Драчливая кукла




Многие дети, отправляясь в школу, переживают серьезные стрессы. Как
можно заранее подготовить ребенка к школе, чтобы его адаптация прошла
легче, рассказывает детский психолог московской гимназии “Развитие”
Елена Владленовна ЕРМАКОВА.

– Каким детям будет тяжелее всего в первом классе?
– Домашним, то есть тем, которые не были в детском саду или в другом детском коллективе до того, как переступили порог школы. Речь идет о детях, растущих в семье, может быть, болезненных, которых очень берегут. Родители считают, что им лучше быть как можно дольше в изоляции, постоянно опекают их. Оказавшись в школе, такие ребята будут фактически в первый раз оторваны от мамы или бабушки. К тому же окажутся в абсолютно незнакомой ситуации. Домашние дети обычно бывают очень обидчивы. Не зная правил коллективного взаимодействия, они просто не смогут общаться с детьми. Самое трудное для них – обязательное подчинение правилам. Ребенок рос дома, делал, что хотел, а здесь новые запреты. И это выбивает из колеи.
– Как же подготовить к трудностям в школе?
– Все знают, что ребенка к школе надо готовить интеллектуально, но редко кто задумывается, что не менее обязательно и развитие навыков общения. Для этого малышу нужно предоставить максимум самостоятельности. Начните с того, что иногда отпускайте гулять во дворе одного. Поручите выполнять какие-то несложные обязанности по дому.
Детям, растущим под усиленной опекой родителей, трудно утвердить себя в коллективе. Они не умеют играть, уступать, ладить с детьми. Особенно если это единственный ребенок, который находится дома постоянно один на один со взрослым. Я бы посоветовала обязательно водить ребенка на занятия в прогимназию. Тогда малыш, кроме подготовки к школе, приучится к детскому коллективу, к организованности учебного процесса.
Хорошо, чтобы дети поиграли в школу дома с мамой или со старшими детьми. Повесьте доску на стену, достаньте ручки, тетрадки. Застенчивому от природы ребенку полезно побыть в роли учителя. Можно взять куклы и проиграть с ними ситуации, которые могут произойти в школе. Так вы подготовите ребенка к школе морально. Ведь он еще не знает, как вести себя, если ругает учитель, или когда кто-то ударил, например.
– Что посоветовать ребенку, если его обидели?
– Можно предложить разные варианты. Показать, как разные куклы реагируют на одну и ту же ситуацию. Куклу обидели, и одна плачет, другая хочет выяснить, в чем дело, за что ее ударили, а третья сама лезет с кулаками без конца, такая драчливая. При этом надо спросить: “А тебе какая кукла больше нравится?”.
– А если ребенок выбирает вариант дать сдачи?
– Конечно, мальчик должен уметь постоять за себя. Но при этом объясните ему, что первым не годится нападать.
– Стресс, который ребенок начнет испытывать от общения со сверстниками, может вредно сказаться на его развитии?
– Да, многие дети на трудности могут реагировать регрессом в развитии. То есть происходит своеобразный шаг назад.
Но происходит это не от общения со сверстниками, а оттого, что родители очень нацелены на успех и все время поучают: “Ты уже ученик, ты должен вести себя как взрослый”. А малыш вдруг требует игрушку и сказку на ночь. Он хочет, чтобы мама взяла его на руки и погладила. Дети больше плачут, капризничают. Такое поведение – это нормальная реакция ребенка на трудности, которые он не может пока преодолеть. Согласитесь, и нам ведь в какой-то трудный момент хочется к маме. Мы просто гасим в себе это чувство.
У детей приспособительные возможности намного меньше, чем нужно для преодоления стресса, и поэтому они чаще дают регрессивную реакцию. Она может стать причиной энуреза, или ночного недержания мочи, гастрита. Гастрит – это психосоматическая проблема, реакция организма на стрессовую ситуацию. Поэтому мы советуем родителям быть помягче. Не нажимать, не настраивать ребенка только на положительные оценки. Должно пройти определенное время для адаптации. Я советую родителям не муссировать проблемы с обучением, не быть слишком навязчивыми. Вы сами пытаетесь прожить жизнь за ребенка, и это осложняет его привыкание к ситуации.
Проблема в том, что родители часто ждут сразу какого-то желаемого для них результата. А так не всегда бывает. Адаптация проходит минимум три месяца. У многих она затягивается на полгода, и это тоже нормально. Бывают у детей и капризы, и трудности в обучении, и, наоборот, кратковременные подъемы. Надо относиться к этому с терпением и пониманием.
– Как быть, если ребенок не любит писать палочки – первое, чем начинают заниматься в прогимназии?
– Да, это кропотливое, монотонное дело, требующее усидчивости и терпения, которых многим детям не хватает. Но у ребенка могут быть при этом и чисто объективные трудности, которые может выявить только нейропсихолог. Если, например, ребенок допускает ошибки при письме, пропускает буквы, не дописывает слова или, наоборот, добавляет лишние элементы, то тут может иметь место какое-то мозговое нарушение. То есть, дело не в школьном стрессе.
Если малыш плохо ориентируется в пространстве, путает низ и верх, часто пишет буквы и цифры зеркально, и эта привычка долго не проходит, а кроме того, он не способен сосредоточиться даже на 15 минут, это тревожный сигнал. Если ребенок пишет, помогая при этом себе и ногой, и языком, это тоже должно насторожить. На эти ненужные движения тратится огромная энергия, и, чтобы их сбалансировать, нужны занятия по психомоторной коррекции. Родителям надо обязательно проконсультироваться у нейропсихолога. Такие ошибки никаким многократным переписыванием упражнений не исправишь. Это корректируется специальными методами.
Причина сложностей с написанием слов может крыться и в логопедии. Если есть трудности в произношении, то всегда будут и ошибки при письме. Как ребенок слышит, так и пишет. Это надо постараться скорректировать в дошкольном возрасте.
Я бы посоветовала мамам до школы сходить к нейропсихологу, чтобы проверить соответствие ребенка возрастным нормативам дошкольника.
– Что делать маме, когда она видит, что ребенок пишет или читает хуже, чем его сверстники?
– В любом случае надо ребенка поддержать, даже если она видит, что написано не очень красиво. Говорить примерно следующее: “Вот здесь у тебя сегодня получилось лучше, чем вчера”. То есть, сравнить его с самим собой. Не обязательно раздаривать похвалы направо и налево, но от негативных оценок надо стараться воздерживаться.
Иногда бывает так. Мама пришла с работы уставшая, у нее есть свои проблемы, и ей хочется, чтобы все сложности быстро разрешились, все палочки были написаны аккуратно, а портфель собран. Но это бывает не всегда. Поэтому надо сначала собраться самой. А к ребенку подходить уже после отдыха, с настроем: “Я тебе помогу, если что. Ты молодец, вот это у тебя получается, в общем-то, неплохо. Если ты постараешься, у тебя получится лучше”. Надо все время вселять веру в него, и тогда обязательно будет положительный результат.
– Как выбрать школу для ребенка, на что надо ориентироваться?
– Часто родители идут по принципу переоценки возможностей. Они пытаются как можно больше загрузить ребенка интеллектуально. Усложненная математика, минимум два языка, и так далее. При этом не учитываются конкретные возможности. Я думаю, сначала надо обратится к специалистам, которые помогут понять уровень развития ребенка, выяснить, на что он способен. Сегодня существует много разных программ. Важно выбрать ту, что подходит вашему малышу.
– Чем может грозить ситуация, когда мама, идя на поводу у своих амбиций, отдает ребенка в сильную школу?
– У нас был в гимназии мальчик, мама которого хотела, чтобы он учился именно здесь. Он постоянно получал двойки по русскому языку, потому что объем восприятия информации этого ребенка был очень сужен, а гимназия предполагает солидную нагрузку. Хочешь – не хочешь, надо усваивать. У него была низкая скорость чтения, повышенная утомляемость, на уроках он просто засыпал, не выдерживая нагрузки. Он чувствовал себя изгоем в коллективе. Дети, как бы то ни было, оценивают друг друга по учебе.
А маме нашего мальчика казалось, что она с ним не дорабатывает. Хотя ее усилия не давали результата. Но все-таки удалось ее убедить, что программа этой школы не для ее сына. Он перешел в обычный класс, и все изменилось. Он стал очень хорошо себя чувствовать, лучше учиться. Не сомневаюсь, что через несколько лет он догонит своих сверстников.
– Но мамы-то думают о будущем детей, поэтому и тянут их изо всех сил, стараются вложить в них как можно больше.
– Таких бывает трудно убедить учитывать особенности детей. Многие все равно предпочитают делать по-своему. Оставляют слабых детей в сильных школах. В таких случаях мы советуем все время помогать ребенку, не бросать его один на один с его проблемами. Надо подходить к ребенку индивидуально, обязательно следить за его здоровьем и не требовать сразу больших результатов.

Ульяна ПУГАЧЕВА