Лучи добра

Лучи добра
«У моих друзей в соцсетях часто появляются рассказы о личных бедах и трагедиях. Просьбы пожалеть и посочувствовать. Зачем люди выкладывают такую «подноготную»? И как на это реагировать?» — Ирина, по e-mail

Экзистенциальный психолог из Москвы Татьяна Гришина.

Окно в мир

Думаю, у этого явления несколько причин. Одна из них — современная тенденция к открытости. Причем, именно в виртуальном мире. Чем дальше мы отходим друг от друга в реальности, тем больше «раскрываемся» в интернете. И желание похвастаться, показать, как у тебя все хорошо, — только одна из граней такой открытости. Человек так же легко выносит на общий обзор не только свои победы, но и беды. Причем, заметьте, эта тенденция внутренней обнаженности всячески поощряется.

Еще одна причина — тотальное одиночество. Особенно, в условиях больших городов и мегаполисов. Люди становятся все оторванней друг от друга. Сильнее стараются охранять свое личное пространство в реале. В этом контексте гораздо проще рассказать о беде сотне виртуальных «френдов», чем открыть душу одному-единственному человеку лично.

Пугающий, но объективный факт: мы вообще все меньше и меньше доверяем друг другу. Недавно был проведен опрос о том, кому люди предпочли бы рассказать о своих проблемах — живому психологу или искусственному интеллекту. Большинство выбрало второй вариант. Почему?

Зло или добро

Довольно часто в соцсетях появляется фраза: «Прошу послать лучи добра». Так люди просят поддержки, когда им плохо. Или когда предстоит какое-то непростое дело. В принципе, психологический механизм и просьбы, и отклика на нее понятен.

У христиан есть такое понятие, как «соборная молитва». Это когда за человека одновременно молятся десятки, сотни или даже тысячи людей. Представляете, какая это мощная сила? Когда столько людей обращаются к Богу с просьбой вам помочь?

Если человек неверующий и невоцерковленный, он лишен такой молитвенной поддержки. И, по сути, просьба о лучах добра — это потребность в том, чтобы люди на секунду подумали о вас и мысленно пожелали вам удачи. Или потратили минуту и написали это пожелание в качестве комментария.

Есть только один важный нюанс. Молящиеся за вас точно искренны. И помыслы их — чисты. А вот когда вы просите о поддержке в соцсети — да, многие посочувствуют и пожелают добра. Но есть и те, кто позлорадствует и посмеется. И пожелают плохого. Поэтому такие просьбы — всегда риск. Надо понимать, что соцсети — это особое явление современного мира. И зла там, увы, гораздо больше, чем хотелось бы.

Способность к сочувствию

Как же реагировать, если ваш знакомый опубликовал пост-крик о своей беде?

Однозначный совет дать сложно. Разные люди, разные ситуации. Я бы рекомендовала слушать себя и свое сердце. Если это неблизкий и не знакомый вам лично человек, можно ограничиться сочувствующим «лайком». Так вы продемонстрируете человеку, что он не один, что вы не прошли мимо.

Более близкому сетевому другу можно написать какой-то сочувственный или поддерживающий комментарий. А если вы знаете человека лично, хорошо с ним общаетесь и видите по посту, что ему совсем плохо — напишите личное сообщение. Или даже позвоните. Спросите, можете ли вы чем-то помочь? Иногда такое участие может спасти человеку жизнь. Впрочем, на совсем отчаянный текст так же можно отреагировать и по отношению к неблизкому знакомому.

У Эдуарда Асадова есть стихотворение о человеке, который идет сквозь снег и у него дрожат губы. И снег ему кажется черным. Вывод поэта — нельзя руководствоваться этикетом в таких случаях: «Рванись к нему сквозь людской поток. Останови. Подойди!». Думаю, что в отношении соцсетей это тоже работает.

Марина Фокина