Эмоциональные войны

Эмоциональные войны

Сегодня мы все опутаны видимыми и невидимыми информационными нитями. Они методично и чаще всего неблагоприятно воздействуют на нашу подкорку. Как от них уберечься? Рассказывает кандидат технических наук, специалист по информационным войнам, московский писатель Дмитрий Юрьевич Терехов.

— Что такое информационная война и чем она опасна?

— Это некое сверхоружие. В сравнении с ядерным это равносильно тому, как если бы вы взяли в руки дубину, а я — автомат Калашникова. Ядерное оружие может все уничтожить, испепелить, но методы защиты от него есть. Можно, допустим, спрятаться в бункер в гибралтарской скале. А как спрячешься от самого себя?

Случай с информационными войнами именно такой. Ведь если я сумею кому-то внушить, что его жизнь бессмысленна, то ни гибралтарская крепость-скала, ни взвод ОМОНа, ни танки с ракетами его не защитят. Информационная война способна переделать мозг человека и поменять поведение на противное его природе.

— Каким же образом? Человек ведь себе не враг, тем более женщина, у которой обостренный инстинкт самосохранения, развиты интуиция, чутье…

— Особенность информационных войн в том, что все делается очень изощренно. Так, чтобы внушаемая идея казалась чрезвычайно выгодной, полезной и вы использовали ее с энтузиазмом. Причем переориентировать можно не только отдельного индивидуума или фирму, но и целую страну, посеяв в обществе разрушительные семена.

Яркий пример тому — ликвидация СССР. На наших глазах гигантская супердержава с невиданными природными ресурсами, мощным промышленным потенциалом вдруг начала уничтожать сама себя. И практически в одночасье распалась. Разрушали мы, заметьте, собственную промышленность, оборонный комплекс, идеологию с восторгом и каким-то даже наслаждением.

Кто в большей степени подвержен информационному воздействию — мужчины или женщины — таких сведений у меня нет. Действительно, женская интуиция сильна, но при этом женщины — натуры эмоциональные, а вся информационная война построена на эмоциях. Ее конек — возбуждение эмоций и минимизация разума. Поэтому, на мой взгляд, женщины, на чьих чувствах играть легче, более уязвимы для зомбирующего воздействия. Причем как в политике, так и в коммерции.

— Вы упомянули СССР, а там разве мозги «не промывали» и не обрабатывали народ?

— Там была пропаганда, которая обращается к разуму человека, его сознанию. Вы видите плакат: «КПСС — самая справедливая партия в мире!» или «Голосуй за блок коммунистов и беспартийных!» и в соответствии со своими интересами смекаете, подходит вам это или нет, и выбираете линию поведения. В наше с вами время информационной массированной атаке подвергается подсознание. И задача в том, чтобы человек не понял и не заметил этого.

— Как конкретно это делается?

— Информационная война умеет маскироваться. Ее коварство сродни рыбной ловле, когда рыба думает, что заглатывает вовсе не крючок, а вкусного жирного червяка.

Так и информационная начинка может быть вложена во что угодно: спортивный репортаж, эссе о музыке, рецензию на новый фильм или даже заметку о ремонте моста. Вас просто утонченно обманывают.

Зароняют в вашу голову мысль, но так, что вы думаете, что она вам самому пришла в голову, и манипулируют вами. Причем всплыть из вашего подсознания мысль должна в нужный момент: сегодня ее подкинули, а «осенить» вас может через полгода, когда вы уже напрочь забыли о прочитанной статье или услышанной или увиденной передаче. Когда человек считает, что додумался до чего-то самостоятельно — это самый надежный способ воздействия.

— Как с этим бороться?

— Сложно. Строго говоря, 90 процентов населения не способны противостоять информационной войне в принципе. Нормальный же человек никогда не будет штудировать учебники по информационной войне, чтобы разобраться в ее методиках и приёмах. Проводились также любопытные эксперименты по проверке пределов внушаемости. Группе людей показывали черный квадрат, спрашивая, что изображено. При этом несколько подсадных испытуемых как молитву твердили: «На рисунке красный круг».

И вот, представьте, вполне нормальные, здоровые люди, сперва рьяно возмущавшиеся таким ответом, через какое-то время начинали сомневаться, а потом робко произносили: «Да, вероятно, я заблуждался, это и правда красный круг…». Такой парадокс.

Сопротивляться психологическому прессингу, тем более не лобовому, а тщательно продуманному и грамотно выстроенному, крайне тяжело. Внушить можно все, вплоть до того, что твоя мать — тебе лютый враг, и прочие глупости. Такими способами изменяются самые сокровенные установки, заставляющие человека пересмотреть главные жизненные принципы. И тогда люди, глядя в окно на нескончаемый поток дорогущих иномарок, начинают говорить что-то типа: «Куда мир катится? Все скоро с голода умрем…».

— И как защитить себя?

— Единственное средство — понимать механизм, приемы и методы, с помощью которых вас зомбируют, как работает эта система. Это трудно.

Особенно, если учесть, что аналитическими способностями обладают не все, а, прямо скажем, подавляющее меньшинство из нас. В серии авторских программ на «Народном радио» я пытаюсь этому научить. Кто слушает и слышит, включив внимание, сможет разобраться.

К примеру, рекламирующая определенные услуги фирма очень любит размещать зомбирующие закладки в развлекательных форумах и создает специальные компьютерные игры для этого. У человека, пришедшего поиграть в интернет, вряд ли возникнет мысль, что он в это время получает порцию информационной накачки. А так как определенная начинка на самом деле имеет место, то она его цепляет. Происходит это скрытым образом.

Если, подвергаясь лобовой пропаганде, вы это видите и чувствуете, то скрытое воздействие не так-то легко распознать. В этом главное отличие.

— Почему так скупо просвещают нас о столь массированной атаке на общество?

— В России информационная война традиционно недооценивалась. В ходе ещё Первой мировой войны, когда мир оснастился более продвинутыми СМИ, во всех армиях за рубежом появились соответствующие подразделения. У нас же по сей день система информационного противодействия отсутствует и информационные угрозы никто не предупреждает и не отслеживает.

А угрозы эти колоссальные. Крылатую ракету, запущенную к нам, можно сбить или дать ответный удар. Здесь же перепрограммируются умы миллионов.

— Приведите, пожалуйста, наиболее яркие примеры из повседневной жизни.

— Сейчас с помощью информационного воздействия уничтожают нашу гражданскую авиацию и автопром. Притом, что в своем ценовом классе отечественные машины не имеют конкурентов и ни одна мировая компания не выпускает автомобиль со всеми основными опциями за 5 тысяч долларов.

Или возьмите фармацевтику. Помните фразу Жванецкого: «Лечиться даром — даром лечиться…». Не знаю, с нее или раньше началась мощнейшая кампания давления на рынок лекарств и медицины в целом. Людей стали убеждать, что платное здравоохранение лучше, чем бесплатное. Дескать, если заплатил деньги, то тебя уж полечат. Что в действительности далеко не так. В чем все мы быстро убедились на собственном опыте.

С не меньшей энергией массированно вбивался в нас и тезис о том, что импортные препараты намного эффективнее отечественных, которые якобы не просто ничего не лечат, а еще и вред наносят. Сейчас потребитель понимает, что это не совсем соответствует действительности. Но дело было сделано: зайдите в аптеку — 80 процентов импортных лекарств, 20 — российских. Наше медпроизводство загнулось.

А вспомните, как рьяно в 90-х все кинулись на привозные продукты питания. Все, что в импортных консервных банках — это предел мечтаний. Наше надо выкинуть на помойку. Так ли это? А целые отрасли разрушены.

— Противоядие затуманиванию мозгов есть?

— У каждого из нас имеются внутренние барьеры, предохраняющие мозг от резких скачков. Но при целенаправленном расшатывании они могут сломаться, дать сбой. Плюс стадный инстинкт. Но как только по каким-то неуловимым нюансам вы вдруг осознаете, что вас оболванивают, все чары мгновенно спадают. Моя книга об информационных войнах так и называется «Дурят народ!».

— Ваш прогноз? Информационные войны будут нарастать?

— Несомненно. Захватывать информационные битвы будут все без исключения сферы бытия, и мы обречены в этом круговороте жить и подвергаться его влиянию. Нам будут навязывать не просто нездоровые, а вредные модели поведения. Вспомните ЕГЭ, внедрение ювенальной юстиции, пропаганду всяких извращенцев. То, что испокон веков считалось грехом, сейчас пытаются ввести в норму.

Цивилизация, построенная на извлечении прибыли из всего и вся, по сути своей порочна. Мир погубит выгода. Ведь во имя чего сжигаются ресурсы человечества? Ради процветания нескольких международных мегакорпораций. Нас заставляют приобретать совершенно ненужные товары, искусственно формируют потребности. Помните, несколько лет назад всех соблазняли карманной игрушкой тамагочи.

Аналогично формируется спрос в любой области — от «пежо» и айподов до шампуней и туши для ресниц.

Чтобы не стать жертвой такой тотальной коммерциализации, советую вашим читательницам воспитывать в себе культуру потребления и иметь собственный, просвещенный, отличный от всех взгляд на мир.

Татьяна Лазаревская