Жалуйтесь на капустный лист

Права женщин в области охраны здоровья – что мы о них знаем? В течение двух лет некоммерческая организация "СПИДинфосвязь" изучала этот вопрос. Вот конкретные рекомендации, которые вытекают из этого исследования.

Для начала немного статистики. Самое негативное отношение к отечественной медицине ныне испытывает старшее поколение. Пожилые женщины (возраст от 55 до 85 лет) в ходе опроса дали самую критическую оценку и самим услугам и введению платы за них. Многие из опрошенных считают, что качество этих услуг даже при оплате остается прежним. Большинство же высказали мнение, что медицинское обслуживание при оплате только ухудшается. Однако, когда этих женщин спросили, что им прежде всего мешает заботиться о собственном здоровье, почти все ответили: "Недостаток решительности и воли". Особо негативные оценки по поводу медицинских услуг высказали безработные женщины. Они считают, что отсутствие денег является главной причиной, которая мешает им заботиться о собственном здоровье. А вот девушки в возрасте от 14 до 18 лет качество медицинского обслуживания оценивают выше, чем их мамы и бабушки. Как правило, они регулярно посещают районные поликлиники. Охотно воспринимают все рекомендации врачей. Пользуются платными и бесплатными процедурами. И еще! По детской привычке они и в 18-20 лет охотно обращаются за помощью к родственникам, доверяя им не меньше, чем врачам… Итак, выводы: в нашей стране наибольшую активность в заботе о собственном здоровье и поддержании себя в хорошей форме проявляют подростки – 44% опрошенных. Они делают это постоянно. На втором месте – безработные женщины – 28%, на третьем – женщины, испытывающие зависимость от наркотиков, – 20%. Среди пожилых женщин только 12% постоянно заботятся о здоровье. Самой важной причиной, мешающей заботиться о здоровье, почти все участники данного опроса назвали недостаток денежных средств. Что касается использования прав в области охраны здоровья, тут "нарисовалась" особо яркая картина. Опросы показали, что врачи во многих случаях не выполняют свои прямых обязанностей. Многие пациентки столкнулись с невниманием, небрежностью, недоброжелательностью с их стороны. А именно: доктора не считали нужным объяснять больным диагноз, методы и способы лечения, а также действие выписываемых препаратов и побочные эффекты от их применения. Многие из опрошенных высказали сомнение, что врач соблюдает врачебную тайну. Особенно этот страх присущ женщинам, нуждающимся в контрацепции или попадающим в группы риска (ВИЧ-инфекция, венерические заболевания). Опрошенные в большинстве случаев не знали, какие действия им необходимо предпринять, если они не удовлетворены оказанными медицинскими услугами. Так, например, в результате неудачного визита к врачу большинство опрошенных отказывались от повторного посещения данного специалиста в поликлинике по месту жительства. Однако из них мало кто знал, что в данной ситуации можно было обратиться к другому врачу той же поликлиники или даже в другую поликлинику – не по месту жительства. Из нынешних пациенток почти никто не знает, сколько времени врач должен отводить на консультацию. По сложившейся практике оно должно длиться от 20 до 30 минут. Женщины чаще всего критически высказываются в адрес терапевтов. В основном это связано с невниманием и формальным отношением к больным. Большинство пациенток не верит в то, что можно повлиять на нерадивых врачей. И тем не менее мы вам предложим некоторый правовой ликбез в области охраны женского здоровья. Прежде всего, милые женщины, вам нужно знать, что ваши права юридически прописаны и закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Согласно им, мы можем, не стесняясь, подробно расспрашивать доктора о сути заболевания, о методах лечения, о возможном риске, вариантах медицинского вмешательства, их последствиях… Мы имеем права непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей наше здоровье, то есть медицинской картой, выписками из истории болезни, результатами анализов… Можем получать копии этих документов. Врач обязан свято хранить тайну нашего заболевания. А на любое медицинское вмешательство требуется наше добровольное согласие или несогласие. А теперь частично процитируем некоторые интересные статьи Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. "При обращении за медицинской помощью пациент имеет право на: * уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала, * выбор врача, в том числе семейного и лечащего…,
* обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, * проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов, * облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами со средствами, * сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью…, * возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи, * допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав…, * допуск к нему священнослужителя…

Активно пользуйтесь своими правами
А теперь покажем, как соблюдения наших прав выглядят на практике. Примеры взяты из материалов вышеназванного исследования. История первая. "После выписки из роддома у меня было воспаление матки. Температура поднялась выше 40 градусов. Мне вызвали "неотложку". Приехала почему-то врач-педиатр. Даже не подошла ко мне, чтобы провести обследование. Посоветовала приложить капустный лист, на этом ее визит закончился. Пришлось вызывать другую "скорую помощь". Та врач со мной просидела два часа, всю меня осмотрела, объяснила, почему я должна ехать в больницу…" Рекомендации юриста: "Налицо явное нарушение права пациента на получение медицинской помощи, гарантированное ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Пациентка имела право обратиться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения. История вторая. "Я пришла к эндокринологу. Она, бегло осмотрев меня, сказала, что ничего страшного нет, выпишу вам лекарство. Я поинтересовалась, не гормональное ли оно? "Нет-нет, оно такое легкое",- был ответ. Когда же я истратила немалые деньги на его покупку, то из аннотации выяснила, что оно все-таки гормональное. Рекомендация юриста: "В данном случае женщина столкнулась с нарушением прав граждан на информацию о состоянии здоровья. В соответствии со ст. 31 настоящих Основ каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить информацию о состоянии своего здоровья… Лекарствах, которыми его лечат…" На врача, выписавшего "не то" лекарство, могло быть возложено административное взыскание. История третья. "У меня был ужасный опыт общения с терапевтом. Чувствовала себя ужасно, 4 раза ходила к ней на прием. Она говорила: "У вас ничего нет". Отчаявшись, я расплакалась в коридоре, и тогда ко мне подошла зав. отделением. Пригласила в свой кабинет, послушала и срочно направила в стационар, так как у меня было тяжелое двустороннее воспаление легких…" Рекомендация юриста: "Было допущено грубейшее нарушение прав пациента". Был неправильно поставлен диагноз. В соответствии со ст. 30 п. 4 настоящих Основ пациентка имела право обратиться за консультацией других специалистов или попросить провести консилиум. Имела право также подать жалобу руководителю лечебного учреждения". Как видим, прав у нас много, но мы не спешим пользоваться ими. Мало кто из нас осмеливался переспрашивать доктора, что за лекарства он выписывает, как они действуют. Мы не высказываем сомнение, а не вредно ли будет их принимать. А уж пуститься в расспросы по поводу диагноза и вовсе не рискуем. Боимся просить о консилиуме врачей. А зря! Мы на все на это имеем право. От нашей осведомленности, активности и настойчивости зависит наше собственное здоровье и здоровье наших детей. Поэтому, хотим мы того или нет, надо учиться отстаивать свои права.

Светлана БУЛАШОВА