Мыльные оперы частной жизни

Мыльные оперы частной жизни

Прилавки книжных магазинов заполнены дамскими романами о нереально красивой любви. Как изменится психология женщины, если она увлечется этими сочинениями? На эту тему размышляет кандидат психологических наук, известный столичный психотерапевт и писатель Ольга Романовна Арнольд.

Всеобщая любимица

Марину привела ко мне мама, с которой мы когда-то вместе учились. Девушке двадцать девять лет, ее распахнутые голубые глаза удивленно взирают на этот мир, где она никак не может найти свое место. Белокурые волосы в дорогом художественном беспорядке падают на плечи. Представляю, сколько времени она проводит перед зеркалом! Подозреваю, что пытается сделать из себя вторую Клаудию Шиффер.

Нельзя сказать, что Марина за всю свою жизнь не заработала ни гроша. Ну, может, грош-то заработала, но не больше. Очаровательный ребенок, она с детства была любимицей не только мамы и папы, но и бабушек и дедушек с обеих сторон. Сейчас папочка крутится как белка в колесе, чтобы только обеспечить дочурку самым необходимым — ну, например, норковой шубкой. Родители бы с удовольствием переложили бы этот тяжкий груз на плечи какого-нибудь молодого человека, да вот замуж Марина никак не выходит! Поклонников у нее полно, но она все ищет кого-то необыкновенного… ну, например, какого-нибудь известного артиста, естественно, богатого. Или простого русского миллиардера.

У Марины явно завышенные требования к другим — при совершенном отсутствии требований к себе. Поговорив с ней, я не могла отделаться от впечатления, что беседовала с пятнадцатилетней девочкой.

— Марина, а вы слышали когда-нибудь такое выражение: чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта?

— Это не для меня. Я уверена, что заслужила хорошего мужа. Я красива, не дура, у меня даже институтский диплом есть. Мой будущий избранник может быть не слишком богат — ну, я думаю, три тысячи баксов в месяц меня бы устроили. А генерал мне даром не нужен — зачем мне старик?

Мечта о знойном красавце

Она описывает мне свой идеал, но я могу ее и не слушать. Я знаю, что она говорит о герое-любовнике-муже, кочующем из одного любовного романа в другой. А может, это знойный красавец из какой-нибудь популярной мыльной оперы?

— И еще он должен быть внимательным и нежным… — снова доносится до меня голос моей клиентки.

— Марина, а вы знаете, что у нынешних бизнесменов нет времени быть внимательными и нежными. Они полностью поглощены своим делом — зарабатывают деньги.

— Но бывают же исключения!

Наверное, бывают. Только Марина не вращается в тех кругах, где встречаются мало-мальски богатые люди. Ее родители совсем не из этой среды. Однажды девушка попробовала устроиться секретарем в некую престижную фирму. Но, увы, миновали те времена, когда от секретарши требовалось только иметь длинные ноги, носить мини-юбки и красиво подавать кофе. Теперь она должна еще и уметь работать. А вот это-то Марина считает ниже своего достоинства:

— Они думают, что я за такие деньги буду на них горбатиться!

«Ей рано нравились романы»

Я поняла, что Марина взахлеб читает дамские романы в бумажной обложке. И именно оттуда черпает представления о жизни и о любви. Надо сказать, что и мама тут во многом виновата: именно она принесла в дом эти книжки в мягкой бумажной обложке.

— Я действовала из лучших побуждений, — оправдывается она. — Просто в институте Марина попала в компанию, которая мне очень не нравилась. Ее друзья казались мне такими прожженными циниками! Когда я говорила дочери, что для женщины не существует жизни без любви, она только смеялась надо мной.

Вот я и решила познакомить ее с романтичными чувствами через эти романы…

Конечно, отнюдь не только романтически-примитивное чтиво — причина Марининой инфантильности. Но и оно внесло свою лепту, это несомненно. Сентиментально-слащавые романы оказались удивительно созвучными ее несформировавшейся личности. И для того чтобы сдвинуть Марину с мертвой точки, заставить переоценить некоторые установки и по-другому взглянуть на нашу суровую реальность, я решила действовать так же, как и ее мать.

Я тоже предложила ее вниманию книги, относящиеся к легкому жанру, но немного другие. Например, дала ей роман Норы Робертс «Рожденная во льду». На поверхности это тоже сказка про золушку, на которую свалился с небес писатель-миллионер. А по сути — это история о том, как молодая женщина осуществляет давнюю мечту: сделать свой дом процветающей и очень уютной гостиницей. И добивается этого тяжким трудом.

Конечно, в случае с Мариной одним умным романом не отделаешься, с ней нужно долго и упорно работать. А главное, она сама должна захотеть кое-что в себе изменить.

Уход от реальности

Но меня в этом случае заинтересовала еще и позиция ее мамы. Чем она руководствовалась, принося дочке любовные романы того сорта, которые называют «романами для горничных»? Конечно же, своим собственным вкусом, в этом Раиса мне призналась сама. Да, она любит эти книги, у нее на даче целый шкаф ими забит.

Меня это сначала удивило, ведь в университете Раиса когда-то блистала интеллектом. Но потом я поняла, что все дело в ее глубокой внутренней неудовлетворенности.

Когда-то Рая вышла замуж по большой любви. Но бурные чувства быстро перешли в привычное сосуществование под одной крышей. Нет, ни она, ни ее муж никогда серьезно не задумывались о разводе, ведь у них трое детей. Но Раиса была разочарована.

Нельзя сказать, что ее супруг — неудачник. Но и говорить о его успешной карьере тоже нет оснований. С финансами в семье дело обстоит не слишком благополучно. Мальчики-близнецы еще ходят в школу. А вот старшая дочь — сплошное разочарование. Несмотря на красоту, она совершенно не оправдывает возлагавшихся на нее надежд. Сама Раиса в ее возрасте была уже не только замужней женщиной, но еще и матерью и почти кандидатом наук. Да, Раиса очень недовольна своей жизнью. И для нее примитивные романы, которые она читает взахлеб, — способ ухода от реальности.

К сожалению, многие женщины увлекаются подобного рода литературой. Более того, осмелюсь высказать крамольную мысль: когда такие книжки впервые появились на лотках, почти все мы попробовали это чтение на зуб  хотя бы из вполне понятного человеческого любопытства.

Мать другой моей подруги, простая женщина с незадавшейся личной судьбой, выйдя на пенсию, два года беспрерывно читала любовные бестселлеры. Ее можно понять — она заново переживала жизнь, испытывала те ощущения, которые ей не довелось познать в реальности. Именно для таких, как она, и предназначены на самом деле эти книжки. Так же, как и латиноамериканские мыльные оперы.

Но когда неглупые молодые женщины с головой уходят в любовные переживания каких-нибудь американских старлеток, это обычно свидетельствует о глубокой личностной неудовлетворенности.

Что ты читаешь?

Я всегда спрашиваю у женщин, которые приходят ко мне за помощью, что они читают. Это во многом помогает мне их понять.

В данном случае речь идет об арттерапии, терапии искусством, и о ее частном случае — библио­терапии, то есть психотерапии при помощи книг. Возможно, это не самый эффективный способ помощи. Но зато он не требует никаких лишних усилий. И главное, взять книгу с полки можно вполне самостоятельно.

Однако применять этот метод надо с умом.

Когда вам плохо, серьезных книг, навевающих тоску, лучше не читать. Я считаю, что женщина просто не имеет права долго находиться в депрессии. А потому первый долг женщины — побыстрее выйти из состояния тоски и уныния. И как раз тут может помочь легкое чтение.

Но это вовсе не обязательно дамские романы. Это могут быть и детективы, и хорошие сказки, и книги о животных — кто что любит.

NULL