Школьная мигрень

Российские педиатры бьют тревогу: более половины детей регулярно беспокоит головная боль. Почему и как уберечь от нее свое чадо?

Консультирует кандидат медицинских наук, врач высшей категории, детский невролог Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии Алексей Игоревич Крапивкин.

– Всегда считалось, что головная боль бывает только у взрослых. Неужели теперь проблема коснулась и детей?

– К сожалению, да. Чаще всего у них встречается так называемая головная боль напряжения. Сегодня она бывает у большинства подростков начиная с 10–11 лет. Основная причина – перегрузки в школе. Плюс большое количество дополнительных занятий и долгое сидение за компьютером.

Сегодня уже норма, что ребенок много времени проводит за уроками. Он вынужден часами находиться в одном и том же положении. От такой позы перенапрягаются мышцы шеи и спины. Кровь начинает плохо циркулировать и не полностью снабжает мозг кислородом.

Проблему усугубляет плохая осанка. Тоже, кстати, плод малоподвижного образа жизни. И головная боль может возникать даже от недолгих занятий.

Недавно у нас на приеме была девочка, у которой такие проблемы начались уже во втором классе. Ребенок до пяти вечера находился в специализированной гимназии. А потом три раза в неделю дополнительно занимался английским языком. В результате учеба серьезно сказалась на здоровье.

– Некоторые родители уверены, что много проблем со здоровьем у детей вызывает мобильный телефон. Влияет ли он каким-то образом на появление головной боли?

– Безусловно. Как во время игр на компьютере, так и при постоянном пользовании мобильным телефоном идет большая нагрузка на глаза ребенка. Мышцы, которые отвечают за приближение и удаление объектов, вынуждены фиксироваться в одном положении. Это часто и вызывает головную боль.

К тому же компьютер и мобильный телефон влияют на развитие ранней близорукости у детей. Она тоже может стать причиной головной боли. Ведь при ухудшении зрения ребенок вынужден постоянно напрягать глазные мышцы. А это вызывает спазмы и неприятные ощущения.

Не стоит забывать и о том, что электронный досуг вытесняет традиционные детские игры, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом. Получается, что отдых для организма ребенка ничем особенно не отличается от учебы. А это ослабляет и без того еще неокрепший организм. Результат – быстрая утомляемость и неспособность переносить нагрузки.

Известно, что дети, которые занимаются спортом, танцами или даже балетом, гораздо лучше учатся и усваивают больше информации. Также у них ниже риск развития еще одной традиционной причины головной боли школьников – вегетососудистой дистонии.

Эта проблема возникает в период бурного роста ребенка. Детский скелет развивается слишком быстро, и сосуды просто за ним не успевают. Они начинают вытягиваться, истончаться и плохо снабжать мозг кислородом.

Если ребенок ведет спортивный образ жизни, у него сильная мышечная масса, которая поддерживает неразвитый скелет и не дает возникнуть таким неприятностям.

Однако от чего подростку никак не уберечься – это от гормональных изменений, связанных с переходным возрастом. Они тоже провоцируют головные боли. Причем чаще всего это проблема возникает у девочек в 13–14 лет.

Женские гормоны, которые начинают вырабатываться в это время, влияют на состояние сосудов. Одни вещества вызывают их спазмы, другие – наоборот, расширение. Из-за этого могут периодически возникать головные боли. И в таких случаях подростку может потребоваться консультация не только невропатолога, но и подросткового гинеколога.

– Одна наша читательница уверена, что у ее дочери голова болит «от нервов». Такое может быть?

– Да. Например, если подросток слишком волнуется из-за неподготовленного домашнего задания или перед контрольной работой. Может усугубить ситуацию и строгий или постоянно придирающийся к ребенку учитель. Катализатором иногда становятся напряженные отношения со сверстниками, когда подростка не принимают в коллективе. В младших классах это связано с трудностями перехода из домашней обстановки или детского сада в школу. А в средних и старших классах сюда добавляются сложности взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Тут важно вовремя заметить причину неприятностей. Тогда никакая врачебная помощь может и не понадобиться. Будет достаточно родительского совета и поддержки.

Но с другой стороны, мамам и папам не стоит становиться слишком сердобольными. Ребенок привыкает к постоянному вниманию и, чуть что не так, может вызывать у себя мнимые головные боли.

Иногда псевдопричину бывает не просто отличить от настоящей. Тем более, что подросток может имитировать плохое самочувствие несознательно. Скажем, ему нужно сидеть весь вечер за домашним заданием, а на улице весна и хорошая погода. Но стоит в этот момент появиться недомоганию, как жалостливые родители тут же отправляют отпрыска гулять. Организм ребенка «запоминает» эту схему и начинает воспроизводить ее постоянно.

– А когда и как часто должны повторяться подобные ситуации, чтобы потребовалась помощь невропатолога?

– Время возникновения головной боли часто зависит от учебы. Обычно ребенка начинают беспокоить неприятные ощущения к концу 3–4-го урока. Особенно если в расписании не было физкультуры.

Также неприятности преимущественно появляются в конце недели, в четверг или пятницу. Тогда как в понедельник, после выходных дней, дети чувствуют себя хорошо. Подростки забывают о проблеме и в период каникул. А в конце четверти или учебного года ситуация может вновь обостриться.

Однако важно уточнить, что такие неприятности иногда затрагивают и малышей. У 40% из них головные боли начинаются уже в старших группах детского сада. Причем определить проблему бывает не так-то просто. Дети жалуются на нарушения зрения, тошноту, неприятные ощущения в животе и очень редко –

собственно на головную боль.

Обращать внимание на тревожные признаки стоит, если они начали проявляться регулярно. В то же время недомогание у ребенка 1–2 раза в неделю не требует серьезного осмотра врача.

 Для начала нужно внимательнее присмотреться к распорядку дня отпрыска. Он должен спать не менее 9 часов в день, вовремя есть и по возможности отдыхать днем. А также хорошо бы принимать контрастный душ перед тем, как лечь в постель.

Просмотр телепередач и игру в компьютер следует сократить до часа-двух в день. А освободившееся время лучше провести на улице, гулять нужно 2–3 часа в день.

Ребенку необходимо правильно организованное рабочее место. Лампу нужно повесить с левой стороны и не слишком низко над столом. А стул подобрать твердый, с прямой спинкой, чтобы позвоночник находился в правильном положении. И не забудьте, что во время занятий чаду не следует сильно наклоняться к учебнику. Расстояние до читаемого текста должно составлять не меньше 30 сантиметров.

– Но если головные боли случаются чаще, как поступать родителям в этом случае?

– Если неприятности возникают два-три раза в неделю, серьезного лечения, скорее всего, не потребуется. Нужно будет отследить загруженность ребенка и его режим дня, а также провести курс физиотерапии, которую подберет специалист. Речь идет о массаже, магнитотерапии или электросне. Они снимут спазм сосудов и улучшат кровоснабжение.

Детям в такой ситуации нужно больше заниматься физическими упражнениями. Они помогут укрепить мышцы спины и шеи и повысить общую выносливость организма.

Не повредит им и прием витаминов – например, группы В. Эти вещества снижают утомляемость ребенка.

Можно посоветовать обратить внимание и на его ежедневный рацион. Растущему организму необходимо достаточное количество белка, а также овощей и фруктов, богатых витаминами.

Если головные боли беспокоят чаще трех раз в неделю, врач назначит специальное обследование. Называется оно транскраниальная доплерография. С его помощью изучают состояние сосудов головы и шеи.

Если обнаружатся какие-то нарушения кровоснабжения, скорее всего, речь идет не просто о головной боли, а о мигрени. Она уже требует приема лекарств и специальных пищевых добавок, которые улучшают обмен веществ.

Екатерина НЕЧАУСОВА