таким образом, девочка поймет, что с принцесс снято заклинание и они
вернулись к родителям. А значит в шкафу больше нет страшных злых
чудовищ. Обсудите с дочкой это событие, порадуйтесь ее победе над
страхами.




ПАМЯТКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СКАЗОЧНИКОВ

1. Узнайте, в чем суть проблемы: поссорился с приятелем, боится чудовища
в шкафу, обиделся на папу, который не поиграл с ним после работы. Для
этого поговорите с ребенком в спокойной обстановке доверительным тоном.
Если не удается вызвать его на откровенность, проведите разведку в
детском саду, в школе, среди других членов семьи или друзей. Сам малыш
об этом знать не должен. Какими бы мелкими вам ни показались причины
детских огорчений, отнеситесь к ним серьезно и с уважением.
2. Не рассчитывайте на то, что ваш собственный вариант выхода их
конфликта подойдет ребенку. Наверняка, вы будете приводить слишком
сложные и непонятные аргументы. Малыш может пропустить их мимо ушей еще
и потому, что поглощен своими проблемами или не понимает, в чем его
ошибка.

3. Приступая к сочинительству, помните: главный герой сказки обязательно
должен быть похож на малыша – возрастом, внешностью и даже именем. Он
должен сталкиваться с теми же проблемами, только в других
обстоятельствах. Все в этой сказке должно быть узнаваемым. По ходу
действия очень важно отмечать положительные стороны героя, хвалить его.


4. Внимательно наблюдайте за реакцией ребенка. Следит ли он за тем, как
герой сказки решает свою проблему – сделайте на этом акцент. Если малыш
заскучал, добавьте эмоций.
5. Не растягивайте сказку на несколько дней. Она должна быть короткой и
обязательно со счастливым финалом.
6. Если малыш на следующий день попросит повторить историю, обязательно
выполните его просьбу. Это значит, что ему нужно обдумать вариант
решения, который выбрал герой. Не торопите его.
7. Для закрепления достигнутого эффекта предложите ребенку нарисовать
главного героя за разными делами, которыми тот занимался по ходу сюжета
сказки. Повесьте эти рисунки над рабочим столом или кроваткой малыша –
они буду напоминать ему о победах, которые он одержал вместе со
сказочным героем.






Вера ВИКТОРОВА