Хобби против депрессии

В последнее время наблюдается настоящий бум в области самовыражения. Люди, не имеющие отношения к профессиональному искусству, пишут картины и стихи, занимаются танцами, вяжут, вышивают.

Зачем им это нужно? — спросили мы у врача-психотерапевта Центра патологии речи и нейрореабилитации, члена Профессиональной психотерапевтической лиги и Российского психоаналитического общества Татьяны Алексеевны Белюченко.

— Как вы считаете, все ли способны к творчеству?

— Безусловно. Это свойство дано нам от рождения. Мы называем Бога Творцом. И главное наше подобие ему заключается в нашей способности создавать.

Когда человек не находит возможности реализовать себя в творчестве, он переживает это очень болезненно. Чтобы заглушить свою боль, часто прибегает к алкоголю, наркотикам. Не случайно люди примитивных профессий бывают склонны к пьянству.

— Ну, среди художников, положим, этот недуг тоже весьма распространен.

— Это уже по другой причине. Многие люди искусства изначально были предрасположены к депрессии. И творчество для них стало возможностью справиться с ней, ослабить влияние болезни. Незавершенные и травматические переживания изливались на бумагу в виде художественных произведений, и это освобождало человека от его страхов, тревог, депрессий. Если бы эти люди не пытались выразить себя в искусстве, неизвестно, как долго бы продлилась их жизнь.

— А что же такого есть в творчестве, что помогает человеку даже выжить?

— Один из самых авторитетных и уважаемых психологов нашего времени Михей Чиксентмихайи провел большое исследование: что испытывают люди в момент наивысшей радости. И выяснил: состояние потока, полной поглощенности тем, что они делают в данный момент. А удовольствие от процесса так велико, что люди готовы сами платить за то, чтобы заниматься этим. Именно такое состояние мы испытываем в том числе и во время творческой деятельности.

Почему же занятие искусством так благотворно действует на нашу психику? Дело в том, что в повседневной жизни нас часто одолевают неприятные мысли, тревоги. Когда же человек вкладывает всю свою психическую энергию во взаимодействие — с человеком, холстом, музыкальным инструментом — он как бы становится частью системы, большей, чем его индивидуальность. И его тревога уменьшается.

Ученый приводит такой пример. В Исландии на душу населения приходится поэтов больше, чем в любой другой стране. В течение столетий холодными ночами жители селений, занесенных снегом, собирались перед очагом, чтобы заняться пением баллад или послушать старинные сказания. Если бы они проводили это время в молчании, их разум наполнился бы страхом и отчаянием. А овладев стихосложением, исландцы научились контролировать свои переживания.

То же самое происходило с людьми, оказавшимися в экстремальной ситуации — в концлагере или в полярной экспедиции. В жесточайших условиях поэты, математики, историки, специалисты по Библии спасали себя и других, создавая островки здравого смысла в мире хаоса. Когда внешний мир беспредельно суров, спасение приходит из мира внутреннего.

Известный российский психиатр профессор Марк Евгеньевич Бурно создал метод лечения для тяжелейших больных шизофренией — «Психотерапия творческим самовыражением». В результате его пациенты перестают быть похожими на овощ. Они начинают чувствовать жизнь, взаимодействовать с другими людьми, пытаться что-то рассказать о себе посредством творчества.

Так вот если искусство спасает людей даже в таких экстремальных условиях, можно представить, как оно способно действовать на обычного человека в повседневной жизни.

— Но в повседневной жизни большинство из нас ходят на скучную, далеко не творческую работу. А с искусством встречается разве что в выходные, да и то не в каждые…

— Будет ваша работа творческой или нет — чаще всего зависит от вас. Вот врач — профессия, казалось бы, творческая. Он занят непрерывным размышлением о том, чем болен его пациент, как ему можно помочь. Так же, как у художника, у доктора могут быть минуты озарения.

Помню, как однажды я сама испытала такое мгновенное прозрение. У пациента был сложный перелом ноги, и я курировала его по терапевтической части. Что-то меня беспокоило, но я не могла понять, что именно. И вот ночью мне приснился… запах. Я поняла, в чем дело. Утром прибежала в больницу — так и есть! Раны под гипсом у пациента начали активно гноиться, и до беды было совсем недалеко.

Я знаю многих врачей, которые относятся к своей профессии творчески. Но есть доктора, застывшие в своем развитии, и их мало что интересует в своей специальности. Раз в пять лет они ходят на месячные курсы повышения квалификации и считают, что этого вполне достаточно.

А возьмем такую профессию, как медсестра. Большинство из них очень узко выполняют свои обязанности: раздают таблетки, делают уколы, измеряют температуру. Но я знаю, например, «сестру милосердия», как она себя называет, Йоланту Паукштене из отделения доктора Александра Ефимовича Алексейчика в Вильнюсском центре психического здоровья. Так вот для нее эта работа — часть ее жизни, ее способ самовыражения.

Она выясняет у врача, что происходит с больным, какую тактику он избрал, за чем надо следить. Поскольку медсестра ближе к пациенту, он может рассказать ей то, чего не стал бы говорить доктору. И с одной стороны, Йоланта помогает врачу лучше узнать лечащегося человека, с другой — самому больному, сочувственно выслушивая его.

Так что важна не работа, а как человек к ней подходит, что вносит в нее от своей личности. Я помню, в начале 90-х годов художники бросились рисовать сюжет, который почему-то имел тогда спрос: одинокая свеча на ветру. Их было огромное количество — узких картин с горящей свечой. Их поставили на поток, как матрешек. Это что — творчество?

— Как вы думаете, почему в наше время так популярно именно изобразительное искусство: сегодня все рисуют или хотя бы раскрашивают. А в 60-х годах все сочиняли стихи.

— В 60-е годы впервые после сталинских репрессий людям разрешили говорить. А стихи — это то, что должно звучать, даже если мы читаем их про себя. К тому же это была аудиальная эпоха. Мало у кого тогда был телевизор, но люди много слушали радио, поэты выступали как в маленьких залах, так и собирали целые стадионы.

Тем, чье детство пришлось на это время, повезло. Потому что в стихах автор обращается к тебе на уровне, который вообще минует сознание и проникает прямо в душу. И слушателю надо отреагировать на это не умом, а чем-то большим. К этому нужно иметь привычку. И если в детстве вам не привили любовь к стихам, то потом уже трудно будет их понять.

Сейчас — визуальная эпоха, она связана с распространением телевидения, компьютеризацией. Более того, визуальные средства массовой информации сегодня уже диктуют психическим процессам, как им протекать. Появилось так называемое клиповое мышление. Дети сначала смотрят клипы, а потом у них мышление становится похожим на эти клипы.

Кроме того, сейчас в обществе преобладают нарциссические личности. А что им нужно? Чтобы их самих или их проявления кто-то увидел. Проще всего это реализовать в изобразительном искусстве. У меня есть приятель, который совершенно не интересуется живописью, его не заманишь ни на одну даже самую популярную выставку. Но он считает себя художником, потому что нарисовал как мог с десяток картин, их разрешили повесить на время в каком-то кафе вместе с другими такими же «произведениями».

Теперь у молодого человека появились поклонницы. Это все, чего он хотел. Как вы понимаете, к искусству это не имеет никакого отношения, а только тешит тщеславие автора. Настоящий творец испытывает счастье не тогда, когда звучат аплодисменты, а когда он ощущает особый драйв, подъем во время создания произведения — будь то история своего рода или простенькая кукла.

— Если человеку творить «показано», то почему не все этим занимаются?

— Ну, во-первых, кому-то творчества хватает и на работе, как мы выяснили. Я не могу представить, чтобы Галина Уланова или Майя Плисецкая после спектаклей вязали шапочки.

Во-вторых, любительство и дилетантство — эти понятия в наши дни приобрели уничижительное значение. Хотя изначально оба этих слова обозначали качества человека, получающего радость от того, что он делает. Раньше такие люди вызывали восхищение, потому что, занимаясь творчеством, они улучшали качество своей жизни.

И наконец, многие почему-то считают, что искусство — удел избранных — тех, у кого есть талант или специальное образование. На самом деле каждый из нас имеет право рассказать о себе миру в той форме, которая ему наиболее близка.

А уж станет ли ваше творение произведением искусства или порадует только самого автора — это не нам судить. Как известно, великий художник Винсент Ван Гог при жизни продал только одну картину…

Анастасия Степанова