Безопасные анализы

Безопасные анализы

Людей все больше беспокоят вопросы безопасности во время сдачи анализов. Не заразят ли чем-нибудь? Не перепутают пробирки? Не ошибутся ли в трактовке результатов?

Эти и другие опасения развеивает директор технологического департамента ООО «Независимая лаборатория ИНВИТРО» в столице Елена Анатольевна Кондрашева.

– Первое беспокойство возникает сразу же, как только появляется необходимость сдать анализы. Куда идти и как разобраться, в какой лаборатории люди работают на совесть, а в какой «разводят» на деньги?

– Лабораторий и центров, где принимают анализы, сейчас много. Разобраться в них действительно сложно порой даже специалисту.

Но есть моменты, которые помогают сделать определенные выводы, пока вы только ищете «свою» лабораторию.

Прежде всего, советую обратить внимание на репутацию медицинского учреждения. Плохие новости расходятся довольно быстро – ими пациенты постоянно обмениваются в Интернете. Появляются и негативные отзывы в прессе. Если что не так – информация где-то обязательно просочится.

Следующий момент – рабочий стаж лаборатории. Естественно, что чем дольше существует то или иное учреждение, тем оно надежнее. Дату открытия можно посмотреть на сайте лаборатории. Или узнать по телефону справочной службы.

Теперь о стоимости. Хорошие продукты или услуги  по определению не могут стоить дешево. Для того, чтобы качество лабораторных исследований было на высоте, необходимы высокотехнологичное оборудование и квалифицированные специалисты. Современная лаборатория требует больших вложений.

Учитывайте и другие моменты. Например, нужно ли будет ехать на другой конец города, чтобы сначала сдать анализы, а потом получить результаты? Или есть лаборатория рядом с домом, которая может к тому же и переслать готовые результаты по электронной почте? Придется ли вам отпрашиваться с работы или можно спокойно, без спешки сдать анализы в выходной день? Конечно, тут каждый решает сам, что для него важнее – сэкономить время или деньги. Предварительная информация, в основном, доступна и позволяет сделать выбор еще до визита в то или иное учреждение.

Лабораторное исследование – многоэтапный процесс. И пациент  – активный участник некоторых его этапов. Обращайте внимание на ряд существенных факторов и вы сможете защитить себя от возможных лабораторных ошибок

– Если перепутали пробирки и выдали на руки результаты чужих анализов, разве можно от этого как-то защититься?

– Да, конечно. При оформлении заказа на исследования еще до оплаты ваши персональные данные вводятся в информационную систему. В серьезных лабораториях каждой заявке присваивается уникальный номер. Его наносят на штрихкод и помечают пробирки и прочие контейнеры с биоматериалами.

Еще на стадии оформления заявки убедитесь в том, что ваши данные записали правильно. А затем в процедурном кабинете медсестра обязана в вашем присутствии промаркировать штрихкодом пробирки или контейнеры. Такие меры позволяют избежать возможных ошибок, того самого «перепутывания пробирок».

От вас отчасти зависит и безопасность в отношении инфекций. Это один из самых живучих страхов – не заразят ли меня чем-нибудь? Чтобы не было сомнений, советую еще до взятия крови или иного биоматериала обратить внимание на следующее. Надела ли медсестра при вас одноразовые перчатки и вскрыла  ли набор с одноразовыми инструментами.

Если это не было сделано сразу или же по первому вашему требованию, вы можете просто встать и уйти. Не стоит подвергать себя риску.

– Сейчас много говорят о вакуумных пробирках, которые пришли на смену обычным. Чем они лучше?

– Первое и основное требование к пробиркам и контейнерам – они должны быть одноразовыми.

Крупные лаборатории сейчас действительно пользуются более современными вакуумными контейнерами. Они не соприкасаются с кожей во время укола, а лишь контактируют с иглой.

Но это скорее вопрос правильной трактовки результатов, а не безопасности. Некоторые анализы, например исследование параметров свертывающей системы крови, требуют точного соотношения количества взятой крови и количества антикоагулянта. Если оно нарушено, результат будет неверным. Добиться точного соотношения при помощи обычной пробирки проблематично. В случае же с вакуумной ошибиться практически невозможно.

Поэтому, если есть выбор, лучше отдать предпочтение именно таким современным системам взятия крови.

– Наши читательницы часто спрашивают, почему, сдавая одни и те же анализы в разных лабораториях, они получают разные результаты? Как понять, какие из них правильные?

– Человеку без медицинского образования довольно трудно разобраться в результатах анализов. Поэтому лучше не ломать голову, пытаясь разгадать этот «непонятный набор цифр», а проконсультироваться с лечащим врачом. К слову сказать, некоторые лаборатории сами предоставляют такую услугу. Клиенты могут посоветоваться со специалистом как при выборе необходимых исследований, так и после получения результатов.

При каждом исследовании допускается некоторая погрешность. Например, концентрация билирубина в пробах крови, взятых даже в одно и то же время суток, но в разные дни, может варьировать в пределах 25%. И это считается вполне нормальным. Поэтому, получив на руки свои результаты, вы должны быть готовы к тому, что цифры могут отличаться. Но не выходить за пределы допустимого интервала.

Если результаты исследований из пробы, сданной в один день, в разных лабораториях существенно отличаются, то необходимо запросить у лабораторий подтверждение полученного результата. Каждая из них обязана доказать результаты своих исследований результатами контроля качества –  «внешнего» и внутрилабораторного. «Внешний» контроль качества в нашей стране проводит особая организация – Федеральная система внешней оценки качества. По правилам, каждая лаборатория должна несколько раз в год проходить тестирование и подтверждать свой статус. Это обязательное требование для всех лабораторий.

Некоторые серьезные компании дополнительно принимают участие в международных системах оценки качества. Это большой плюс, так как требования, предъявляемые к качеству лабораторных услуг в других странах, гораздо выше. Информация о системах контроля качества также есть на сайтах лабораторий.

Есть еще одна форма контроля, которая гарантирует качество выполняемых исследований, – так называемый внутрилабораторный контроль. Он должен проводиться ежедневно, чтобы избежать погрешности в измерениях.  Если внутренний контроль проводится реже – раз в несколько дней или даже в месяц, возможны ошибки. Поэтому в такое учреждение лучше не обращаться.

– Наша основная аудитория – это женщины, которые привыкли во всем доходить до самой сути. Поэтому и вопросы задают соответствующие. Один из последних – если кровь в пробирке свернулась и анализ невозможен, кто должен за это отвечать?

– Да, действительно такое случается. Иногда это может быть связано с состоянием пациента или вызвано действием некоторых лекарств. Но чаще причиной являются нарушения во время процедуры взятия крови. Например, медсестра не ослабила жгут на руке, когда кровь стала поступать в пробирку. Или не были соблюдены правила транспортировки и хранения биоматериала.

В таких случаях всю ответственность должна взять на себя лаборатория. Если кровь свернулась и провести исследование нельзя, клиенту должна предоставляться возможность бесплатно выполнить повторные исследования. Или возвращаются деньги.

– А если все-таки произошел конфликт с лабораторией, куда следует обращаться за помощью?

– Если вы получили на руки неожиданные для вас результаты, обратитесь в лабораторию. Только сделайте это как можно быстрее – пробирки с кровью хранятся в среднем семь дней. В лаборатории смогут повторить исследование из того же биоматериала. Это важно. Для некоторых исследований, например для определения концентрации гормонов, даже день-два имеют существенное значение. И результаты исследований из нового образца биоматериала могут значительно отличаться.

Если все же ошибка произошла, то, как правило, учреждения охотно идут на мирное решение конфликта. Некоторые лаборатории даже готовы «искупить» свои ошибки бонусами. Например, предоставить клиенту право некоторое время обслуживаться бесплатно. Или за свой счет провести повторное обследование.

Если же договориться не удалось, обращайтесь в Роспотребнадзор. Именно эта организация в нашей стране контролирует качество оказания услуг населению. И она уже будет разбираться с вашей проблемой. Лаборатория же со своей стороны обязана будет предоставить объективные доказательства своих результатов.  

Но это – крайняя мера. В большинстве случаев все возникшие проблемы решаются на уровне руководства лаборатории. И чаще всего в пользу клиента.

Варвара БОЯРСКАЯ