Жертвенность – мера любви

Жертвенность – мера любви

Любовь и милосердие, терпение и сострадание неразрывны с образом русской женщины. Как сохранить в себе высокие чувства, если действительность зачастую толкает в прямо противоположную сторону?

Об этом мы беседуем со священником храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве Андреем Никольским.

— Отец Андрей, понятно, что время возвышенных тургеневских барышень минуло безвозвратно. Однако грустно наблюдать, что в современном обществе мораль и нравственность неуклонно деградируют. Или, может, я сгущаю краски?

— Все времена уходят безвозвратно. Христиане видят в этом мудрость Бога, создавшего мир не способным закоснеть в грехе.

Ныне нам навязывается закон борьбы, а не христианской любви. Однако наша цивилизация — результат сочувствия, а не борьбы. Можно проследить в веках, бывших прежде нас, как в разных странах периоды подъема сменялись упадком.

Если бы написать нравственную историю человечества, она бы раскрыла удивительную взаимосвязь процветания народа с высотой его морали. Ясно продемонстрировала: лишь со Христом любовь и сострадание вошли в мир как основа, на которой только и может быть построена как жизнь отдельного человека и его семьи, так и процветание любого народа и всего человечества.

Нравственность усваивается с молоком матери. Женщина — хозяйка дома, хранительница очага. Своей любовью, лаской, терпением она поддерживает в мужчине лучшее. Любовью воспитывает детей — по своему образу. Однако если общество в болезненном состоянии, то и женские сердца могут зачерстветь. Ведь и она сама — слабейшая, по слову апостола Павла, — нуждается в помощи и любви. Не может жить без милости, без сострадания. Но со-страдать может только тот, кто страдал.

Помните «Кошкин дом»:

Кто знает, как мокра вода,

Как страшен холод лютый,

Тот не оставит никогда

Прохожих без приюта!

— Но почему обязательно страдать? Ведь и понятие успешности — вполне христианское?

— Скорее протестантское. Но и христианство не ставит задачу быть «не успешным». Наоборот — действуй, трудись, решай задачи. Достигай поставленных целей. Только так, чтобы они не заслонили основную. Иначе обманешь сам себя. Надо постараться понять, что такое подлинное счастье и как его можно достигнуть.

А страдаем лишь потому, что не получается не грешить.

— При этом в обществе насаждается эгоизм и лукавство, вокруг столько соблазнов, и женщина прежде всего ориентирована на достижение внешнего успеха. Реально ли противостоять столь агрессивному напору?

— А быть честным всегда было невыгодно. Справедливым — всегда опасно. Добрым — всегда тяжело. Но человек тем и отличается от животного — да простят меня добрые животные — что может понять: телесное благополучие в этом мире — не главное. Можно ли быть счастливым, когда из-за тебя страдают?

Приносит ли эгоизм мир и радость в душу человека? Конечно, можно довести свое сердце до окаменения. Оно не будет чувствовать чужую боль. Но камень никогда не почувствует и счастья. И с этим каменным сердцем надо будет вечером возвращаться в семью?

Противостоять этому можно только сознательно. Понимая, чему противостоишь, прилагая усилия. Смысл христианской жизни именно в противостоянии злобе, недопущении ее в свое сердце. За этим православные и ходят в храм, а совсем не свечки ставить.

— Некоторые заявляют, что для счастья им необходимы только земные блага. Однако так ли уж счастливы те, кто ими обладает, но не стремится к непреходящим духовным ценностям?

— Думаю, людей, видящих счастье лишь в достатке, все-таки немного. Больше тех, кто стремится к сочетанию телесного и душевного богатства, скажем — искусства. Русская классическая литература дала ответ на этот вопрос. Человек чего ни получит — ему все мало. И денег, и зрелищ. А если мало — какое уж тут счастье? Мы такие не случайно. В подобной неограниченности проглядывает образ неограниченности Божьей.

У человека кроме тела и души есть еще дух. Мы, занятые своими заботами, не видим, не чувствуем его. Но если он не мирен, ничто на земле нас не удовлетворит. Мир, покой и счастье — это когда наш дух с Богом, своим Создателем. Так ребенок счастлив земным счастьем, когда он с мамой. Именно поэтому, как ни удивительно, достижение счастья зависит от веры.

— Получается, без веры счастья не достигнуть?

— Уточню: без правильной веры. Без нее невозможно сознательно противостоять злобе, невозможно не допустить ее в свое сердце. Только правильная вера дает правильное понимание Бога, мира и человека. Правильное понимание того, как противостоять злу. А если зло проникло в сердце — в нем нет места счастью.

В наше время без веры практически невозможно даже остаться нормальным человеком — таким, с каким вам приятно и работать, и соседствовать.

— Что необходимо для того, чтобы жизнь не разрушала наше единение с Богом, но способствовала его укреплению?

— Необходима уверенность, что мир создан Богом для того, чтобы мы жили в нем счастливо, то есть в единении с Ним. При правильном «использовании» все в мире служит нашему приближению к Богу. Как это сделать, Господь рассказал в хранимом Церковью откровении о спасении. Вам тяжело, беды и скорби обступили, суета довела до изнеможения? Зайдите в храм. Встаньте перед иконой Богородицы. Посетуйте, поплачьте, попросите Ее помощи — неужели не утешит, не поможет? Подойдите к священнику, просто поговорите, попросите помолиться. За его плечами Господь. Вы увидите, как постепенно умирится и наполнится смыслом и светом ваша жизнь.

— А вам возразят на это — о чем вы говорите, когда сегодня большая часть людей в стране занята элементарным выживанием?! Как я могу поделиться последним, если моя семья едва сводит концы с концами?

— Сначала бы научиться делиться не последним… Как сказал Иоанн Креститель тем, кто его спрашивал, как правильно жить: «Имеющий две одежды, да отдаст неиму­щему».

Жертвенность — так определил меру любви один старец. Самый простой пример. У дочки с мужем беда, а мама ничем не может помочь. Но каждый день после работы она идет не домой, а в храм. Чистит подсвечники, моет полы. И Господь принимает эту жертву, и как-то всё поправляется.

— Люди зачастую подчиняются закону борьбы за место под солнцем, а не христианской любви. Не потому ли, что по-настоящему любить кого-либо, кроме самого себя, очень трудно? И можно ли научиться любви, из разу в раз понуждая себя к этому?

— Проверьте себя по апостолу Павлу: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все терпит». Мы не раздражаемся? Не настаиваем на своем, уступаем? Терпим непонимание хотя бы от самых наших близких людей?

Любить ближних нам, духовно нездоровым, трудно. Как хромому трудно бегать. Даже себя любить мы не умеем. Люди чаще всего ошибаются из-за неправильного понимания себя самих и смысла жизни. Устремляются за сиюминутным благом, лишая себя радости, любви, семьи и самого счастья.

Причем как бутылка в руках пьяницы, так и ступенька карьерной лестницы молодого менеджера, с точки зрения человеческой жизни, равно сиюминутны. Если бы мы сами могли разобраться в том, что для нас хорошо или плохо, Бог не стал бы нам давать заповеди. Ведь заповеди Божии — просто правила счастливой жизни. И учиться любить нам надо глядя в Евангелие.

— Должны ли мы думать о приобщении к вере других или нас должна волновать только собственная участь? Что делать женщине, если ее муж и дети не ходят в церковь, не стремятся к спасению?

Не думать мы не можем, мы же их любим. Человеку естественно делиться счастьем. Именно такой и должна быть основа приобщения: вас должны видеть счастливой и понимать причину счастья — веру вашу.

— Какую из добродетелей, на ваш взгляд, современная женщина должна воспитывать в себе прежде всего?

— Погодите с именами добродетелей. Во-первых, женщина должна воспитывать в себе женщину. Понимаете, почему мы счастливы, что живем в России — у нас же и привычки, и обычаи настояны на православии. А теперь спросим мужчин, какую жену, какую мать своим детям они хотят видеть? Сомневаюсь, что кто-нибудь назовет бизнес-леди, с ней ведь жить, а не работать с 9-ти до 19-ти.

И слава Богу, Церковь молится, и чем труднее времена, тем больше платочков в храмах. И не меркнет в глазах наших женщин свет сострадания, милосердия и любви.

Владимир Киселев