Как выжить в коллективе?

<!– /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"GaramondNarrowC Bold"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:"HeliosCond Bold"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:"PragmaticaC PT Pragmatica Mediu"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:"PragmaticaC Bold"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:HeliosCondBlack; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} p.NoParagraphStyle, li.NoParagraphStyle, div.NoParagraphStyle {mso-style-name:"[No Paragraph Style]"; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; line-height:120%; mso-pagination:widow-orphan; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; color:black; mso-ansi-language:EN-US;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} –>

Для успешной карьеры талант ладить с людьми не менее важен, чем профессионализм. Как правильно выстраивать межличностные отношения в коллективе? Какого стиля общения придерживаться на работе? Как разрешать возникающие конфликты?

 

 

 

Консультирует московский психолог, бизнес-тренер Елена Вячеславовна Хачиян.

 

 

 

– Говорят, что у нас никогда не бывает второго шанса произвести первое впечатление. Какие самые распространенные ошибки делают люди в первые дни работы на новом месте?

 

– Выход на новую работу чаще всего стрессовая ситуация для многих. Человек напряжен, никого не знает, чувствует себя неуютно. Ему хочется быстрее стать своим. Одна из самых распространенных ошибок – человек начинает себя презентовать: его очень много, он очень громкий, он хочет внимания. Он пытается произвести впечатление так же, как на собеседовании. Вторая грубая ошибка –

он начинает критиковать какие-то вещи, не разобравшись в культуре и ценностях компании.

 

Здесь полезно взглянуть на себя глазами старых сотрудников компании. Новый человек в коллективе – всегда некое инородное тело. Люди присматриваются – кто это? можно ли с ним жить? Когда это «инородное тело», которое и так вызывает дискомфорт, начинает проявлять активность, самоутверждаться: «Ой, а что это у вас? Как это странно! А вот у нас было так…» – это вызывает отторжение. Можно вызвать неприязнь к себе, покритиковав какую-то вещичку на столе коллеги или просто манерой громко и долго говорить по телефону.

 

Еще одна распространенная ошибка – человек стремится быстрее завязать дружеские отношения, начинает откровенничать, много рассказывать о себе того, что не относится к рабочим моментам. В итоге вместо симпатии и дружеского отношения он вызывает у окружающих чувство неприязни.

 

– Как правильно себя вести на новом месте работы?

 

– Правильно – больше слушать, смотреть, задавать вопросы по делу или на нейтральные темы. Не спешить устанавливать близкие контакты, не противопоставлять себя коллективу. Аккуратно относиться к пространству, в котором живут окружающие. Постараться почувствовать их ценности, интересы, систему личных отношений.

 

Ваша задача в том, чтобы слияние с коллективом произошло как можно более плавно, а не быстро. Куда торопиться-то? Оглядитесь, какая реальная обстановка царит в офисе. Кто неформальный лидер? Кто с кем дружит? Какие существуют группировки? Старайтесь хорошо работать, но не спешите сразу проявлять инициативу, вносить новые предложения. Нужно найти меру активности и занятости, меру серьезности и эмоциональности, чтобы не раздражать окружающих. Не держитесь холодно, но и не ходите «душа нараспашку». В общем, полезно первое время больше молчать и слушать.

 

– Что делать, если человек стал жертвой мобинга, травли?

 

– Проявление мобинга может быть легким и безболезненным. Ведь любой коллектив – это здоровая, в меру агрессивная жизненная среда, которая состоит из «старичков» и «новичков». Первые иногда проверяют на прочность вторых. Ваша главная задача – быть полезным сотрудником для компании. В ситуации «притирки» не теряйте самообладания, разряжайте ситуацию доброй шуткой, улыбайтесь, оставайтесь приветливой. Вы и не заметите, как закончится стадия адаптации

и вы быстро станете «своим человеком» в коллективе.

 

Если мобинг более серьезный, ваша задача понять, в чем состоит ваша грубая ошибка. Подумайте, что можно исправить в ваших отношениях с коллегами. Иногда необходимо признать свою вину, изменить стиль поведения. Не теряйте самообладания. Излучайте внутреннее спокойствие и уверенность в себе. Можно обратиться за помощью к симпатизирующему вам коллеге.

 

Есть коллективы, где корпоративная культура такова, что жесткая конкуренция, агрессивная среда «взращиваются» специально. В этом случае относитесь к ситуации мобинга как к тренажеру. Это способ потренировать мозги, вашу способность к адаптации и стрессоустойчивость. В целом, ваша задача как можно быстрее понять, в чем дело – в вас, ваших коллегах или общей атмосфере компании? И сделать выводы.

 

– Как себя вести, если на нового сотрудника «вешают всех собак»?

 

– Трудно бывает качать права, когда вы новичок. Поэтому надо договариваться «на берегу» о том, что входит в круг ваших обязанностей. Если работа, которую вас просят сделать, не входит в круг ваших должностных обязанностей, не стесняйтесь задавать конкретный вопрос: «А почему я должен это сделать?» Если вы не новичок, то всегда полезно четко знать свои должностные обязанности, распорядок рабочего дня.

 

Можно и нужно не отказывать коллеге резко, а говорить: «Вот смотри, мне надо сделать это и это. Например, написать отчет, сделать звонки. Я планирую на это потратить два часа. Если сделаю это за полтора часа, то полчаса смогу потратить на то, о чем ты меня просишь».

 

Нужно владеть техникой «элегантного отказа»: я готов тебе помочь, но у меня есть мои текущие дела. Важно понимать, что если вы будете безотказным –

один раз согласитесь сделать работу коллеги, второй раз согласитесь, в итоге это будет восприниматься окружающими как норма. Но в то же время никогда не бойтесь «переломиться». Всегда старайтесь, если есть возможность, помочь. Доброжелательные коллеги производят лучшее впечатление, чем люди, работающие «от и до». Но эту грань между помощью и отказом надо чувствовать.

 

– Иногда наше существование в коллективе отравляют сплетни. Как к этому относиться?

 

– Коллеги всегда делятся информацией об окружающих друг с другом. Сплетни имеют место во всех коллективах. Если выяснять отношения, разбираться, кто про кого что сказал – значит, на это есть время и силы. Мудрая позиция – «пусть говорят» и стараться самому этого не делать – не слушать, не распространять, не участвовать. Если кто-то из «доброжелателей» вам передал про вас какую-то сплетню, можно сказать: «Знаешь, мне совершенно не интересно, что этот человек говорил про меня». Если вы не будете участвовать в сплетнях, рано или поздно от вас тоже отстанут с такой «полезной» информацией. Живите по принципу: «На каждый роток не накинешь платок».

 

Есть, кстати, люди, которым доставляет удовольствие передавать окружающим неприятные отзывы. Они что-то скажут и наблюдают за вашей реакцией. Их забавляет, что вы сердитесь, раздражаетесь. Умейте пресекать такие манипуляции.

 

– Очень многие устраивают к себе на работу друзей и род-ственников. Есть фирмы, где семейственность просто процветает. Как это сказывается на атмосфере в коллективе?

 

– Есть фирмы, где семейственность идет на пользу. Но это скорее исключение из правил. Значит, люди умеют четко разделять, где работа, а где дом, где деловые отношения, а где родственные. Но по статистике, друзья и родственники на работе очень часто становятся источником проблем и конфликтов. Из-за чего это происходит?

 

Друг или родственник, привыкший к близким отношениям, не всегда готов к тому, что ему придется играть роль подчиненного, выполнять строгие требования, сталкиваться с критикой за плохо сделанную работу. Он –

любимый племянник, и вдруг родной дядя на совещании на глазах у окружающих устраивает ему разнос. Конфликты из дома будут приноситься на работу, конфликты с работы будут переноситься домой. Американцы говорят: «Не делайте бизнес с друзьями и родственниками».

 

Окружающим сотрудникам ка-жется, что родственнику создаются более комфортные условия работы. И даже если это не так, у них возникает ощущение несправедливости. Это серьезный демотивирующий фактор.

 

Работающим вместе родственникам это надо учитывать. Соблюдать служебную субординацию и все заведенные в компании правила поведения. Не обсуждать свои семейные проблемы в рабочее время. Если вы привели на свою работу друга –

будьте готовы к тому, что вы будете с ним конкурировать, что он может быть успешнее вас, быстрее сделает карьеру и займет руководящий пост, и уже вы будете от него зависеть.

 

Или ваш друг, напротив, окажется плохим сотрудником, тогда вам придется за него краснеть, испытывать чувство вины за то, что дали ему рекомендацию. Все это чревато конфликтами, испорченными человеческими отношениями. Все же иногда у американцев есть чему поучиться.

 

– Во многих компаниях проходят корпоративные мероприятия. Не все сотрудники любят в них участвовать. Ваш совет: ходить или не ходить на корпоративную вечеринку?

 

– Есть компании, где это даже не обсуждается, – ходить положено. Там, где человеку предоставлена свобода выбора, он должен понимать, что игнорировать корпоративные мероприятия –

значит противопоставлять себя коллективу. Можно найти компромиссный вариант – прийти на полчаса, показать людям: «Ребята, я с вами. Мне интересно». Но совсем не обязательно оставаться до тех пор, пока все участники банкета не начнут падать под стол.

 

Все зависит от того, как человек поставил себя в коллективе. Один демонстрирует окружающим: «У меня есть своя жизнь». У кого-то реальная проблема: «Не с кем оставить вечером детей и нужно быть дома». В данном случае все индивидуально. В зависимости от компании и вашего места в ней.

 

– Какого стиля общения лучше придерживаться на работе? Может быть, «ничего личного»?

 

– «Ничего личного» – это в идеале. Но в нашей культуре это трудновато. Очень многие сегодня практически «живут на работе», и это вносит в общение с коллегами личные ноты. Выбирайте, с кем дружить, а с кем поддерживать только рабочие отношения и держать дистанцию. Кстати, это тоже не простое искусство.

 

В коллективе нужно уметь и играть в команде, и конкурировать, и не забывать про свои интересы. Максимальная самореализация в профессии невозможна без хороших отношений с окружающими. Всегда относитесь к людям с уважением. Если ваш коллега допустил ошибку, дайте ему понять, что вы критикуете не его, а отдельный просчет: «Ты умный, хороший специалист. Здесь нужно сделать так и так». Старайтесь быть открытым, отзывчивым, демократичным человеком, проявляйте к людям искренний интерес и участие.

 

Ищите возможности помочь. Кто-то ищет врача для больного родственника, и вы можете порекомендовать хорошего специалиста. Кто-то хочет записать ребенка в танцевальный кружок, и вы знаете, где такой кружок работает. Угостите коллегу шоколадкой, дайте почитать хорошую книгу. Мы можем облагодетельствовать словом, информацией, знакомством, дельным советом. Из всего этого и складываются хорошие отношения. Помните, это жизненный закон: «Чем больше отдадите, тем больше и получите».

NULL