Врачебная ошибка

Что делать, если предоставленная вам медицинская услуга оказалась некачественной?


Консультирует адвокат Российской палаты адвокатов в г. Москве Вячеслав Борисович Паничкин.


“При операции в городской больнице врачи наложили  грубый шов. Обратилась к специалистам – они сказали, что это брак в работе. Как мне быть?”
Клавдия Ш., г. Москва
– К сожалению, автор не сообщает, какого рода операция имела место: косметическая или обычная, плановая или внеплановая, в рамках обязательного страхования или нет. От этого, помимо прочего, зависит, кого привлечь к суду.
В любом суде предусмотрен круг сторон. Это истец, в данном случае автор вопроса, ответчики и третьи лица, как со стороны истца, так и со стороны ответчика. Так вот, ответчиком по этому делу врач-хирург, сделавший операцию, не будет, если только он не является частным предпринимателем – владельцем больницы. Ответчиком же станет сама больница. А если больница муниципальная, то вместе с ней ответчиком может быть и Управление здравоохранения администрации города.
В качестве третьих лиц с вашей стороны следует привлечь территориальный фонд обязательного медицинского страхования и ту страховую медицинскую организацию, с которой был заключен договор обязательного медицинского страхования. Как правило, сведения об этих учреждениях указаны на обычных страховых полисах. Подробности можно узнать и в поликлинике, где вам был выдан этот документ.
Если же лечение оплачивалось и по договору добровольного медицинского страхования, то третьим лицом будет и эта страховая фирма.
Кроме того, третьими лицами, но уже со стороны ответчика, будут конкретные врачи, проводившие операцию. Если суд установит, что вред был причинен врачами виновно, а не в результате так называемого “медицинского случая ятрогении”, то больница сможет потребовать со своих сотрудников возместить ей понесенные расходы.
Реквизиты всех организаций, а также сведения о врачах следует указать в вашем иске.


“В известной московской больнице сделала за большие деньги “пластику” носа. Результат оказался плачевным. Обратилась с иском в ближайший суд. Но судья меня осмеяла, сказала, что дело суду неподсудно. Так ли это?”
Наталья Симкина, г. Тверь
– Вы имеете полное право настаивать на проведении судебного разбирательства все в том же ближайшем суде, так как больница причинила вам вред. Следовательно, дело суду подсудно. А в соответствии с Законом “О защите прав потребителей” вы можете смело подать иск по своему месту жительства. Это вторая возможность. Хотя по общему правилу это дело должно рассматриваться по месту нахождения больницы как юридического лица, то есть в Москве, а не там, где вы живете, – в Твери.
Госпошлину же платить не придется, так как ваш иск – потребительский. А все потребительские иски, согласно тому же закону, от госпошлины освобождены. Впрочем, даже при непотребительском иске госпошлина может быть снижена, отсрочена или рассрочена при учете тяжелого материального положения истца. Если же вы хотите, чтобы вам возместили и моральный ущерб, то госпошлина составит 10 рублей, независимо от затребованной суммы.
Кстати, не забудьте о том, что при цене иска до 50 тысяч рублей следует обращаться к мировому судье, а если больше, то в федеральный суд.


“Проведенная операция дала осложнения  –  пришлось ее дважды повторять. В результате я получила инвалидность. Как доказать, правильно ли была сделана первая операция?”
Светлана Бирюк,
г. Нижний Новгород
– Самый простой и эффективный способ – обратиться в вашу страховую медицинскую организацию, которая выдала свидетельство об обязательном медицинском страховании, с описанием проблем, приложением копий больничных листов, эпикризов, рецептов и заявлением о проведении экспертизы по поводу правильности первой операции. Все документы будут рассмотрены с точки зрения качества оказанной вам медицинской помощи. Если страховщик установит неправильность лечения и проведения операции, то больница будет оштрафована. Ведь в соответствии с Законом “О медицинском страховании граждан” страховая организация имеет право контролировать объем, срок и качество медицинской помощи.
Примерно три четверти суммы штрафа передадут вам, остальное уйдет на расходы страховой компании. Кроме денег вы получите документ, равносильный заключению специалиста, а это очень веское доказательство. С ним можно обратиться в суд, требуя возмещения вреда, не покрытого штрафом, – ежемесячных выплат из-за утраченной трудоспособности и компенсации морального вреда.


“В больнице меня хотя и вылечили, но я столкнулась с невнимательным отношением. Какую моральную компенсацию я могу получить и как это сделать?”
Мария Курцева, г. Рязань
– Такие нормативно-правовые и подзаконные акты есть. Но применить главный из них – Основы законодательства России об охране здоровья граждан – вряд ли получится. Ведь так или иначе медицинскую помощь вам оказали, и вы все же выздоровели.
Возникшую проблему поможет решить уже почти забытое Постановление ВЦИК и СНК РСФСР “О профессиональной работе и правах медицинских работников” от 1924 года, а также ряд документов рекомендательного характера: Этический кодекс Российского врача, Декларация о развитии прав пациентов в Европе, Международный кодекс медицинской этики, Декларация о независимости и профессиональной работе врача, Заявление о халатном отношении врачей к своим обязанностям и Лиссабонская декларация.
Но в нашей юридической практике они, по сути дела,  не используются. Поэтому добиться компенсации моральной, а тем более материальной будет достаточно проблематично.


“Лазерная коррекция зрения не дала положительного результата. Требуется еще одна операция. Можно ли провести ее бесплатно в той же или другой клинике?”
Лариса Седова, г. Санкт-Петербург
– Можно. Врачи не причинили вам вреда, но и не восстановили зрение. Возможно, операция была проведена не слишком удачно. Или же оказанные услуги не соответствуют условиям договора с клиникой, если таковой имеется. В этих случаях пациенты клиники имеют право на получение бесплатных услуг разного рода.
Например, на дополнительное лечение, проведение курса необходимых процедур и повторное лечение. В частности, вы можете потребовать снизить стоимость лазерной коррекции и даже провести ее бесплатно. При этом можно выбрать на свое усмотрение любое медицинское учреждение и даже частнопрактикующего врача. Следующей операции не придется долго ждать. Закон о защите прав потребителей предусматривает и это. Суд обяжет любую клинику провести коррекцию в короткий, четко установленный срок. В противном случае вы получите компенсацию неустойки.
Лазерная коррекция зрения – процедура хотя и безопасная, но еще не до конца изученная. И, как правило, врачи-офтальмологи предупреждают обо всех возможных последствиях и не всем ее рекомендуют. Поэтому доказать допущение каких-то существенных недостатков в лечении будет сложно. Если все же удастся это сделать, то можно добиться расторжения договора с клиникой и возмещения всех убытков.
“В дорогой платной клинике мне была удалена молочная железа. Впоследствии при осмотре в другой клинике врач сказал, что операции можно было избежать. Как компенсировать вред?”
Надежда К., г. Липецк
– Для этого сначала нужно обращаться прямо в суд и требовать компенсации морального вреда. К сожалению, из-за того, что лечение было платным, а не по полису, страховая медицинская компания не сможет помочь.  Это одно из наиболее типичных правонарушений в сфере оказания медицинских услуг.
Необоснованное, без достаточных показаний, лечение привело к неприятным последствиям, в данном случае к невосполнимой утрате органа. Такие изменения во внешности нередко тяжело переносятся морально. Но это может и не повлиять на ход дела. В последнее время судом учитываются только неэстетичные последствия операций на лице.
Но бывают и исключения. Тогда размер компенсации заметно увеличится. Но выиграть это дело будет непросто. Ведь в остальном вреда здоровью как такового не причинено. Да и трудоспособность от такой потери не уменьшается, не наступает инвалидности. Кстати, именно на этом будут настаивать врачи клиники, где была проведена операция.
В гражданском праве, в отличие от уголовного, существует презумпция вины причинителя вреда. Это означает, что медики сами должны доказывать свою невиновность. Хотя без экспертизы качества оказания медицинской помощи тут не обойтись. В ней же важнейший этап – вопросы экспертам. От их правильности во многом зависит результат дела.
Советую задать такие вопросы: правильно и своевременно ли был поставлен диагноз? Являлось ли удаление груди единственным вариантом лечения? Были ли допущены нарушения в методах? Или задать такие: правильно и своевременно ли был поставлен диагноз? Каковы последствия, могут ли они быть устранены и как? Требуются ли в связи с наступившими последствиями дополнительные расходы, например, на санаторно-курортное лечение или на особое питание?
За экспертизу придется заплатить. Но если иск будет удовлетворен, то и эти расходы возместит клиника.

Мария БЛОХИНА