Законы удовольствия

Законы удовольствия

Парадокс: удовольствий в мире становится с каждым днем все больше, а испытывать радость — все труднее. Как научиться наслаждаться тем, что дает нам жизнь? Об этом размышляет над письмами читателей редактор раздела «Психология» нашего журнала психолог Нина Федоровна Русакова (nina_rusakova@mail.ru).

«Вчера была на изумительном концерте классической музыки. Но то, что он был великолепен, я понимаю умом. В душе же ничего не отзывалось. Мысли постоянно убегали то в прошлое, то в будущее. Я думала о каких-то бытовых мелочах. А ведь в юности я плакала над «Лунной сонатой» Бетховена и могла целый день ходить счастливой от строк какого-нибудь стихотворения. Куда все это ушло?»

Марина В., г. Москва


— Мы рождаемся со способностью восхищаться миром. Посмотрите на маленького ребенка: он приходит в восторг от самых обыденных вещей. Но чем старше мы становимся, тем меньше этот мир удивляет и потрясает нас. Заботы, обязательства, необходимость решать какие-то проблемы — это приводит к тому, что мышление забирает всю энергию. На чувства уже не остается ни времени, ни сил. И мы ничего не видим, не слышим, ничто не может вызвать искренний восторг и восхищение.

Как избавиться от этого состояния и снова научиться воспринимать мир чувствами, а не только разумом? Попробуйте какое-то время останавливать себя среди дня и спрашивать: «Что я сейчас чувствую?» Какие ощущения в душе, в теле? Попытайтесь сначала хотя бы на несколько секунд остановить в голове «жвачку», то есть прокручивание в уме мыслей о тех самых бытовых мелочах, которые вам мешали во время концерта. Учитесь сосредотачиваться на одном предмете.

Рассмотрите, например, часы на своей руке так, будто это ценная антикварная вещь. Закройте глаза и вслушайтесь в звуки, которые слышны сейчас. Затем соедините все ощущения в одно: что вы чувствуете, видите, слышите. Постарайтесь добиться провала в это состояние хотя бы на несколько минут.

Если вы будете повторять эти упражнения, то есть надежда, что душа все чаще будет прорываться сквозь диктатуру разума и вы снова обретете способность чувствовать красоту мира.

«В свои 40 лет я окончательно убедилась, что жизнь — паршивая штука. Корысть, предательство, боль — вот три кита, на которых она стоит. Я давно уже не вижу вокруг себя ничего хорошего. Думаю, и другие тоже, только боятся в этом признаться».

Т.К., г. Липецк


— Если бы я была доктором, то произнесла бы их любимую фразу: «О, как все запущено!» Возможно, вам действительно многое пришлось пережить, если вы сделали для себя такой вывод. Когда нас преследуют обиды, разочарования, предательство, душа закрывается, чтобы не чувствовать этой боли. Но замыкаясь в себе, мы теряем и доступ к хорошему. Возникает отчуждение от мира, и все становится серым, скучным, однообразным.

Наша способность получать радость во многом зависит от общего отношения к бытию. Допустим, вы решили для себя, что в целом жизнь прекрасна, хотя в ней есть и тяжелые моменты. Любое подтверждение этой мысли, будь то свежесть морозного утра, смех ребенка, кот, умывающийся в лучах солнца, вызовет волну восхищения.

Если же вы приняли противоположную позицию: «Жизнь — паршивая штука», то вы не только не заметите ее прекрасных моментов — они будут вас раздражать. У некоторых людей красота вызывает агрессию — вспомните хотя бы вандалов, которые портят картины в музеях. Почему они это делают? Потому что совершенство противоречит их представлению о жизни.

Наше отношение к миру не зависит от того, сколько в нем плохого или хорошего. Это — вопрос личного выбора каждого. Но имейте в виду, в психологии есть такой закон: на что мы обращаем внимание, то и увеличивается в нашей жизни. Если вы не хотите, чтобы в ней была лишь корысть, предательство и боль, фиксируйте для себя ее прекрасные моменты. Например, снимайте на мобильный телефон два-три кадра в день, показывающие, что жизнь прекрасна.

«Три года назад я развелась с мужем. Но мне снова хочется создать семью, родить еще одного ребенка. Недавно я встретила мужчину, о котором только могла мечтать. Он пригласил меня в ресторан. Я ждала этого момента и волновалась как школьница. Но когда вновь увидела его, то закомплексовала. Ему, наверное, нужна молодая длинноногая модель, а не я. Весь вечер я смотрела на себя глазами этого человека и видела стареющую, начинающую полнеть женщину, которая навязывается мужчине, зная, что это ее последний шанс».

Татьяна Л., г. Тюмень


— Вот уж верно говорят: ни одному нашему врагу не придет в голову относиться к нам так, как мы порой относимся к себе. Иногда мы делаем все, чтобы наше желание не исполнилось. Фрейд это называл «избеганием удовольствия». Нами как будто движет что-то помимо нас, мы хотим, но не в состоянии вести себя по-другому.

Может быть, все дело в вашем недавнем разводе. Вы не пишете, что предшествовало ему, но, вероятно, ваша жизнь с мужем была довольно тяжелой. И теперь, опасаясь, что ситуация может повториться, подсознательно вы делаете все, чтобы новый брак не состоялся.

Если бы этот человек хотел жениться на молодой длинноногой модели, он бы ее, а не вас пригласил в ресторан. Но не все мужчины выбирают себе дам по принципу, «чтоб все обзавидовались». Некоторые хотят с женщиной комфортной жизни в любви и согласии. Однако даже если бы это первое свидание не привело вас к загсу и маршу Мендельсона, в ресторане вы могли бы просто испытать радость от общения, вкусной еды и непривычной обстановки.

Самый верный способ не получить удовольствия — это бояться не соответствовать чьим-то ожиданиям. Когда на себя смотришь со стороны — сразу закрываются двери для положительных эмоций. Это особенно ярко проявляется в интимных отношениях. Как только начинаешь думать: «А заметил ли он целлюлит у меня на бедрах?» — удовольствие сразу пропадает. Поэтому главное условие для получения радости — оставаться собой. А для этого надо просто переключить внимание с себя, с того, «что он обо мне думает», на человека, с которым вы общаетесь. Представьте, что он прилетел на Землю с далекой планеты и вы с удивлением и восторгом открываете его для себя.

«Прошлым летом первый раз в жизни была за границей — в Турции, в разрекламированном пяти­звездочном отеле. И… не получила никакого удовольствия. Я вспоминала свой домик в деревне, где проводила все отпуска, маленький огород, ивы над чистой прохладной речкой. Но почему мне не понравилось там, где, как уверяют, можно получить «истинное блаженство?»

Инесса О., г. Тула


— Очень хорошо, что у вас есть место, где вы отдыхаете душой — ваш домик в деревне. Мы живем в мире, в котором реклама, СМИ, образ жизни важных персон диктуют нам, где и как мы должны получать «истинное блаженство». Ну, а если вам не нравится мартини на пляже, гамак между двумя пальмами и ночные клубы с запредельно громкой музыкой? Значит, надо найти в себе силы противостоять этому натиску светских «ценностей». И получать радость от того, что вам действительно нравится.

Удовольствие не подчиняется общим законам. Каждый открывает его для себя самостоятельно. Это зависит и от эмоционального склада личности, и от истории жизни. Даже если два человека предпочитают свою дачу любому «берегу турецкому», у каждого из них удовольствие будет своим.

Кому-то нравится выращивать растения. А кому-то — сидеть на крыльце и смотреть на закат. Найти для себя это уникальное удовольствие очень важно для психологического благополучия человека.

«Почему сегодняшнее искусство такое мрачное? Мне «безнадеги» и в жизни хватает. С другой стороны, глупые жизнерадостные фильмы и концерты юмористов тоже вызывают раздражение. Как же сегодня получить удовольствие от искусства?».

Мария С., г. Ставрополь


— У искусства нет задачи приносить удовольствие. Более того, если художник ставит цель — развлечь зрителей, рассмешить, то это не затрагивает в нас глубоких чувств, не приносит удовлетворения.

Да, искусство становится все более мрачным. Но ведь и жизнь делается все сложнее. И художники, как личности тонко чувствующие, это улавливают. Можно ли получить удовольствие от талантливого, но отнюдь не жизнерадостного произведения искусства? Можно, только это требует усилий.

Дело в том, что в каждом из нас масса подавленных, неосознанных страданий, о которых мы даже не подозреваем. А сопереживая героям художественных произведений, мы как бы извлекаем эти чувства наружу. И происходит очищение души. То, что вас тяготило, растворяется, исчезает. Нечто подобное происходит и в психоанализе.

У человека, который не хочет соприкасаться с искусством, потому что оно затрагивает мрачные темы, возможно, есть скрытая депрессия. Пока собственные страдания не осмыслены, не пережиты, он не может впустить в себя чужие переживания.

Задача искусства — делать нас лучше, менять, преображать, развивать. И когда мы чувствуем это, то получаем ни с чем не сравнимое удовольствие.

Нина РУСАКОВА