Какие православные таинства помогают восстановлению и укреплению здоровья?
Рассказывает председатель религиозного образования и катехизации Рязанской Епархии, член Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования РФ и Московской Патриархией Русской Православной Церкви священник Сергий Рыбаков.
– Батюшка, с точки зрения Церкви, почему люди болеют?
– Говоря о здоровье человека, следует помнить: на самом главном месте стоит здоровье духовное, оно определяет очень многое. Если человек имеет сильные повреждения в своей душе, то это рано или поздно будет отражено и в телесных болезнях.
– Откуда эти повреждения берутся?
– Дело в том, что природа всего мира, всего рода человеческого, повреждена грехопадением прародителей и неуклонно разрушается. Это проявляется и в биологических системах, в том числе через процессы мутации, которые накапливаются из поколения в поколение. И если бы не было Божественной Благодати, удерживающей мир от хаоса, то человечество совершенно бы разложилось, не осталось бы ни одного здорового человека. Первое таинство, с которым человек входит в лоно Церкви, это Крещение. Через него он присоединяется к Богу, происходит восстановление природы человека. Таинство Крещения дает человеку особую Благодать прощения всех грехов и усыновления Богу.
– Значит, если человека окрестили в детстве, то природа его восстановлена, и он может быть в этом смысле спокоен. А если родители этого не сделали, как быть?
– Принять Крещение можно в любом возрасте. Если крестится взрослый человек – подросток, юноша, девушка, то есть имеется в виду любой сознательный возраст, то тогда он будет омыт от грехов, совершенных им до этого. Но Таинство Крещения не лишает свободы человека. Оно дает силы бороться с грехом, но в той мере, в какой он сам хочет этого.
Чаще всего из-за множества соблазнов, из-за нерешимости человека победить их все борьба продолжается на протяжении всей жизни. И в этой битве неизбежны поражения и духовные раны, которые часто превращаются в болезни телесные.
– Какие поступки человека особенно пагубно сказываются на его душе, а значит и здоровье?
– Это грехи, именуемые смертными, в результате которых душа человека практически умерла, и он не видит Истины, не может отличить добра от зла, хороший поступок от дурного. Это очень страшное состояние, человек кажется живым и здоровым, но о нем в Евангелии мы можем прочитать такую фразу: “Оставь мертвым погребать своих мертвецов”. Часто смертные грехи становятся причиной не только серьезных болезней, но и вырождения рода – Господь пресекает род грешников.
Прежде всего к смертным грехам относится, конечно, убийство, в том числе убийство во чреве. То есть аборт в любом виде – и как операционное вмешательство, и как использование абортивных контрацептивов. Аборт наносит смертельный удар по духу не только самой женщины, но и по ее будущему или уже родившемуся потомству. Мать отказалась выполнять Заповеди Божьи, и в результате она находится в состоянии духовной клинической смерти, и ребенок не получает то, что он должен получать от нее.
Страдает его психика, повреждается дух, и ребенок начинает болеть. Сейчас, как известно, рождается очень много больных детей, и очень часто виной тому аборт. Одному Богу ведомо, кому и сколько иметь детей, каждому он приготовил и пищу, и кров, и одежду.
Второй очень распространенный в наши дни грех, который пагубно сказывается на здоровье самого человека и на его потомстве, – это грех блуда, или прелюбодеяния.
Очень страшно для души обращение к гадалкам, экстрасенсам, биоэнергетикам, чародеям, волхвам, вера в гороскопы и хиромантию. Этот грех настолько велик, что часто ведет к повреждениям психики. А если человек нездоров психически, то какой смысл говорить о его физическом здоровье?
– Что же делать, если грех совершен и раны уже получены?
– Восстанавливать духовное здоровье. Начинать делать это следует с Покаяния, которое приводит к Таинству Исповеди. Это таинство способствует исцелению, потому что все грехи, которые человек содеял и в которых покаялся, прощаются, как бы изымаются Богом из содержания души.
Господь, видя добрые намерения человека и желание исправиться, способствует ему всей Своей Божественной силой. В противном случае медленно, но практически неизбежно, наступают болезни и у самих грешников, и у их детей. Прежде всего, матери следует просить о своем прощении, о том, чтобы Господь изгладил последствия ее смертных грехов, если она их совершила.
– Батюшка, а если человек не по злому умыслу, а просто забыл и не сказал на Исповеди о каких-то своих проступках – они так и останутся непрощенными? И нет надежды получить желанное оздоровление?
– Еще одно очень сильное средство, к которому могут прибегать православные, таинство, призывающее на больного Благодать Божью, исцеляющее немощи душевные и телесные, – это Таинство Соборования, или Елеосвящения. Обычно в храмах оно совершается Великим или Рождественским постом, если же человек серьезно хворает, его можно совершить в любой день по просьбе больного или его родственников.
В этом таинстве в первую очередь прощаются даже те грехи, о которых человек забыл и не покаялся в них на Исповеди. Промысел Божий кому-то дает вспомнить о содеянном, кого-то так прощает – это неведомые для нас вещи, поэтому они и называются таинствами. Часто безнадежно больному человеку Соборование облегчает страдания. Он умирает, но намного легче, с просветленным лицом, без особых мучений. Но немало случаев и чудесных исцелений после Елеосвящения.
Таинство непосредственного приобщения к Божеству – Таинство Евхаристии. Это чудодейственный способ восстановления душевных сил, когда Господь Сам непосредственно действует в душе, духе и теле человека по Его слову: “Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною” (Апок. 3, 20).
– Есть ли таинства, обращаться к которым для поддержания здоровья бессмысленно, у них другое назначение?
– Все таинства церковные прямо и косвенно способствуют очищению и оздоровлению человека. Например, Таинство Венчания. Казалось бы, оно непосредственно не воздействует на здоровье человека, как, например, Соборование. Тем не менее нередко бывает такое, что люди, долго прожившие в невенчанном браке, если заболевают, после венчания выздоравливают.
Потому что Благодать, освящающая брак, очень благотворно влияет на здоровье не только духовное, но и телесное, а также на здоровье будущих поколений. Поэтому ни одно таинство, предложенное в Церкви, не направлено во вред человеку – всегда на пользу. И чем полнее христианин пользуется Благодатью Божьей, тем он более способен к жизни. “Жаждущий пусть приходит, – говорит Господь, – и желающий пусть берет воду жизни даром” (Апок. 22, 17).
Православные таинства
Мария ПОПОВА