Молодой коллектив

Молодой коллектив

«Мне 43 года, недавно я устроилась на новую работу. Коллектив у нас молодой, большинству сотрудников 25–27 лет. Боюсь возрастного барьера. Как себя вести, чтобы не было проблем?»

Антонина Сергеевна, г. Москва

Отвечает психолог, руководитель отдела оценки персонала и кадрового консалтинга кадровой компании «AVANTA Personnel» в Москве Вера Юрьевна Александрова.

Встречают по одежке

Первая проблема, которая для многих женщин «за сорок» бывает актуальна в молодом коллективе, – как себя преподносить. Ведь это только начальник ценит нас за деловые качества. Остальные коллеги в первую очередь обращают внимание на наше умение общаться. И, что греха таить, на наш внешний вид. Это и пугает.

Ведь разница между сорокалетней и двадцатилетней женщиной не только в возрасте. Она – в манере общения, стиле одежды, а иногда даже в чувстве юмора. И стать «своей», такой же, как юные коллеги, вряд ли получится.

Парадокс в том, что для того, чтобы влиться в коллектив, как раз и не нужно становиться «своей». Самая большая ошибка в данной ситуации – начать копировать чужой стиль. Я несколько раз наблюдала, как зрелые женщины вдруг начинали носить джинсы на бедрах, короткие юбки, колготки яркого цвета. Все для того, чтобы не быть «белой вороной», быть, как все в офисе.

Заканчивалось это тем, что их вообще переставали воспринимать всерьез. Для молодой девушки ваша попытка стать на нее похожей – причина скорее для смеха, чем для уважения. Она будет видеть в вас лишь нелепо одетую, молодящуюся женщину. О каком авторитете здесь может идти речь?

Не стоит ударяться и в другую крайность: ходить на работу в растоптанных туфлях или растянутой кофте. То, что вы старше коллег больше чем на десять лет, не делает вас старушкой. Стиль должен быть зрелым, но элегантным.

Молодые больше других чувствительны к внешним проявлениям энергичности, целеустремленности. И одежда, если она вам к лицу, может запросто утвердить вашу значимость в их глазах.

Ты или Вы?

То же самое касается и манеры общения. Не следует копировать модные словечки или интонации, которые в ходу у молодежи. От вас никто этого не ждет. И зрелая женщина, произносящая слово «чувак», не становится для молодых ровесницей. Она становится для них смешной.

Другой вопрос, что старших людей молодежный сленг порой раздражает. И они начинают делать коллегам замечания, призывать их к чистоте русского языка или делать вид, что слов не понимают. В результате заслуживают неприятную репутацию зануды.

Постарайтесь быть более терпимой. В конце концов у вашего поколения тоже были модные выражения, понятные только ровесникам. И в свое время вы не стеснялись их употреблять.

Лучшим решением будет оста-ться самой собой. И общаться так, как вы общались бы с ровесниками. За исключением одного – не следует сразу же переходить на «ты». Многие женщины делают это как раз для того, чтобы стать «своей». А добиваются порой прямо противоположного.

Сейчас во многих офисах принято общаться на «ты». Это веяние совершенно других традиций, культур, языковых особенностей. «Тыкать» человеку, который на двадцать лет старше, – вне нашей традиционной русской культуры. И даже самая общительная и незакомлексованная двадцатилетняя девушка при этом чувствует дискомфорт. А при том, что вы едва знакомы, ей будет неудобно, даже если вы сами об этом попросите. С другой стороны, обращаться на «ты» к младшему вполне допустимо. И на ваше «тыканье» молодой коллеге трудно возразить. Она воспринимает такое обращение как право старшего.

В результате вы не только не становитесь «своей», но и еще больше подчеркиваете разницу в возрасте. Поэтому хотя бы в первое время постарайтесь на «ты» не переходить. Обращайтесь к молодым коллегам по правилам профессионального этикета. Это гораздо более действенное средство для того, чтобы влиться в коллектив. Ведь обращение на «вы» –

это признак не только отчужденности, но и уважения. А молодые очень это уважение ценят.

Учить или учиться?

У многих женщин «за сорок» проблемы возникают не только при внутриофисном общении с молодыми коллегами, но и во время работы. Самая распространенная ошибка здесь в том, что женщины воспринимают свой возраст слишком серьезно. И путают понятия «опыт» и «навыки». Издавна считалось, что чем старше человек, тем больше он умеет. У многих из нас этот стереотип крепко сидит» в подсознании. И мы приходим в коллектив с полной готовностью помогать молодым «собратьям по цеху», учить их работать. И уж точно не хотим, чтобы учили нас.

Но в современных условиях опыт работы и умение работать –

совершенно разные вещи. Наши реалии быстро меняются: каждый год появляются новые технологии, новые подходы к решению тех или иных проблем. И зачастую они полностью преобразуют старые представления о профессии.

Накопленный опыт оказывается не очень-то нужным. Успешным становится тот, кто быстрее приспосабливается к новому. И женщина вдруг понимает, что ей нечему учить молодых коллег. Более того, зачастую они работают лучше, чем она.

Это рождает в душе диссонанс, а иногда и зависть. И возраст из положительной категории переходит в отрицательную. Очень распространена ситуация, когда дама занимает так называемую агрессивно-защитную позицию. «Да, ты сделала работу быстрее, но сколько тебе лет и сколько мне!». И этим вовсе не добавляет себе авторитета, а, наоборот, вызывает раздражение у молодых.

Избежать таких ситуаций, между тем, очень просто. Не стоит воспринимать возраст как ваше преимущество или недостаток, не стоит постоянно думать о нем. Хорошо работают только те люди, которые готовы постоянно учиться. Ваши навыки должны обновляться, совершенствоваться.

И если вам есть что позаимствовать у молодых, не стоит этого стыдиться. Примите как данность: новое поколение, как правило, лучше разбирается в технике, более успешно осваивает новые компьютерные программы, быстрее ориентируется в ситуации. И не будет ничего страшного, если вы попросите совета у двадцатипятилетней коллеги. Это скорее прибавит вам очков в глазах сослуживцев.

С другой стороны, есть вещи, которым вы можете научить своих коллег. Технологии меняются часто. И возраст здесь не дает нам очков. Но с годами к любому из нас приходит так называемый социальный интеллект.

В сорок лет люди масштабнее смотрят на вещи, чем в двадцать. Они лучше находят подход к трудным клиентам. Они уже знают, как правильно общаться с начальством. Провал проекта для них –

не мировая катастрофа. Это и есть тот настоящий ценный опыт, который люди приобретают после 15–20 лет работы.

И его можно и нужно использовать на новом месте. Это не значит, что молодых коллег надо постоянно поучать. Лучше советовать ненавязчиво, показывать своим примером, как нужно действовать. Это дает больший результат. И, кстати, старших людей зачастую ценят именно за то, что они приносят в молодой коллектив спокойствие и стабильность.

В роли мамочки

Правда, у «социального интеллекта» есть один побочный эффект. У женщины в сорок лет не только больше опыт общения на работе, у нее и жизненный опыт больше. Поэтому старшая сотрудница зачастую превращается для младших в советчицу. Они подсознательно ассоциируют ее с матерью и приходят к ней обсуждать не только профессиональные, но и личные проблемы.

Ничего плохого в этой роли нет. До той поры, пока она не мешает выполнять профессиональные обязанности. А такое случается. Зачастую опытная дама весь день проводит в обсуждении прививок, которые необходимо сделать ребенку коллеги. А годовой отчет меж тем стоит на месте. Это, в свою очередь, раздражает других коллег.

Лучший выход из этой ситуа-ции – соблюдать баланс между ролью «мамочки» и коллеги. Нет ничего плохого в том, что в свободное время вы «поработаете» личным психологом для молодых коллег. Но если вы заняты, отказывайте. Вежливо, но смело.

Свой путь

Нынешние молодые люди очень амбициозны. Поэтому появление равной им коллеги «за сорок» они могут воспринять с недоумением. Часто зрелые женщины жалуются на то, что им задают неприятный вопрос: «Почему же вы до сих пор в рядовых? Вот я в вашем возрасте точно буду начальником!».

Многие из-за этого переживают, начинают комплексовать, считают, что ничего не добились. Не стоит так думать. На самом деле профессиональный успех определяется не количеством преодоленных ступеней карьерной лестницы. Он в том, чтобы быть на своем месте. И если вы комфортно чувствуете себя в «рядовых», не нужно заставлять себя «лезть в генералы». У каждого свой путь.   

Евгения СМОРИНОВА