Стучите ногами об пол

Не так давно в Москве появились детские сады и школы, занимающиеся с ребятами по вальдорфской педагогической системе. Об этом – репортаж нашего корреспондента из школы № 1060 г. Москвы, где накоплен девятилетний опыт обучения детей по системе вальдорфской педагогики.

Как только попадаешь в это учебное заведение, сразу же замечаешь, насколько оно отличается от обычных школ. Все, что окружает ребенка, здесь имеет значение для его развития. Даже цвет стен в каждом классе свой. В первом классе стены красного, "согревающего" цвета, чтобы ребенок мог чувствовать теплоту, которая исходит от окружающей действительности. Во втором классе они оранжево-персикового цвета, в третьем – ближе к желтому. Фрески, которые украшают стены классных комнат, отражают темы года. Например, в третьем классе фреска изображает изгнание Адама и Евы из райского сада. Психологи утверждают, что в этом возрасте ребенок начинает осознавать свою обособленность от мира, он уже не растворен в окружающем, как это было раньше. И эта фреска как бы отражает его внутреннее состояние. Ну а главное, что сразу бросается в глаза, – это то, что детям нравится учиться. Ну, скажите, в какой школе дети ждут, когда кончатся эти "дурацкие" каникулы, чтобы скорее пойти на занятия? А здесь это никого не удивляет. Рассказывает директор школы # 1060, кандидат педагогических наук Анатолий Аркадьевич ПИНСКИЙ: – Вальдорфская педагогика возникла в Германии в начале XX века. Инициатором создания этой школы был немецкий философ Рудольф Штайнер. В основу этой педагогической системы были положены принципы, несколько отличающиеся от общепринятых. Если обычная школа делает упор на интеллектуальное образование ребенка, то вальдорфская – развивает гармоничную личность, обладающую не только определенным багажом знаний, но и способную глубоко чувствовать, прекрасно двигаться, музицировать, рукодельничать. Мы стараемся не форсировать развитие детей в младших классах, и это является важной особенностью обучения в нашей школе. Мы считаем, что программа должна следовать за естественным темпом развития ребенка, а не наоборот. Да, у нас с первого класса дети изучают два языка – английский и немецкий. Но если посмотреть на методику обучения, побывать на уроке, то вы увидите, что эта методика игровая. Дети поют песенки, читают стишки. Они не учат грамматику, которая для младшей школы тяжела. Нельзя переоценить также роль искусства при обучении. Искусство не нацелено на зубрежку, оно позволяет детям раскрыться и на своем уровне решать какие-то творческие задачи. Поэтому у нас и в количественном отношении творческих занятий больше, чем в обычной школе. А самое главное, что в сознании педагогов и детей музыка, живопись, лепка, художественный труд, рукоделие занимают совершенно равнозначное место с математикой, историей, физикой. – Но многое в вашей школе так, как обычно: классные руководители, отметки? – Нет, это не совсем так. Классный руководитель, в отличие от привычной модели начальной школы, ведет класс не 3-4 года, а 7-8 лет. Поэтому гораздо существеннее его повседневная функция как воспитателя. А отметок в вальдорфской школе нет до самых выпускных классов, где это требуется по закону. И это правильно. Мы считаем, что ставить отметки и вносить элемент конкуренции, особенно в младших классах, совершенно не нужно. Анатолий Аркадьевич поясняет, как оценивается работа ребят без помощи отметок. Каждый учитель ежегодно пишет развернутую характеристику на каждого ребенка. В младших классах они адресованы родителям. В характеристиках конкретно указывается, что у ребенка получалось в минувшем году, на что желательно обратить внимание в следующем. И дети прекрасно знают, какие у них успехи и в чем проблемы. В вальдорфской школе педагог не имеет права повышать голос на ребенка. Но внутренняя свобода отнюдь не означает безответственности и вседозволенности. Бывает, и родителей вызывают в школу. А в позапрошлом году за грубейшие нарушения дисциплины одного ребенка вообще исключили – за 9 лет существования школы это был единственный случай. Но все-таки главный стимул в учебе – сделать так, чтобы ребенку было интересно учиться. Если ему интересно на уроках, если ему нравится общаться с учителями, с детьми, то тогда очень многие проблемы могут решаться и без армейской дисциплины. А вот как сделать так, чтобы ребенку было интересно учиться? Чтобы ответить на этот вопрос, лучше всего побывать на уроках. В младших классах применяется игровая педагогика. Знаете, например, как первоклашки учат таблицу умножения? В отличие от других школ, они не зубрят ее за партой, а расхаживая по классу, выстукивают цифры ногами. Например, учитель говорит: "Дважды три", и дети должны протопать шесть раз. С одной стороны, это намного живее и интереснее, чем писать цифры в тетрадке, а с другой – и запоминается лучше, потому что таблица входит уже не только в обычную память, но и, если так можно выразиться – в "память тела". Вальдорфская педагогика предполагает "эпохальное" обучение. Поэтому каждый день в каждом классе начинается с Главного урока, который длится час сорок пять. То есть, учащиеся погружаются в какой-нибудь один предмет и в течение трех-четырех недель занимаются только им. В каждом классе есть основные темы года. В первом классе, например, это сказки. В конце каждого Главного урока учитель рассказывает детям какую-нибудь народную сказку. Во втором классе основная тема – это басни и легенды о святых, на этих примерах дети изучают добродетели и пороки. Третий класс – это история Ветхого завета, четвертый класс – мифология и эпосы других стран и так далее. Особенных, вальдорфских, предметов не так уж много. В младших классах есть специальный предмет – рисование форм, орнаментов. Это что-то среднее между рисованием и геометрией. Очень интересный предмет – эвритмия, переводится как "видимая речь". Перед началом урока дети переодеваются в специальные наряды, надевают чешки. Звучит живая музыка – флейта или фортепиано. Ребята встают в круг, учитель читает стихи, а они под стихи и под музыку начинают двигаться. При этом выполняют сложные фигуры на координацию движений, когда руки делают одно, а ноги – другое. Двигаясь, они "рисуют" разные геометрические формы, например, пятиконечную звезду. Если посмотреть со стороны на урок эвритмии, может показаться, что движения достаточно простые, но в них вложен большой смысл. Ведь как ребенок двигается, так он и мыслит. Рассказывает педагог школы # 1060 Мария Григорьевна ВАРЛАМОВА: – Когда к нам переходят дети из общеобразовательной школы, прежде всего бросается в глаза их зажатость. Наши дети более открыты, внутренне свободны, раскрепощены. Тестирование показало, что они не агрессивны, и это очень важно. Каждый ребенок растет здесь, как цветок, и важно дать ему распуститься и раскрыться. Начиная с первого класса дети изучают ремесла – гончарное дело, ткацкое, кузнечное, плотницкое. И применяют свои знания на практике. Например, сруб, который стоит в школьном дворе, построили наши ученики. Выставка рукоделия в вестибюле отражает процесс трудового воспитания школьников: деревянные ложки, восковые свечки, керамика. В первом классе дети вяжут спицами, во втором осваивают вязание крючком, в третьем учатся вышивать и ткать на станке. В четвертом вяжут носки, варежки, шапочки. Бутафорская пушка возле кабинета директора напоминает о спектакле "Сирано де Бержерак", который поставили ученики школы. Оказывается, каждый класс, начиная с первого, ежегодно ставит спектакль – с костюмами, музыкой, реквизитом. Театрализованные представления помогают ребятам лучше усваивать школьную программу. Школьная программа, в принципе, для всех едина. Но постепенно, по мере перехода из класса в класс, интересы детей начинают дифференцироваться. Одни больше склонны к иностранным языкам, литературе, истории, другие – к математике, физике. Естественно, призывы детей к творчеству остаются пустыми лозунгами без творчества учительского. Если учитель из года в год механически пересказывает параграфы одного и того же учебника, то чего можно требовать от детей? Поэтому учителя школы # 1060, как профессора в университете, строят свой курс, работая с разными источниками. Учебников, в привычном понимании, в вальдорфской школе нет, дети, особенно в младших и средних классах, занимаются по своим рабочим тетрадям. Ребенка учат наблюдать, анализировать, учителя составляют курс таким образом, чтобы дети на каждом уроке могли сделать какое-нибудь маленькое открытие. А еще в этой школе особая роль отведена родителям. В обычной школе родители, как правило, существа бесправные, там нет никакого общественного управления, совместной выработки решений. На одном уровне сказала учительница, на другом сказал директор – все, точка. В вальдорфской школе родители совместно с педагогическим коллективом и директором обсуждают все проблемы и совместно вырабатывают коллективное решение. – Я думаю, самое важное качество, развитию которого содействует наша школа – это самостоятельность и осмысленность в выборе жизненного пути, – считает Анатолий Аркадьевич Пинский. – Кроме того, школа формирует ряд общекультурных навыков. Раньше любой гусар мог сыграть на фортепиано, написать романс, станцевать вальс, объясниться по-французски. У нас вот эта общекультурная сторона школы в России не на высоте. И вальдорфская школа формирует общекультурные навыки, важные для человека, в какой бы сфере он ни работал. Как правило, все наши выпускники умеют рисовать, владеют музыкальными инструментами. Ну, и два языка – немецкий и английский – тоже не помешают в жизни. – Что бы вы посоветовали нашим читательницам, чтобы они могли воспользоваться достижениями вальдорфской педагогики самостоятельно, в домашнем общении с детьми? – Родителям, особенно если это касается детей детсадовского возраста или начальной школы, нужно жестко лимитировать время, проводимое ребенком у телевизора. Я считаю, что смотреть телевизор дети должны не больше часа в день. Еще одна простая рекомендация, которую очень трудно выполнить родителям: хотя бы раз в неделю, в субботу или в воскресенье, гулять с детьми. Кроме того, очень полезно что-то делать вместе с детьми. Неважно что: вязать, рисовать, музицировать, разгадывать кроссворды, мастерить воздушного змея, пускать голубей. Единственное исключение: нельзя вместе по три часа смотреть телевизор. Потому что это вы вместе не с ребенком, а с телевизором. Желательно не реже чем раз в месяц ходить на родительские собрания в школу, общаться с воспитательницей и родителями в детском садике. Жить жизнью ребенка во всех ее проявлениях.

Андрей ШМИДТ