За последний год в супермаркетах и на рынках появились продукты, на упаковке которых стоят значки: «Не содержит ГМО!», «Без сои», «Без консервантов», «Экологичный продукт», «Знак качества». Полезнее ли они, чем обычные? Можно ли доверять такой маркировке или это не более чем рекламный ход?
Консультирует эксперт комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской Думы Вероника Сергеевна Кочетова.
«Не содержит
ГМО!»
Значок появился в июле 2007 года. Действует он только на территории Москвы и Московской области. Увидеть его можно на колбасе, майонезе, лоточках с куриными окорочками.
Такие продукты пользуются популярностью. Это неудивительно, ведь все больше ученых приходят к выводу, что использование генетически-модифицированных технологий в сельском хозяйстве пользы людям не принесет. Именно такое заключение сделала в апреле этого года ООН. Мы к ГМО можем относиться по-разному, но каждый из нас имеет право знать, что же он ест.
Более того, такая маркировка нужна, потому что многие производители попросту не указывают наличие ГМО в составе продуктов. К сожалению, контролирующие органы не проявляют должного рвения, и по оценкам независимых экспертов, около 30% продуктов на московском рынке содержат генетически-модифицированные компоненты без единого слова об этом на этикетке.
Производители при этом, прямо скажем, нарушают закон. Он говорит о том, что, если в продукте содержится больше 0,9% ГМО в компоненте продукта, это должно быть обязательно обозначено.
Впрочем, сама эта норма вызывает вопросы. Получается, что если в продукте 0,8% ГМО на компонент, то ГМО вроде бы и нет. А это, не будем кривить душой, не так.
А вот если на упаковке стоит значок «Не содержит ГМО!», это значит, что в нем не содержится ни одной молекулы генетически-модифицированных организмов.
Чтобы на такую маркировку выдали разрешение, лабораторный анализ должен установить, что продукт абсолютно чист. Затем производителя регулярно проверяют в магазинах на верность единожны данному слову. Если оказывается, что ГМО все-таки используется, производителя вносят в «черный список». С ним можно ознакомиться на сайте Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы.
«Без сои»
Знак можно увидеть на колбасе, пельменях и других мясных полуфабрикатах. По своему смыслу он отчасти дублирует значок «Не содержит ГМО!» – большинство людей в нашей стране уверены, что вся соя генно-модифицированная. Это не так. В качестве заменителя мяса может использоваться самая обыкновенная, «природная» соя. Она, кстати говоря, полезна, потому что содержит полноценный белок и растительные гормоны. Но покупать колбасу с соей действительно не очень хочется. Хотя бы потому, что в этом случае она явно не высшего сорта.
Первый значок «Без сои» появился несколько лет назад. Его ввел в обиход один из россий-ских колбасных комбинатов. За ним потянулись другие. Для производителей такая маркировка в первую очередь маркетинговый ход. Такая наклейка – знак скорее качества, чем пользы для здоровья. Тем не менее покупателю это дает возможность выбирать, что именно он будет есть: более дорогие пельмени без сои или же более дешевые, но с растительной добавкой.
«Экологичный продукт»
Этот знак является своеобразным российским аналогом зарубежного обозначения «Оrganic». Чтобы разрешить производителю поставить его на упаковку товара, собирается специальная комиссия. В ее состав входят представители Роспотребнадзора и Института питания РАМН. Заслужить право на такую маркировку можно, только если продукт выращен и изготовлен без ГМО, химических удобрений, пестицидов, стимуляторов роста, гормонов, антибиотиков. Чтобы подтвердить это, производитель должен собрать множество сертификатов, предоставить массу документов – о сырье, процессе производства и хранения. К тому же продукты с такой маркой проходят многочисленные лабораторные исследования.
Эта маркировка задумывалась как аналог европейского знака «органик». В идеале, «экологичные» продукты являются более полезными для здоровья, чем остальные. В них больше витаминов и минеральных веществ, они более питательны и содержат минимум «химии».
Но гарантировать тот уровень проверок, которые проходят «органик»-продукты за рубежом, в России пока не получается. К тому же у нас законодательно не закреплен сам стандарт «органик» – «экологически чистый продукт». А это дает производителям большое пространство для «творчества». Например, за рубежом предполагается, что экологически чистая еда НЕ содержит ГМО. Российский знак «экологичный продукт» этого не гарантирует.
Еще один вопрос: экологическая чистота в современном ми-ре – понятие условное. В землю могли не вноситься химические удобрения. Но гарантировать, что на нее никогда не выпадал кислотный дождь, невозможно.
Найти знак «Экологичный продукт» можно на упакованных в небольшие контейнеры фруктах, овощах, на некоторых пачках с соком. Европейская маркировка «organic» встречается на некоторых видах растительного масла, мяса, молочных продуктов. Стоят такие товары, как правило, в 2–3 раза дороже обычных, потому что в России их пока не так много.
«Знак качества
ХХI века»
Это обозначение существует дольше всех остальных. Ставится оно, как правило, на оборотной стороне упаковки и напоминает медаль. Медалью по сути и является. «Знак качества» присуждается тому или иному продукту по результатам национального конкурса. Этот знак может быть бронзовым, серебряным, золотым и платиновым. Как и в случае с медалью, тип награды отражает качество продукта. Производитель имеет право печатать этот знак на упаковке в течение двух лет. После этого качество нужно подтверждать снова.
Кому дать разрешение на такую маркировку, решает независимая экспертная комиссия, созданная на базе Российского центра испытаний и сертификации. Заблуждаться не будем: экспертный совет оценивает в первую очередь качество продукта, а не его влияние на здоровье. Впрочем, это взаимосвязанные вещи. Если в продукте обнаружат тяжелые металлы и другие вредные вещества, награду производитель не получит. То же самое произойдет, если продукт имеет неправильную консистенцию, неприятен на вкус или портится раньше положенного срока. А вот входящие в состав консерванты, ароматизаторы или ГМО препятствием для получения «Знака качества» не являются.
«Не содержит консервантов»
С этим знаком разобраться труднее всего. Дело в том, что он не является единым для всех продуктов. На торте он выглядит одним образом, на брынзе – совсем по-другому. И к сожалению, в некоторых случаях напечатать такой знак на упаковке можно без каких-либо проверок.
Иногда рядом с надписью «не содержит консервантов» стоит другая пометка – «живой продукт». Имейте в виду, что это не равнозначные вещи. «Живыми» в нашей стране принято называть те продукты, которые содержат полезные бактерии. В основном, речь здесь идет о кефире, йогуртах, рассольных сырах. Они-то, кстати, вполне могут содержать консерванты.
Так что не стоит думать, что любой продукт со знаком «Не содержит консервантов» является абсолютно натуральным или однозначно полезным. Не следует также считать, что продукты с консервантами всегда вредны.
Если консервантов в продукте все-таки нет, в нем, как правило есть то, что их заменяет. Например, антиокислители, не позволяющие воздуху разрушать продукт. Если антиокислителей нет, значит, во время приготовления продукт подвергался стерилизации. При этом не только погибли все бактерии, но и разрушилась большая часть витаминов.
Более длительного хранения без консервантов можно добиться, добавив в продукт чуть больше соли. Этим обычно грешат производители рассольных сыров. На наше здоровье это влияет далеко не лучшим образом. Поэтому пересоленную брынзу перед употреблением стоит несколько часов вымачивать в молоке.
Что в итоге?
Доверять таким значкам можно, но не всем. С одной стороны, чтобы получить разрешение на использование маркировки, продукт должен пройти соответствующую проверку. Значки являются добровольным делом: производитель сам решает, ставить их на упаковку или нет. Как правило, при этом он уверен в качестве продукта.
Но с другой стороны, в нашей стране пока отсутствует система единой государственной сертификации. Так что бездумно ориентрироваться только на значки не следует. Основная рекомендация – изучать состав продукта. Старайтесь избегать еды с искуственными добавками. не покупать полуфабрикаты и больше готовить самостоятельно.